Из жизни великих:

Lucio Silla

News image

Юношескую оперу Моцарта о римском диктаторе Луции Сулле поставил в театре Ла Фениче Юрген Флимм — нынешний художест...

Бастьен и Бастьенна

News image

«Бастьен и Бастьенна» (KV 50, нем. Bastien und Bastienne) — одноактный зингшпиль 12-летнего В. А. Моцарта на либретто...

Брамс

News image

Брамс (Иоган) - один из наиболее крупных современных немецкихкомпозиторов, род. 7 мая 1833 года в Гамбурге. Сын бедн...

Закулисье:

Театр оперы и балета Беларуси представит восстановленны

News image

3 июня на сцене театра оперы и балета будет представлен восстановленный и адаптированный к новой сцене спектакль Хова...

В Карабахе состоится 3-ий международный фестиваль юных

News image

В Нагорно-Карабахской Республике проходит по счету 3-ий международный фестиваль юных исполнителей классической музыки по...

Септики тверь septik-tver.ru. . https://www.audit-pro.com юридическая консультация работа в зеленограде.

Авторизация






Что русскому плохо, то немцу - романтизм
Классическая музыка - Музыкальные публикации

что русскому плохо, то немцу - романтизм

...Безусловно, досталось Рубинштейну вполне заслуженно. Хор «Тише, тише подползайте» из оперы «Демон» явно не принадлежит к числу её лучших страниц. Но симптоматично то, что едкий Сац не стал высмеивать Рубинштейна вместе с другими русскими композиторами, а свалил его «в одну кучу» с Верди и Гуно. Это весьма распространённый взгляд на Рубинштейна: мол, «ну да, был такой, от ворон отстал, а к павам не пристал». Позволю себе с таким отношением категорически не согласиться.

В Московском Художественном театре, так сказать, «первого созыва» работал выдающийся композитор Илья Сац. В 1906 г., если ничего не путаю, он написал три одноактные оперы-пародии, высмеивающие современный ему оперный театр. Одна называлась «Месть любви или Кольцо Гваделупы» и представляла собой пародию на итальянскую и французскую «большую оперу». Вторая называлась «Восточные сладости или Битва русских с кабардинцами» — она высмеивала пресловутый «ориентализм» в музыке. В третьей, озаглавленной «Не хвались, идучи на рать», досталось всем: и Глинке, и Даргомыжскому, и Римскому-Корсакову, и Бородину, и Мусоргскому, и Чайковскому. Легче сказать, кому не досталось. Не досталось Антону Григорьевичу Рубинштейну. Точнее, ему досталось, и ещё как, но только в опере «Месть любви», которая открывается «Хором заговорщиков», распевающих единственную фразу: «Тише, тише подползайте», доходя в конце концов до фортиссимо.

Безусловно, досталось Рубинштейну вполне заслуженно. Хор «Тише, тише подползайте» из оперы «Демон» явно не принадлежит к числу её лучших страниц. Но симптоматично то, что едкий Сац не стал высмеивать Рубинштейна вместе с другими русскими композиторами, а свалил его «в одну кучу» с Верди и Гуно. Это весьма распространённый взгляд на Рубинштейна: мол, «ну да, был такой, от ворон отстал, а к павам не пристал». Позволю себе с таким отношением категорически не согласиться.

Рубинштейн и русская культура

Возможно, кто-то помнит, как в советские годы было популярно изображение трёх наложенных друг на друга профилей: Маркс, Энгельс, Ленин. Я считаю, что изображение отцов-основателей русской музыки должно быть таким же, тройственным: Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн.

Последний — очень важное и практически единственное звено, связывающее русскую музыку с западноевропейским ранним романтизмом. Звено запоздавшее, но необходимое. Писать музыку в европейской романтической традиции можно было и Шопену, и Мендельсону, и Шуману, и Берлиозу, и Монюшко, а позднее и Дворжаку, и Григу, и Сибелиусу и всем кому не лень. Но только не русским композиторам! Никому не приходило в голову называть Брамса эпигоном Шумана или Мендельсона. А русский композитор, желавший творить в рамках той же общеевропейской романтической традиции, немедленно получал по башке за вторичность. Он, в отличие от своих западных коллег, такого права не имел.

И кто же отказывал русским композиторам в этом праве? От кого же исходил этот антирусский шовинизм? Вы думаете, от каких-нибудь фашиствующих европейских снобов? Ничуть не бывало, ветер этот веял с противоположной стороны. Как это ни парадоксально, его испускали наиболее убеждённые русские патриоты.

