Из жизни великих:

Противоречия Вагнера

News image

Во всем Вагнер был раздираем острыми противоречиями: существуют противоречия между его идейно-эстетическими и социал...

<<Искусство и революция>>

News image

В высшей степени прогрессивно следующее положение, выдвинутое Вагнером уже в самом начале брошюры: <<Мы вовсе н...

Биография Рихарда Вагнера (Richard Wagner)

News image

Рихард Вагнер (Richard Wagner) (22.5.1813, Лейпциг, - 13.2

Закулисье:

Городской камерный оркестр даст юбилейный концерт в чес

News image

Юбилейный концерт, который задумал Брянский городской камерный оркестр, будет называться «20-ть лет в ваших сердцах», и ...

Концерт классической музыки состоится в Астане

News image

Девятого октября в камерном зале театра «Астана Опера» исключительно для любителей классики в рамках цикла абонементов п...

Авторизация






БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АСАФЬЕВ
Композиторы - А

борис владимирович асафьев

Советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946). Академик (1943). В 1908 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та, в 1910 - Петерб. консерваторию по классу композиции A. К. Лядова. Общение с B. В. Стасовым, А. М. Горьким, И. Е. Репиным, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, Ф. И. Шаляпиным благотворно повлияло на формирование его мировоззрения. С 1910 работал концертмейстером балета Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова), что послужило началом его тесной творческой связи с русским музыкальным театром. В 1910-11 А. написал первые балеты - Дар феи и Белая лилия . Эпизодически выступал в печати. С 1914 постоянно печатался в журн. Музыка .

Особый размах приобрела научно-публицистич. и муз.-обществ. деятельность А. после Великой Окт. социалистич. революции. Он сотрудничал в ряде органов печати ( Жизнь искусства , Вечерняя Красная газета и др.), откликаясь на разнообразные вопросы муз. жизни, участвовал в работе муз. т-ров, концертных и культ.-просвет. организаций Петрограда. С 1919 А. был связан с Большим драматич. т-ром, написал музыку к ряду его спектаклей. В 1919-30 работал в Ин-те истории иск-в (с 1920 рук. Разряда истории музыки). С 1925 профессор Ленингр. консерватории. 1920-е гг. - один из самых плодотворных периодов науч. деятельности А. В это время были созданы мн. его наиболее значит. работы - Симфонические этюды , Письма о русской опере и балете , Русская музыка от начала 19 столетия , Музыкальная форма как процесс (ч. 1), циклы монографий и аналитических этюдов, посв. творчеству М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского и др., мн. критические статьи о совр. советских и зарубежных композиторах, по вопросам эстетики, муз. образования и просвещения. В 30-е гг. А. уделял гл. внимание муз. творчеству, особенно интенсивно работал в области балета. В 1941-43, в осаждённом Ленинграде, А. написал обширный цикл работ - Мысли и думы (опубл. частично). В 1943 А. переехал в Москву и возглавил Научно-исследовательский кабинет при Моск. консерватории, руководил также Сектором музыки в Ин-те истории иск-в АН СССР. В 1948 на Первом Всесоюзном съезде композиторов был избран пред. CK СССР. Гос. пр. СССР в 1943 за многолетние выдающиеся достижения в области иск-ва и в 1948 за книгу Глинка .

А. внёс выдающийся вклад во мн. отрасли теории и истории музыки. Обладая огромной муз. и общехудожеств. эрудицией, глубоким знанием гуманитарных дисциплин, он всегда рассматривал муз. явления на широком социальном и культурном фоне, в их связи и взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни. Яркое литературное дарование А. помогало ему воссоздавать впечатление от муз. произв. в живой и образной форме; в работах А. исследовательский элемент часто соединяется с живым наблюдением мемуариста. Одним из гл. науч. интересов А. была рус. муз. классика, анализируя к-рую А. выявлял присущие ей народность, гуманизм, правдивость, высокий этический пафос. В работах, посв. современной музыке и муз. наследию, А. выступал не только как исследователь, но и как публицист. Характерно в этом смысле заглавие одной из работ A. - Через прошлое к будущему . Горячо и активно выступал А. в защиту нового в творчестве и муз. жизни. В дореволюционные годы А. был (наряду с В. Г. Каратыгиным и Н. Я. Мясковским) одним из первых критиков и пропагандистов творчества молодого С. С. Прокофьева. В 20-е гг. А. посвятил ряд статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека и др. совр. зарубежных композиторов. В Книге о Стравинском тонко раскрыты нек-рые стилистич. процессы, характерные для музыки начала 20 в. В статьях А. Кризис личного творчества и Композиторы, поспешите! (1924) прозвучал призыв к связи музыкантов с жизнью, приближению к слушателю. Мн. внимания уделял А. вопросам массового муз. быта, нар. творчества. К лучшим образцам сов. муз. критики принадлежат его статьи о Н. Я. Мясковском, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, В. Я. Шебалине.

