Из жизни великих:

<<Нюрнбергские мейстерзингеры>>.

News image

В этом произведении Вагнер как художник оказался неизмеримо выше своих общественно-политических и философских взглядов...

Бетховен. Первые 10 лет в Вене

News image

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что...

Камерное и клавирное творчество Моцарта

News image

Для неискушённого читателя само слово клавикорды кажется старинным, непонятным и внушающим страх, поэтому прежде чем ...

Закулисье:

Рахманиновское общество может попросить о финансировани

News image

Рахманиновское общество, создающее в Москве музей композитора и пианиста Сергея Рахманинова, может подать в министерст...

Плетнев присоединится к своему оркестру в августе

News image

Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев, оказавшийся фиг...

Авторизация






ГРЕТРИ (Gretry) Андре Эрнест Модест
Композиторы - Г

гретри (gretry) андре эрнест модест

Французский оперный композитор XVIII в. А. Гретри - современник и свидетель Великой Французской революции - был самой крупной фигурой оперного театра Франции эпохи Просвещения. Накаленность политической атмосферы, когда шла идейная подготовка революционного переворота, в острой борьбе сталкивались мнения и вкусы, не обошла и оперу: даже тут разгорались войны, возникали партии сторонников того или иного композитора, жанра или направления. Оперы Гретри (ок. 60) очень разнообразны по тематике и по жанрам, но наиболее важное место в его творчестве занимает комическая опера - самый демократичный жанр музыкального театра. Ее героями были не античные боги и герои (как в устаревшей к тому времени лирической трагедии), а обыкновенные люди и очень часто - представители третьего сословия).

Гретри родился в семье музыканта. С 9 лет мальчик учится в церковноприходской школе, начинает сочинять музыку. К 17 годам он уже был автором нескольких духовных произведений (месс, мотетов). Но не эти жанры станут главными в его дальнейшей творческой жизни. Еще в Льеже, во время гастролей итальянской труппы, тринадцатилетним мальчиком он впервые увидел спектакли оперы-buffa. Позже, совершенствуясь в Риме в течение 5 лет, он смог познакомиться с лучшими произведениями этого жанра. Вдохновленный музыкой Дж. Перголези, Н. Пиччинни, Б. Галуппи, в 1765 г. Гретри создает свою первую оперу Сборщица винограда . Тогда же он удостоился высокой чести быть избранным в члены Болонской филармонической академии. Немаловажной для будущего успеха в Париже была встреча с Вольтером в Женеве (1766). Написанная на сюжет Вольтера опера Гурон (1768) - парижский дебют композитора - принесла ему известность и признание.

Как заметил историк музыки Г. Аберт, Гретри обладал умом чрезвычайно многосторонним и увлекающимся и среди тогдашних парижских музыкантов он имел ухо, самое чуткое к многочисленным новым требованиям, которые выдвигали перед оперной сценой и Руссо, и энциклопедисты... Гретри сделал французскую комическую оперу исключительно разнообразной по тематике: в опере Гурон идеализируется (в духе Руссо) жизнь не затронутых цивилизацией американских индейцев; другие оперы, например Люсиль , раскрывают тему социального неравенства и приближаются к опеpe-seria. Ближе всего Гретри была сентиментальная, слезная комедия, наделяющая простых людей глубокими, искренними чувствами. Есть у него (хотя и немного) чисто комедийные, искрящиеся весельем, оперы в духе Дж. Россини: Двое скупых , Говорящая картина . Очень любил Гретри сказочные, легендарные сюжеты ( Земира и Азор ). Экзотика, красочность и живописность музыки в таких спектаклях открывают путь романтической опере.

Свои лучшие оперы Гретри создал в 80-е гг. (в самый канун революции) в сотрудничестве с либреттистом - драматургом М. Седеном. Это историко-легендарная опера Ричард Львиное сердце (мелодию из нее использовал П. Чайковский в Пиковой даме ), Рауль Синяя борода . Гретри приобретает всеевропейскую славу. С 1787 г. он стал инспектором театра Comedie Italienne; специально для него был учрежден пост королевского цензора музыки. События 1789 г. открыли новую страницу в деятельности Гретри, который стал одним из создателей новой, революционной музыки. Его песни и гимны звучали во время торжественных многолюдных празднеств, устраиваемых на площадях Парижа. Революция предъявила новые требования и к театральному репертуару. Ненависть к свергнутому монархическому режиму привела к запрещению Комитетом общественного спасения таких его опер, как Ричард Львиное сердце и Петр Великий . Гретри создает произведения, отвечающие духу времени, выражающие стремление к свободе: Вильгельм Телль , Тиран Дионисий , Республиканская избранница, или Праздник добродетели . Возникает новый жанр - так называемая опера ужасов и спасения (где острые драматические ситуации разрешались благополучной развязкой) - искусство строгих тонов и яркого театрального воздействия, подобное классицистской живописи Давида. Гретри один из первых создал оперы в этом жанре ( Лизабет , Элиска, или Материнская любовь ). Опера спасения оказала существенное влияние на единственную оперу Л. Бетховена Фиделио .

В годы наполеоновской империи композиторская активность Гретри в целом снизилась, зато он обратился к литературной деятельности и выпустил в свет Мемуары, или Очерки о музыке , где выразил свое понимание проблем искусства и оставил массу интересных сведений о своем времени и о себе.

В 1795 г. Гретри был избран академиком (членом Института Франции) и назначен одним из инспекторов Парижской консерватории. Последние годы жизни он провел в Монморанси (близ Парижа). Меньшее значение в творчестве Гретри имеет инструментальная музыка (симфония, концерт для флейты, квартеты), а также оперы в жанре лирической трагедии на античные сюжеты ( Андромаха , Цефал и Прокрис ). Сила таланта Гретри - в чутком слышании пульса времени, того, что волновало и трогало людей в те или иные моменты истории.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Органный хит-парад в Омске

News image

Музыка великих мастеров прошлого, переложения классических и современных произведений для органа все, что составляет о...

Американский скрипач по имени Джошуа Белл будет играть

News image

В Большом зале консерватории во вторник будет выступать американский скрипач по имени Джошуа Белл, который впервые высту...

Шаповалов и Крамер – в Хакасии сыграют мировые знаменит

News image

Уже в октябре в Хакасию приедет знаменитый виолончелист Денис Шаповалов. Он сыграет концерт с симфоническим оркестром ...

В Петербурге соберутся музыканты Под знаком вечности

News image

Международный музыкальный фестиваль Под знаком вечности пройдет в Санкт-Петербургской консерватории с 21 по 28 сентя...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Сибелиус Ян

Сибелиус был финским педагогом и композитором. Начиная с 1891-го года, он преподавал в Хельсинкской консерватории. Перовым и самым ярким его произве...

Читать>>
News image

Антонио Гисланцони (Ghislanzoni)

Антонио Гисланцони (Ghislanzoni) (1824-1893) - итальянский либреттист, писатель, певец (баритон). Занимался на медицинском факультете университета в...

Читать>>
News image

АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЯДОВ

А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композито...

Читать>>