Из жизни великих:

Годы эмиграции

News image

В первые годы <<швейцарского изгнания>> Вагнер стремился теоретически и философско-эстетически осмыслить с...

Моцарт и Сальери

News image

Северный итальянский городок Леньяго пытается восстановить репутацию своего самого знаменитого сына, Антонио Сальери,...

Инструментальное творчество Моцарта

News image

Как уже неоднократно было сказано ранее Моцарт попробовал свои силы практически во всех инструментальных жанрах, с уд...

Закулисье:

Итальянцы в России. Театр имени Покровского открывает н

News image

В Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского прошел сбор труппы театр...

Оркестр Светланова проведет фестиваль Музыкальное прин

News image

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова и его худрук Марк Горенштейн проведут фест...

Плафоны стекло для настольных ламп купить shop-mst.ru.

Авторизация






СОФИЯ АСГАТОВНА ГУБАЙДУЛИНА
Композиторы - Г

софия асгатовна губайдулина

С. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.

Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве. Не принадлежа ни к авангардизму , ни к минимализму , ни к новой фольклорной волне или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем.

Губайдулина - автор многих десятков сочинений в разных жанрах. Через все ее творчество проходят вокальные опусы: ранняя Фацелия по поэме М. Пришвина (1956); кантаты Ночь в Мемфисе (1968) и Рубайят (1969) на ст. восточных поэтов; оратория Laudatio pacis (на ст. Я. Коменского, в соавт. с М. Копелентом и П. X. Дитрихом - 1975); Perception для солистов и ансамбля струнных (1983); Посвящение Марине Цветаевой для хора a cappella (1984) и др.

Наиболее обширна группа камерных сочинений: Соната для фортепиано (1965); Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965); Concordanza для ансамбля инструментов (1971); 3 струнных квартета (1971, 1987, 1987); Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского (1972); Detto-II для виолончели и 13 инструментов (1972); Десять этюдов (прелюдий) для виолончели solo (1974); Концерт для фагота и низких струнных (1975); Светлое и темное для органа (1976); Detto-I - Соната для органа и ударных (1978); De prolundis для баяна (1978), Юбиляция для четырех ударников (1979), In croce для виолончели и органа (1979); В начале был ритм для 7 ударников (1984); Quasi hoketus для фортепиано, альта и фагота (1984) и др.

К области симфонических произведений Губайдулиной относятся Ступени для оркестра (1972); Час души для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на ст. Марины Цветаевой (1976); Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического (1976); концерты для фортепиано (1978) и скрипки с оркестром (1980); Симфония Stimmen... Verftummen... ( Слышу... Умолкло... - 1986) и др. Одно сочинение - чисто электронное, Vivente - non vivante (1970). Значительна музыка Губайдулиной для кино: Маугли , Балаган (мультфильмы), Вертикаль , Кафедра , Смерч , Чучело и др. Губайдулина в 1954 г. окончила Казанскую консерваторию как пианистка (у Г. Когана), занималась факультативно по композиции у А. Лемана. Как композитор окончила Московскую консерваторию (1959, у Н. Пейко) и аспирантуру (1963, у В. Шебалина). Желая посвятить себя только творчеству, она на всю жизнь избрала путь свободного художника.

Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период застоя , и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена: Запад открывает гений Софии Губайдулиной .

Среди исполнителей музыки Губайдулиной - известнейшие музыканты: дирижер Г. Рождественский, скрипач Г. Кремер, виолончелисты В. Тонха и И. Монигетти, фаготист В. Попов, баянист Ф. Липе, ударник М. Пекарский и др.

Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х гг., начиная с Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных, наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, - Ночь в Мемфисе (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и Рубайят (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения. В музыке осуществлен синтез элементов восточной мелизматической мелодии с западной действенной драматургией, с додекафонной техникой сочинения.

В 70-е гг., не увлекшись ни стилем новой простоты , широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р. Щедрин и др.), - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в Десяти этюдах для виолончели) и музыкальной драматургии. Концерт для фагота и низких струнных представляет собой острый театральный диалог героя (солирующего фагота) и толпы (группы виолончелей и контрабасов). При этом показан их конфликт, который проходит различные этапы взаимного непонимания: навязывание толпой своей позиции герою - внутренняя борьба героя - его уступки толпе и моральное фиаско главного персонажа .

Час души для солирующих ударных, меццо-сопрано и оркестра содержит противопоставление человеческого, лирического и агрессивного, бесчеловечного начал; итогом служит вдохновенный лирический вокальный финал на возвышенные, атлантские стихи М. Цветаевой. В произведениях Губайдулиной появилось и символическое толкование исходных контрастных пар: Светлое и темное для органа, Vivente - non vivente . ( Живое - неживое ) для электронного синтезатора, In croce ( Крест накрест ) для виолончели и органа (2 инструмента в ходе развития обмениваются своими темами).

В 80-х гг. Губайдулина снова создает и произведения крупного, масштабного плана, и продолжает излюбленную восточную тему, и усиливает внимание к вокальной музыке.

Утонченным восточным колоритом наделяется ею Сад радости и печали для флейты, альта и арфы. В этом сочинении прихотлива тонкая мелизматика мелодии, изысканно сплетение инструментов высокого регистра.

Концерт для скрипки с оркестром, названный автором Offertorium , музыкальными средствами воплощает идею жертвования и возрождения к новой жизни. В качестве музыкального символа выступает тема из Музыкального приношения И. С. Баха в оркестровой обработке А. Веберна. Третий струнный квартет (одночастный) отступает от традиции классического квартета, он основан на контрасте рукотворной игры pizzicato и нерукотворной игры смычком, чему также придано символическое значение.

Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает Perception ( Восприятие ) для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях. Возникло оно как результат переписки с Ф. Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы: Творец, Творение, Творчество, Тварь. Губайдулина добивалась здесь повышенной, проникающей выразительности вокальной партии и применила вместо обычного пения целую шкалу голосовых приемов: чистое пение, пение с придыханием, Sprechstimme, чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот. В отдельных номерах добавлена магнитная пленка с записью участников исполнения. Лирико-философский диалог Мужчины и Женщины, пройдя этапы его воплощения в ряде номеров (№ 1 Взгляд , № 2 Мы , № 9 Я , № 10 Я и Ты ), приходит к своей кульминации в № 12 Смерть Монти . Эта наиболее драматическая часть - баллада о черном коне Монти, который когда-то брал призы на скачках, а теперь предан, продан, забит, мертв. № 13 Голоса служит рассеивающим послесловием. Начальное и конечное слова финала - Stimmen... Verstummen... ( Голоса... Умолкло... ) послужили подзаголовком к крупной, двенадцатичастной Первой симфонии Губайдулиной, продолжившей художественные идеи Perception .

Путь Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты Ночь в Мемфисе : Свершай дела свои на земле по велению своего сердца .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Андрей Гаврилов в Самаре

News image

В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в...

В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас

News image

С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете...

В Санкт-Петербурге состоится «День романса»

News image

21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ...

Благословенный изюм

News image

Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ДАРИУС МИЙО (Milhaud)

Творчество Д. Мийо вписало яркую, красочную страницу во французскую музыку XX в. Оно броско и отчетливо выразило мироощущение послевоенных 20-х гг.,...

Читать>>
News image

Валерий Дидюля

Знаменитый Валерий Дидюля является гитаристом, который предпочитает играть в стиле фламинго, так же он лидер группы под названием «ДиДюЛя» и компози...

Читать>>
News image

ОТТОРИНО РЕСПИГИ (Respighi)

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм Римские фонтаны , Пи...

Читать>>