Из жизни великих:

Моцарт - исторические анекдоты

News image

Моцарт, очевидно, обладал поразительной способностью сочинять на месте , то есть импровизировать на фортепианной кла...

Женитьба Фигаро

News image

Le nozze di Figaro ossia la folle giornata — что в переводе на русский язык означает «Свадьба Фигаро», одно из творен...

Биография Карла Филиппа Эммануила Баха (Carl Philipp Em

News image

Карл Филипп Эммануил Бах (Bach), второй сын И. С. Баха, известный под именем Берлинский или Гамбургский Бах (8.3

Закулисье:

Реконструкция БЗК в Москве закончится к июню 2011 года

News image

Основной этап реконструкции Большого зала Московской консерватории завершится к июню 2011 года. Первыми обновленный це...

Государственный молодежный оркестр Армении теперь являе

News image

IAMA на данный момент является единственной всемирной ассоциацией в районе менеджмента классической музыки. Именно она п...

Авторизация






СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ
Композиторы - П

сергей сергеевич прокофьев

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано). На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам - Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения - оперы Любовь к трем апельсинам (1919), Огненный ангел (1927); балеты Стальной скок (1925, навеян революционными событиями в России), Блудный сын , (1928), На Днепре (1930); инструментальную музыку.

В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве , - писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет Ромео и Джульетта по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу Обручение в монастыре ( Дуэнья , по Р. Шеридану - 1940); кантаты Александр Невский (1939) и Здравица (1939); симфоническую сказку на собственный текст Петя и волк с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес Детская музыка (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку Золушка . Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею Война и мир по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом Иван Грозный (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту .

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы Война и мир (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против антинародного формалистического направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.

Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения упрощенческой концепции - увертюра Встреча Волги с Доном (1951), оратория На страже мира (1950), сюита Зимний Костер (1950), некоторые страницы балета Сказ о каменном цветке (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века - К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как варварство ( Наваждение и Токката для фортепиано, Сарказмы ; симфоническая Скифская сюита по балету Ала и Лоллий ; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича , - отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности - он застенчив, нежен, деликатен ( Мимолетности , Сказки старой бабушки для фортепиано).

Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера Любовь к трем апельсинам по сказке К. Гоцци ( бокал шампанского , по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций Огненного ангела (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); кубистический урбанизм Стального скока ; лирическая интроспекция Мыслей (1934) и Вещей в себе (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства .

Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. Русская увертюра , Симфоническая песнь , Ода на окончание войны , 2 Пушкинских вальса ); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки - в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Три зарубежных тенора посетят Псков с концертом

News image

4 октября в БКЗ Псковской областной филармонии состоится гала-концерт трёх теноров. Как сообщила корреспонденту ПАИ на...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ГЕРМАН ГЕРМАНОВИЧ ГАЛЫНИН

Творчество Г. Галынина - одна из ярчайших страниц послевоенной советской музыки. Оставленное им наследие невелико по количеству, главные сочинения о...

Читать>>
News image

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ

В начале 1835 г. и доме М. Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он со...

Читать>>
News image

Янку Думитреску

Думитреску Янку является знаменитым венгерским композитором, музыковедом и дирижером. Он обучался у Серджиу Челибидаке и Альфреда Мендельсона. Пос...

Читать>>