СТАНИСЛАВ МОНЮШКО (Moniuszko) |
Композиторы - М |
Выдающийся польский композитор С. Монюшко - создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь. В 8 лет Монюшко отправился в Варшаву - начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста А. Фрейера. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией. Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии (1837-40). Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной (прежде всего оперной) культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения: месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела Св. Яна (с этим связано сочинение органных Песен нашего костела ), выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано. В числе его учеников - русский композитор Ц. Кюи, один из участников Могучей кучки . Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. выходит первый Песенник Монюшко (всего их 12). Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер. Высшее достижение творчества Монюшко - опера Галька . Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. Галька была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту. Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы. В 1858 г. Монюшко совершил заграничную поездку по Германии, Франции, Чехии (будучи в Веймаре, он посетил Ф. Листа). Тогда же композитора приглашают на должность главного дирижера театра Бельки (Варшава), которую он занимает до конца своих дней. Кроме этого Монюшко - профессор в Музыкальном институте (1864-72), там он ведет классы композиции, гармонии и контрапункта (среди его учеников - композитор З. Носковский). Монюшко также автор Школы игры на фортепиано и учебника гармонии. Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами - он был другом М. Глияки и А. Даргомыжского. Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, - с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме Гальки , к лучшим его произведениям относится Зачарованный замок ( Страшный двор - 1865). Монюшко не раз обращался к комической опере ( Явнута , Сплавщик леса ), к балету (в т. ч. Монте-Кристо ), оперетте, музыке к театральным постановкам ( Гамлет В. Шекспира, Разбойники Ф. Шиллера, водевили А. Фредро). Постоянно привлекает композитора и жанр кантаты ( Мильда , Ниола ). В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича: Призраки (по драматической поэме Дзяды ), 'Крымские сонеты и Пани Твардовская . Монюшко внес национальный элемент и в церковную музыку (6 месс, 4 Остробрамские литании ), положил начало польскому симфонизму (программные увертюры Сказка , Каин и др.). Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования: полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес Безделушки . Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен (ок. 400), которые композитор объединял в сборники - Домашние песенники . Их название говорит само за себя: это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения . В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной общительности его музыки. |
Читайте: |
---|
Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м![]() С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват... |
Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез![]() Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры... |
Jam Hall покажет Дочь полка Доницетти![]() 29 сентября 2010 года, в среду в 20.00 в кинотеатре Jam Hall в Санкт-Петербурге, в рамках проекта Опера на большом эк... |
В Ереване на протяжении месяца пройдут концерты классичВ республике отметили 110-летие величайшего армянского композитора по имени Арам Хачатурян. Следует отметить, что билеты... |
![]() АРРИГО БОЙТО (Boito)Итальянский композитор, поэт (псевдоним Тобиа Горрио, Gorrio), либреттист. В 1853-61 учился в Миланской консерватории у А. Маццукато. В 60-е гг Читать>> |
![]() Матвей Исаакович БлантерМатвей Исаакович Блантер (1903-1990) - советский композитор. Народный артист РСФСР (1965). Учился в Курском музыкальном училище (по классам фортепиа... Читать>> |
![]() РИККАРДО ДЗАНДОНАИ (Zandonai)Итальянский композитор и дирижёр. Занимался в Роверето у В. Джанферрари, в 1898-1902 - в Музыкальном лицее Дж. Россини в Пезаро у П Читать>> |