Философско-эстетич. и теоретич. взгляды А. претерпели значит. эволюцию. В ранний период деятельности ему были свойственны идеалистич. тенденции. Стремясь к динамич. пониманию музыки, к преодолению догматич. учения о муз. форме, он опирался вначале на философию А. Бергсона, заимствуя, в частности, его понятие жизненного порыва (йlan vital). На формирование муз.-теоретич. концепции А. оказала заметное влияние энергетич. теория Э. Курта. Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма (со 2-й пол. 20-х гг.) утвердило А. на материалистич. позициях. Итогом теоретич. исканий А. явилось создание теории интонации, к-рую он сам рассматривал как гипотезу, помогающую найти ключ к действительно конкретным обоснованиям музыкального искусства как реальнейшего отображения действительности . Определяя музыку как искусство интонируемого смысла , А. считал интонацию основной специфич. формой проявления мысли в музыке. Важное теоретическое значение приобрело выдвинутое А. понятие симфонизма как метода художеств. обобщения в музыке, основанного на динамич. восприятии действительности в её развитии, столкновении и борьбе противоречивых начал. А. явился преемником и продолжателем виднейших представителей рус. классич. мысли о музыке - В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова. Вместе с тем его деятельность знаменует новый этап в развитии муз. науки. A. - основоположник сов. музыковедения. Его идеи плодотворно разрабатываются в трудах сов., а также мн. зарубежных музыковедов.

Композиторское творчество А. включает 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, большое количество романсов и камерных инстр. произв., музыку ко мн. драматич. спектаклям. Им была завершена и инструментована по авторским рукописям опера М. П. Мусоргского Хованщина , сделана новая ред. оперы Серова Вражья сила .

Ценный вклад был внесён А. в развитие балета. Своим творчеством он расширил традиц. круг образов этого жанра. Им написаны балеты на сюжеты А. С. Пушкина - Бахчисарайский фонтан (1934, Ленингр. т-р оперы и балета), Кавказский пленник (1938, Ленинград, Малый оперный т-р), Барышня-крестьянка (1946, Большой т-р) и др.; Н. В. Гоголя - Ночь перед Рождеством (1938, Ленингр. т-р оперы и балета); М. Ю. Лермонтова - Ашик-Кериб (1940, Ленингр. Малый оперный т-р); М. Горького - Радда и Лойко (1938, Москва, центр. парк культуры и отдыха); О. Бальзака - Утраченные иллюзии (1935, Ленингр. т-р оперы и балета); Данте - Франческа да Римини (1947, Моск. муз. т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко). В балетном творчестве А. получила отражение героика Гражданской войны - Партизанские дни (1937, Ленингр. т-р оперы и балета) и освободит. борьбы народов против фашизма - Милица (1947, там же). В ряде балетов А. стремился к воссозданию интонационной атмосферы эпохи. В балете Пламя Парижа (1932, там же) А. использовал мелодии эпохи Великой французской революции и произведения композиторов того времени и работал над данным заданием не только как драматург, композитор, но и как музыковед, историк и теоретик, и как литератор, не чуждаясь методов современного исторического романа . Аналогичный метод был применён А. при создании оперы Казначейша на сюжет М. Ю. Лермонтова (1937, Ленингр. клуб моряков им. Пахомова) и др. Лучшие из балетов А. - Пламя Парижа и Бахчисарайский фонтан - заняли прочное место в репертуаре сов. муз. т-ров.