Рубинштейн сделал для русской музыки два очень важных дела. Во-первых, он организовал Русское музыкальное общество, которое впервые в нашей стране стало проводить регулярные симфонические концерты. До этого концертная жизнь России сводилась к выступлениям заезжих гастролёров и музицированию в салонах. Другими словами, такое милое явление, как абонементные симфонические концерты с мирно дремлющими в креслах бабульками, ставшее неотъемлемой частью культурного пейзажа крупных российских городов, появилось на свет исключительно благодаря Рубинштейну.

Ну и во-вторых, конечно, самым главным достижением Рубинштейна в деле пропаганды серьёзной музыки стало основание Петербургской консерватории. Я не знаю другого музыкального учебного заведения, давшего миру столько великих выпускников. Ну разве что Московская консерватория, «отпочковавшаяся» от Петербургской, может хоть как-то соперничать.

И что, вы думаете, все были рады, счастливы и благодарны?

Рубинштейн и «Могучая кучка»

«Могучая кучка» восприняла начинание Рубинштейна как пагубное. «Немецкий академизм» был, по мнению «кучкистов», вреден русскому самобытному духу. Они заявляли, что России консерватория не нужна, и были правы. Им она действительно была не нужна. Они были маменькиными сыночками из дворянских семей и получили прекрасное домашнее образование.

Нет, Рубинштейн тоже вырос в обеспеченной семье и тоже занимался у известных частных педагогов. Но, возможно, ему, родившемуся в маленьком еврейском местечке в Приднестровье, было чуть более понятно, что не у всех были такие возможности, как у него, и потому хотелось сделать музыкальное образование более доступным.

Не подумайте, что я хочу как-то умалить значение композиторов «Могучей кучки». У меня ещё будет случай признаться им в любви. Но я не люблю несправедливости. И меня слегка раздражает, что «кучкистов» нередко называют «демократическим» направлением в искусстве. Если они демократы, то их идейный противник Рубинштейн — вроде как получается наоборот. Это же полное переворачивание ситуации с ног да голову. На самом-то деле носителем подлинно демократических ценностей был Рубинштейн, а «Могучая кучка» явилась выражением идей националистических, реакционных. Безотносительно того, хорошо это или плохо.

Рубинштейн и Римский-Корсаков

Когда готовилась премьера Первой симфонии 18-летнего Римского-Корсакова, Балакирев и Стасов активно «пиарили» это мероприятие как «премьеру первой русской симфонии». Это было откровенное хамство, ибо к тому моменту Рубинштейном было написано уже несколько симфоний, в том числе Вторая, называвшаяся «Океан» и пользовавшаяся мировой известностью. («Это не океан, а лужа!» — брюзжал Мусоргский, опрокидывая очередную рюмку). Кроме того, сама формулировка «первая русская симфония» была довольно «толстым» и невежливым намёком на «нерусское» происхождение Рубинштейна, так много сделавшего для русской культуры.

Считаю своим долгом здесь добавить, что впоследствии Римский-Корсаков очень стеснялся и этой истории, и этой симфонии, и бытового антисемитизма своих «однокучников».

Впрочем, Рубинштейн отомстил по-королевски. Правда, невольно и не сам, а посредством своего детища — консерватории.

Если бы я писал роман, то непременно сделал бы так, чтобы Римского-Корсакова пригласил преподавать в консерваторию сам Антон Григорьевич. Это было бы эффектным шагом. Но факты упрямая вещь, и на самом деле Римский-Корсаков был приглашён тогда, когда Рубинштейн временно оставил пост директора Петербургской консерватории и вообще находился за границей.

Так или иначе, приглашение морского офицера Римского-Корсакова, не имевшего никакого музыкального образования, на должность профессора Петербургской консерватории было одним из лучших кадровых решений в истории человечества. Во-первых, Римский-Корсаков оказался гениальным педагогом. Последующая история музыки просто немыслима без его учеников. Во-вторых, такое ответственное назначение подстегнуло новоявленного профессора к самообразованию. Не случись его, и был бы у нас ещё один гениальный барин-самородок с большим потенциалом и ворохом черновиков, а не было бы ни «Снегурочки», ни «Китежа». Более того, не было бы у нас, возможно, ни «Хованщины», ни «Князя Игоря»… Ой, аж страшно сделалось.

