Из жизни великих:

Аполлон и Гиацинт

News image

«Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта», KV 38, (латин., «Apollo et Hyacinthus seu Hyacinthi Metamorphosis») — ...

Макс Брух

News image

Полное имя звучит как Макс Христиан Фридрих Брух, и он родился второго октября в 1920-м году в Берлине. Этот человек я...

РОЖДЕНИЕ «ЛУННОЙ СОНАТЫ»

News image

В 1801 году, когда возникла соната, душевное состояние Бетховена было сложным. Успех сопутствовал ему как пианисту и к...

Закулисье:

В Калининграде оркестр русских народных инструментов уж

News image

В Калининграде на данный момент областной оркестр русских народных инструментов уже открыл свой концертный сезон, и нова...

В Лондоне ушёл из жизни известный дирижёр Чарльз Маккер

News image

В Лондоне скончался известный австралийский дирижёр сэр Чарльз Маккеррас. Чарльз Маккеррас родился 17 ноября 1925 года...

Авторизация






Комментарий для аккордеона
Классическая музыка - Музыка на студиях звукозаписи

комментарий для аккордеона

Из дисков с музыкой Шнитке, изданных к 75-летию со дня его рождения, выделим два. Один посвящен киномузыке, на другом впервые записана последняя, Девятая симфония, шедшая к слушателю около десяти лет. По гамбургскому счету, вероятно, записи неравноценны: с одной стороны, музыка для двух кинолент, явно не лучших в обширной фильмографии Шнитке, с другой стороны -- итоговое сочинение композитора в важнейшем для него жанре. Однако если истинное мерило ценности искусства -- радость, которую оно доставляет, из двух изданий впору отдать предпочтение первому.

Альфред Шнитке. Киномузыка, том IV (Capriccio). Если основные сочинения Шнитке записаны давно и не раз, то многие его киноработы еще ждут своего часа: композитор написал музыку более чем к 60 фильмам. Ее возрождением много лет занимается немецкий дирижер Франк Штробель -- он работает не со звуковыми дорожками фильмов, а с авторскими партитурами, лучшие страницы которых записывает заново. Маэстро посвятил киномузыке Шнитке уже пятый (в данной серии четвертый) диск; на нем мелодии из фильмов Элема Климова «Спорт, спорт, спорт» и «Похождения зубного врача». Многие темы звучат знакомо -- на их основе Шнитке составил «Сюиту в старинном стиле». Хотя она стала одним из популярнейших его сочинений, Шнитке не принимал ее слишком всерьез: «Во время исполнения этого произведения, когда меня вызывали, я даже не выходил. Оно «не мной» что ли написано -- откровенная стилизация».

Слушая диск, начинаешь лучше понимать, что имел в виду Шнитке: главное свойство представленной музыки -- многослойность, тогда как для «Сюиты» он сознательно обеднил ее, оставив лишь пласт, связанный с музыкой барокко. Да, Шнитке был блестящим мастером стилизации, однако в работе над этими фильмами его задача состояла не только в том, чтобы примерить маску Вивальди или Боккерини. Старинная музыка оказалась составляющей современного звучащего мира -- то органично сливаясь с ним, то служа примером утраченной гармонии. Первый же трек: одна из тем, получивших самостоятельность в «Сюите в старинном стиле», звучит на равных правах с двумя другими: «эстрадной» (с соло электрогитары) и «рахманиновской» (с характерными фортепианными раскатами). Позднее ту же «барочную» тему, не менее органичную в джазовом обличье, играют контрабас и несколько саксофонов.

Помимо номеров, где вполне выдержано единство стиля, таких как чарльстон, менуэт или типичный парковый вальс для духового оркестра, здесь есть и ровно противоположные, где с первого прослушивания не успеваешь уследить за бегом авторской мысли. Аккордеон, играющий ритмически захватывающую мелодию, вдруг принимается за одну из главных тем Пятой симфонии Чайковского, плавно переходящую в музыку из фильма «Мужчина и женщина». Так работа в кино формировала творческий метод Шнитке, названный полистилистикой. А элементы старинной музыки с тех пор прочно вошли в его арсенал; не случайно во многих его сочинениях звучит клавесин, даже в Девятой симфонии.

Альфред Шнитке. Девятая симфония (ECM New Series). К нынешнему юбилею Шнитке вышли сразу две записи его последней симфонии -- сочинения с трагической судьбой. Партитуру, завершенную тяжелобольным автором, первым пытался реконструировать Геннадий Рождественский; опираясь на свое уникальное знание стиля Шнитке, он творчески воссоздал фрагменты, которые не смог расшифровать. «Работу над этой симфонией можно было назвать посильной расшифровкой абракадабры, -- объяснял дирижер. -- Я поставил перед собой цель, не ограничиваясь чисто техническими проблемами, максимально войти в «русло стиля» композитора, пользуясь «коллажированием» в самом широком смысле слова и многоплановым цитированием». Редакция была представлена в Москве в 1998 году, однако Шнитке ее не одобрил и потребовал отменить дальнейшие исполнения. Позже вдова композитора Ирина Шнитке передала партитуру Николаю Корндорфу, а после его внезапной смерти -- Александру Раскатову, работавшему над ее реконструкцией несколько лет.

Девятая симфония в версии Раскатова впервые прозвучала летом 2007 года и вскоре была записана. Деннис Расселл Дэвис, дирижировавший премьерой, рассказывал: «В буквальном смысле закончить симфонию невозможно. Но Раскатов сделал все что мог. Это не вполне сочинение Шнитке, а скорее комментарий к партитуре и к его жизни в целом». Ирина Шнитке в свою очередь считает, что Раскатову удалась полная реконструкция рукописи. Однако если допустить, что маэстро Дэвис прав, то на подобный комментарий к музыке и жизни Шнитке, безусловно, имел право и Рождественский. На то, что автор не авторизовал его редакцию, возразить нечего. И все же ее запись, возможно, также заслуживала бы издания.

Что касается реконструкции Раскатова, выпущенной ЕСМ и затем BIS, она вызывает смешанные чувства: как комментировать музыку, написанную на пороге мира иного? Имеешь ли ты право критически высказываться о предсмертном сочинении великого композитора? Девятую симфонию мы еще будем долго воспринимать именно с этой точки зрения, невольно формируя свое впечатление заранее и слыша в музыке бесплотность, словно симфония пишет себя сама. Насколько близка к замыслу Шнитке редакция Раскатова, с точки зрения слушательского опыта сказать трудно: музыкальный почерк композитора то неузнаваем, то узнаваем настолько, что может показаться следствием имитации. Диск украшает своеобразная постлюдия -- сочинение самого Раскатова Nunc dimittis, записанное с участием всемирно известного Хиллиард-ансамбля и певицы Елены Васильевой.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

В Ереване на протяжении месяца пройдут концерты классич

News image

В республике отметили 110-летие величайшего армянского композитора по имени Арам Хачатурян. Следует отметить, что билеты...

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН

А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, гениальный ...

Читать>>
News image

Масканьи Пьетро

Если отойти от темы, и сказать пару слов о полезном, разговор пройдет только на тему покупки керамогранит Estima оптом – на сайте вся информация...

Читать>>
News image

МИХАИЛ КЛЕОФАС ОГИНСКИЙ (Огиньский) (Oginski)

Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связа...

Читать>>