Сочинения: Избр. труды, тт. I-V, М., 1952-1957 (в т. V дана подробная библиография и нотография); Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, М.-Л., 1965; Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967; Орестея. Муз. трилогия С. И. Танеева, М., 1916; Романсы С. И. Танеева, М., 1916; Путеводитель по концертам, вып. I. Словарь наиболее необходимых муз.-технич. обозначений, П., 1919; Прошлое русской музыки. Материалы и исследования, вып. 1. П. И. Чайковский, П., 1920 (ред.); Русская поэзия в русской музыке, П., 1921; Чайковский. Опыт характеристики, П., 1921; Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Данте и музыка, в сб.: Данте Алигиери. 1321-1921, П., 1921; Симфонические этюды, П., 1922, 1970; П. И. Чайковский. Его жизнь и творчество, П., 1922; Письма о русской опере и балете, Еженедельник петрогр. гос. акад. театров , 1922, No 3-7, 9, 10, 12, 13; Шопен. Опыт характеристики, М., 1923; Мусоргский. Опыт характеристики, М., 1923; Увертюра Руслан и Людмила Глинки, Музыкальная летопись , сб. 2, П., 1923; Теория музыкально-исторического процесса, как основа музыкально-исторического знания, в сб.: Задачи и методы изучения искусств, П., 1924; Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; Мясковский как симфонист, Современная музыка , М., 1924, No 3; Чайковский. Воспоминания и письма, П., 1924 (ред.); Современное русское музыкознание и его исторические задачи, De Musiса , вып. 1, Л., 1925; Вальс-фантазия Глинки, Музыкальная летопись , No 3, Л., 1926; Вопросы музыки в школе. Сб. статей под ред. И. Глебова, Л., 1926; Симфонизм как проблема современного музыкознания, в кн.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, пер. под ред. И. Глебова, Л., 1926; Французская музыка и её современные представители, в сб.: Шесть (Мило. Онеггер. Орик. Пуленк. Дюрей. Тайефер), Л., 1926; Кшенек и Берг как оперные композиторы, Современная музыка , 1926, No 17-18; А. Казелла, Л., 1927; С. Прокофьев, Л., 1927; О ближайших задачах социологии музыки, в кн.: Moзер Г. И., Музыка средневекового города, пер. с нем., под ред. И. Глебова, Л., 1927; Русская симфоническая музыка за 10 лет, Музыка и революция , 1927, No 11; Бытовая музыка после Октября, в сб.: Новая музыка, вып. 1 (V), Л., 1927; Об исследовании русской музыки XVIII в. и двух операх Бортнянского, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Памятка о Козловском, там же; К восстановлению Бориса Годунова Мусоргского, Л., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929; А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников, М., 1929; Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева, М.-Л., 1930; Введение в изучение драматургии Мусоргского, в сб.: Мусоргский, ч. 1. Борис Годунов . Статьи и материалы, М., 1930; Музыкальная форма, как процесс, М., 1930, Л., 1963; К. Неф. История западноевроп. музыки, перераб. и дополненный пер. с франц. Б. В. Асафьева, Л., 1930; М., 1938; Русская музыка от начала 19 столетия, М.-Л., 1930, 1968; Музыкально-эстетические воззрения Мусоргского, в сб.: М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. 1881-1931, М., 1932. О творчестве Шостаковича и его опере Леди Макбет , в сб.: Леди Макбет Мценского уезда , Л., 1934; Мой путь, СМ , 1934, No 8; Памяти П. И. Чайковского, М.-Л., 1940; Через прошлое к будущему, цикл статей, в сб.: СМ , No 1, М., 1943; Евгений Онегин. Лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и муз. драматургии, М.-Л., 1944; Н. А. Римский-Корсаков, М.-Л., 1944; Восьмая симфония Д. Шостаковича, в сб.: Московская филармония, М., 1945; Композиторы 1-й пол. XIX в., вып. 1, М., 1945 (в серии Русская классическая музыка ); С. В. Рахманинов, М., 1945; Музыкальная форма, как процесс, кн. 2-я, Интонация, М., 1947, Л., 1963 (вместе с 1-й частью); Глинка, М., 1947; Чародейка. Опера П. И. Чайковского, М., 1947; Пути развития советской музыки, в сб.: Очерки советского музыкального творчества, М.-Л., 1947; Опера, там же; Симфония, там же; Григ, М., 1948; Из моих бесед с Глазуновым, Ежегодник Института истории искусств , М., 1948; Слух Глинки, в сб.: М. И. Глинка, М.-Л., 1950; О себе, из кн.: Мысли и думы, СМ , 1954, No 8 и 11; Мысли и думы (фрагменты к автобиографии), СМ , 1959, No 8; Речевая интонация, М.-Л., 1965; О русской живописи, Л.-М., 1966.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Jam Hall покажет Дочь полка Доницетти

News image

29 сентября 2010 года, в среду в 20.00 в кинотеатре Jam Hall в Санкт-Петербурге, в рамках проекта Опера на большом эк...

Детский театр Зазеркалье открывает сезон. В планах -

News image

.Свой 24-й сезон Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр Зазеркалье открывает в Международный ...

Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се

News image

Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со...

Органный хит-парад в Омске

News image

Музыка великих мастеров прошлого, переложения классических и современных произведений для органа все, что составляет о...

Популярные статьи о композиторах:

News image

АМИЛЬКАРЕ ПОНКЬЕЛЛИ (Ponchielli)

Итальянский композитор. В 1854 окончил Миланскую консерваторию. Ученик Ф. Фраси, А

Читать>>
News image

ОЛИВЬЕ МЕССИАН (Messiaen)

Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. От...

Читать>>
News image

БЕНЕДЕТТО МАРЧЕЛЛО (Marcello)

Итальянский композитор, поэт, музыкальный писатель, юрист, политический деятель. Принадлежал к знатному венецианскому роду, был одним из образованне...

Читать>>