И всё это благодаря Рубинштейну, организовавшему первую русскую консерваторию. Теперь эта консерватория носит имя Римского-Корсакова. Я считаю это несправедливостью по отношению к Рубинштейну, при том что Римского-Корсакова люблю всем сердцем.

Был и ещё один русский композитор первой величины, на формирование которого Рубинштейн оказал влияние, причём куда более непосредственное. Это, разумеется, Чайковский.

Рубинштейн и Чайковский

Отношения между Чайковским и Рубинштейном были очень непростыми. По имеющимся свидетельствам, с первой же встречи между ними возникла какая-то непреодолимая, иррациональная антипатия, сохранившаяся на всю жизнь. Лично я считаю это большим комплиментом Рубинштейну. Почему? Да потому что это не помешало ему принять в консерваторию великовозрастного студента Чайковского, уже успевшего получить диплом юриста и даже немножко поработать по первой специальности, выучить его и выпустить с золотой медалью. Попробуйте-ка благополучно поучиться в современном музыкальном вузе, если у вас с ректором непреодолимая взаимная неприязнь. Я хочу на это посмотреть!

Когда в Петербурге впервые давали «Евгения Онегина», Рубинштейн, естественно, пришёл на спектакль, и по мере того, как продвигалось действие, всё больше и больше мрачнел. Находившаяся с ним в ложе жена, желая ему угодить, стала ругать музыку, на что получила в ответ вспышку ярости, что, дескать, она дура и не ей судить о таких вещах.

Горечь и раздражение Рубинштейна можно понять. Ведь это должен был быть его успех! Ведь это он своей неуёмной общественной, педагогической, концертной и композиторской деятельностью добился того, что в России стала сочиняться настоящая европейская романтическая музыка. Это он, пройдя через трудности, насмешки, интриги, выхлопотал для русских композиторов такое право. Но в искусстве — так же, впрочем, как и в науке — из всех, кто вытягивал репку, часто помнят только мышку.

Чайковский же никакими подобными противоречиями не мучился и называл оперы своего учителя не иначе как «сраными».

Рубинштейн и его творчество

Помимо того, что Рубинштейн так много сделал для становления профессиональной музыки в России и принял участие в формировании двух музыкальных гениев: Чайковского (напрямую) и Римского-Корсакова (косвенно), он ещё был одним из величайших пианистов своего времени. Единственным соперником Листа называли его такие разные личности, как Ганс фон Бюлов и «идеологический противник» Владимир Стасов.

Думаю, всего вышеперечисленного уже достаточно для того, чтобы мы не просто уважали или ценили Рубинштейна, а искренне любили его и испытывали огромную благодарность. Но помимо прочего он был ещё и выдающимся композитором. Насколько выдающимся — вопрос сложный. Оценивать его музыку объективно невозможно по причине того самого «особого пути». Думаю, живи он на Западе, был бы крупный композитор-романтик, не хуже прочих. Но от России Запад ждал экзотики, и что самое удивительное, Россия сама от себя тоже ждала экзотики. Рубинштейн оказался немножко «не таким» и для своих, и для чужих. И его музыка порой невольно кажется вторичной. Справедливо это или предвзято — уже не разберёшь.

Однако по крайней мере некоторые романсы и фортепианные произведения Рубинштейна неоспоримо прекрасны, подлинно вдохновенны и заслуживают куда более частого исполнения. Если же не уходить далеко от темы этой колонки, то и оперы Рубинштейн тоже сочинял. Целых 13 штук накатал! В следующий раз мы начнём разговор о самой известной из этих «сраных» опер. Я имею в виду, естественно, знаменитого «Демона».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Худруком пермской филармонии стал москвич

News image

23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского...

Благословенный изюм

News image

Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст...

Раду Лупу открывает сезон в Женеве

News image

23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с...

В СПб Филармонии пройдёт вечер, посвящённый юбилею Л.Де

News image

16 октября 2010 года исполняется 55 лет известному петербургскому композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ. Именно в этот день ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Эдвард Хагеруп Григ

Эдвард Хагеруп Григ является норвежским композитором периода романтизма, музыкальным деятелем и дирижёром. Все творчество Грига появилось благода...

Читать>>
News image

АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ

Выдающийся советский композитор, пианист, педагог, критик и публицист, редактор целого ряда произведений русской музыкальной классики, Ан. Александр...

Читать>>
News image

КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК (Gluck)

К. В. Глюк - великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии

Читать>>