Из жизни великих:

Марк Тишман

News image

Полезная информация! Продается отличная тротуарная плитка в Новосибирске по очень доступной цене. Певец, композит...

Вагнер и вагнерианство

News image

Проблема Вагнера и вагнерианства была одной из наиболее острых и жгучих художественных проблем на протяжении второй п...

Бетховен. Переезд в Вену. Расцвет творчества.

News image

В 1792 году двадцатидвухлетний композитор переехал в Вену, где и жил до конца своих дней. В то время Вена была одним и...

Закулисье:

Москва попрощалась с Большим залом Консерватории

News image

В минувшую субботу в Большом зале Московской Консерватории при полном аншлаге состоялся последний симфонический концер...

Уникальная премьера оперы «Кармен» знаменитого итальянс

News image

Кинотеатр «Салют» подготовил сюрприз для истинных ценителей искусства. 21 июня здесь состоится показ оперы Ж. Бизе «Ка...

Авторизация






ДАРИУС МИЙО (Milhaud)
Композиторы - М

дариус мийо (milhaud)

Творчество Д. Мийо вписало яркую, красочную страницу во французскую музыку XX в. Оно броско и отчетливо выразило мироощущение послевоенных 20-х гг., а имя Мийо оказалось в центре музыкально-критической полемики того времени.

Мийо родился на юге Франции; провансальский фольклор и природа родного края навсегда запечатлелись в душе композитора и наполнили его искусство неповторимым ароматом Средиземноморья. Первые шаги в музыке были связаны со скрипкой, игре на которой Мийо обучался сначала в Эксе, а с 1909 г. в Парижской консерватории у Бертелье. Но вскоре страсть к сочинению взяла верх. Среди педагогов Мийо были П. Дюка, А. Жедальж, Ш. Видор, а также В. д'Энди (в Schola cantorum). В первых произведениях (романсах, камерных ансамблях) заметно влияние импрессионизма К. Дебюсси. Развивая французскую традицию (Г. Берлиоз, Ж. Базе, Дебюсси), Мийо оказался очень восприимчив и к русской музыке - М. Мусоргскому, И. Стравинскому. Балеты Стравинского (особенно Весна священная , потрясшая весь музыкальный мир) помогли молодому композитору увидеть новые горизонты. Еще в годы войны создаются 2 первые части оперно-ораториальной трилогии Орестея: Агамемнон (1914) и Хоэфоры (1915); 3 часть Эвмениды была написана позже (1922). В трилогии композитор отказывается от импрессионистской утонченности, находит новый, более простой язык. Самым действенным выразительным средством становится ритм (так, декламация хора нередко сопровождается только ударными инструментами). Одним из первых Мийо для усиления напряженности звучания применил здесь одновременное сочетание разных тональностей (политональность). Текст трагедии Эсхила перевел и обработал видный французский драматург П. Клодель - друг и единомышленник Мийо в течение многих лет. Я оказался на пороге жизненного а здорового искусства... в котором чувствуется высвобожденная от пут мощь, энергия, одухотворенность и нежность. Это искусство Поля Клоделя! - вспоминал впоследствии композитор.

В 1916 г. Клоделя назначают послом в Бразилии, и Мийо в качестве личного секретаря едет с ним. Свое восхищение яркостью красок тропической природы, экзотикой и богатством латиноамериканского фольклора Мийо воплотил в Бразильских танцах , где политональные сочетания мелодии и аккомпанемента придают звучанию особую остроту и пряность. Балет Человек и его желание (1918, сценарий Клоделя) написан под впечатлением от танца В. Нижинского, гастролировавшего в Рио-де-Жанейро с труппой русского балета С. Дягилева.

Возвратившись в Париж (1919), Мийо примыкает к группе Шести , идейными вдохновителями которой были композитор Э. Сати и поэт Ж. Кокто. Члены этой группы выступали против преувеличенной экспрессии романтизма и импрессионистской зыбкости, за земное искусство, искусство повседневности . В музыку молодых композиторов проникают звучания XX в.: ритмы техники и мюзик-холла. Ряд балетов, созданных Мийо в 20-х гг., объединяет дух эксцентрики, спектакля-клоунады. В балете Бык на крыше (1920, сценарий Кокто), где показан американский бар в годы сухого закона, звучат мелодии современных танцев, например танго. В Сотворении мира (1923) Мийо обращается к джазовому стилю, взяв за образец оркестр Гарлема (негритянский квартал Нью-Йорка), с оркестрами такого рода композитор познакомился во время гастролей в США. В балете Салат (1924), возрождающем традицию комедии масок, звучит старинная итальянская музыка. Разнообразны поиски Мийо и в оперном жанре. На фоне камерных опер ( Страдания Орфея , Бедный матрос и др.) возвышается монументальная драма Христофор Колумб (по Клоделю) - вершина творчества композитора. Большинство произведении для музыкального театра написано в 20-х гг. В это время создаются также 6 камерных симфоний, сонаты, квартеты и др. Композитор много гастролировал. В 1926 г. он посетил СССР. Его выступления в Москве и Ленинграде никого не оставили равнодушными. По словам очевидцев, одни возмущались, другие недоумевали, третьи относились положительно, а молодежь - даже восторженно .

В 30-е гг. искусство Мийо приближается к жгучим проблемам современного мира. Вместе с Р. Ролланом. Л. Арагоном и своими друзьями - членами группы Шести Мийо участвует в работе Народной музыкальной федерации (с 1936), пишет песни, хоры, кантаты для самодеятельных коллективов, широких народных масс. В кантатах он обращается к гуманистическим темам ( Смерть тирана , Кантата о мире , Кантата о войне и др.). Композитор также сочиняет увлекательные игры-пьесы для детей, музыку к кинофильмам. Вторжение гитлеровских войск во Францию заставило Мийо эмигрировать в США (1940), где он обратился к преподавательской деятельности в Миллс-колледже (близ Лос-Анджелеса). Став по возвращении на родину профессором Парижской консерватории (1947), Мийо не оставлял работу в Америке и регулярно ездил туда. Все больше его привлекает инструментальная музыка. После шести симфоний для камерных составов (созданных в 1917-23 гг.) он пишет еще 12 симфоний. Мийо - автор 18 квартетов, оркестровых сюит, увертюр и многочисленных концертов: для фортепиано (5), альта (2), виолончели (2), скрипки, гобоя, арфы, клавесина, ударных, маримбы и вибрафона с оркестром. Не ослабевает интерес Мийо к теме борьбы за свободу (опера Боливар - 1943; Четвертая симфония, написанная к столетию революции 1848 г.; кантата Огненный замок - 1954, посвященная памяти жертв фашизма, сожженных в концлагерях).

Среди работ последнего тридцатилетия - сочинения в самых разных жанрах: монументальная эпическая опера Давид (1952), написанная к 3000-летнему юбилею Иерусалима, опера-оратория Святой Людовик - король Франции (1970, на текст Клоделя), комедия _Преступная мать_ (1965, по П. Бомарше), ряд балетов (в т. ч. Колокола по Э. По), множество инструментальных произведений. Последние несколько лет Мийо провел в Женеве, продолжая сочинять и работать над завершением автобиографической книги Моя счастливая жизнь .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Новые постановки в театрах Эстонии

News image

В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм...

В Санкт-Петербурге состоится «День романса»

News image

21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ...

Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез

News image

Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры...

Конкурс юных скрипачей

News image

До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое....

Популярные статьи о композиторах:

News image

Эрнст Дохнаньи (Донаньи)

Эрнст Дохнаньи (Донаньи) (Dohnanyi) (1877-1960) - венгерский композитор, пианист, дирижёр и педагог. В 1885-93 учился игре на фортепиано, позднее из...

Читать>>
News image

Варламов Александр Егорович

Этот известный человек был русским композитором, педагогом вокала и певцом. У Александра Егоровича расцвет творчества произошел после дебюта пье...

Читать>>
News image

ЛЕО ДЕЛИБ (Delibes)

Среди французских композиторов XIX в. творчество Л. Делиба выделяется особой чистотой французского стиля: его музыка лаконична и красочна, мелодична...

Читать>>