СОФИЯ АСГАТОВНА ГУБАЙДУЛИНА |
Композиторы - Г |
С. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема. Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Востока. Этому способствует и ее происхождение из русско-татарской семьи, жизнь сначала в Татарии, потом в Москве. Не принадлежа ни к авангардизму , ни к минимализму , ни к новой фольклорной волне или какому-либо иному современному течению, она обладает ярким собственным индивидуальным стилем. Губайдулина - автор многих десятков сочинений в разных жанрах. Через все ее творчество проходят вокальные опусы: ранняя Фацелия по поэме М. Пришвина (1956); кантаты Ночь в Мемфисе (1968) и Рубайят (1969) на ст. восточных поэтов; оратория Laudatio pacis (на ст. Я. Коменского, в соавт. с М. Копелентом и П. X. Дитрихом - 1975); Perception для солистов и ансамбля струнных (1983); Посвящение Марине Цветаевой для хора a cappella (1984) и др. Наиболее обширна группа камерных сочинений: Соната для фортепиано (1965); Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных (1965); Concordanza для ансамбля инструментов (1971); 3 струнных квартета (1971, 1987, 1987); Музыка для клавесина и ударных инструментов из коллекции Марка Пекарского (1972); Detto-II для виолончели и 13 инструментов (1972); Десять этюдов (прелюдий) для виолончели solo (1974); Концерт для фагота и низких струнных (1975); Светлое и темное для органа (1976); Detto-I - Соната для органа и ударных (1978); De prolundis для баяна (1978), Юбиляция для четырех ударников (1979), In croce для виолончели и органа (1979); В начале был ритм для 7 ударников (1984); Quasi hoketus для фортепиано, альта и фагота (1984) и др. К области симфонических произведений Губайдулиной относятся Ступени для оркестра (1972); Час души для солирующих ударных, меццо-сопрано и симфонического оркестра на ст. Марины Цветаевой (1976); Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического (1976); концерты для фортепиано (1978) и скрипки с оркестром (1980); Симфония Stimmen... Verftummen... ( Слышу... Умолкло... - 1986) и др. Одно сочинение - чисто электронное, Vivente - non vivante (1970). Значительна музыка Губайдулиной для кино: Маугли , Балаган (мультфильмы), Вертикаль , Кафедра , Смерч , Чучело и др. Губайдулина в 1954 г. окончила Казанскую консерваторию как пианистка (у Г. Когана), занималась факультативно по композиции у А. Лемана. Как композитор окончила Московскую консерваторию (1959, у Н. Пейко) и аспирантуру (1963, у В. Шебалина). Желая посвятить себя только творчеству, она на всю жизнь избрала путь свободного художника. Творчество Губайдулиной было сравнительно мало известно в период застоя , и только перестройка принесла ему широкое признание. Произведения советского мастера получили высочайшую оценку и за рубежом. Так, во время Бостонского фестиваля советской музыки (1988) одна из статей была озаглавлена: Запад открывает гений Софии Губайдулиной . Среди исполнителей музыки Губайдулиной - известнейшие музыканты: дирижер Г. Рождественский, скрипач Г. Кремер, виолончелисты В. Тонха и И. Монигетти, фаготист В. Попов, баянист Ф. Липе, ударник М. Пекарский и др. Индивидуальный композиторский стиль Губайдулиной сложился в середине 60-х гг., начиная с Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных, наполненных одухотворенным звучанием нетрадиционного ансамбля инструментов. Затем последовали 2 кантаты, тематически обращенные к Востоку, - Ночь в Мемфисе (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и Рубайят (на стихи Хакани, Хафиза, Хайяма). Обе кантаты раскрывают вечные человеческие темы любви, скорби, одиночества, утешения. В музыке осуществлен синтез элементов восточной мелизматической мелодии с западной действенной драматургией, с додекафонной техникой сочинения. В 70-е гг., не увлекшись ни стилем новой простоты , широко распространившимся в Европе, ни методом полистилистики, которым активно пользовались ведущие композиторы ее поколения (А. Шнитке, Р. Щедрин и др.), - Губайдулина продолжала поиск в области звуковой выразительности (например, в Десяти этюдах для виолончели) и музыкальной драматургии. Концерт для фагота и низких струнных представляет собой острый театральный диалог героя (солирующего фагота) и толпы (группы виолончелей и контрабасов). При этом показан их конфликт, который проходит различные этапы взаимного непонимания: навязывание толпой своей позиции герою - внутренняя борьба героя - его уступки толпе и моральное фиаско главного персонажа . Час души для солирующих ударных, меццо-сопрано и оркестра содержит противопоставление человеческого, лирического и агрессивного, бесчеловечного начал; итогом служит вдохновенный лирический вокальный финал на возвышенные, атлантские стихи М. Цветаевой. В произведениях Губайдулиной появилось и символическое толкование исходных контрастных пар: Светлое и темное для органа, Vivente - non vivente . ( Живое - неживое ) для электронного синтезатора, In croce ( Крест накрест ) для виолончели и органа (2 инструмента в ходе развития обмениваются своими темами). В 80-х гг. Губайдулина снова создает и произведения крупного, масштабного плана, и продолжает излюбленную восточную тему, и усиливает внимание к вокальной музыке. Утонченным восточным колоритом наделяется ею Сад радости и печали для флейты, альта и арфы. В этом сочинении прихотлива тонкая мелизматика мелодии, изысканно сплетение инструментов высокого регистра. Концерт для скрипки с оркестром, названный автором Offertorium , музыкальными средствами воплощает идею жертвования и возрождения к новой жизни. В качестве музыкального символа выступает тема из Музыкального приношения И. С. Баха в оркестровой обработке А. Веберна. Третий струнный квартет (одночастный) отступает от традиции классического квартета, он основан на контрасте рукотворной игры pizzicato и нерукотворной игры смычком, чему также придано символическое значение. Одним из лучших своих произведений Губайдулина считает Perception ( Восприятие ) для сопрано, баритона и 7 струнных инструментов в 13 частях. Возникло оно как результат переписки с Ф. Танцером, когда поэт присылал тексты своих стихотворений, а композитор давала на них и словесные, и музыкальные ответы. Так возник символический диалог Мужчины и Женщины на темы: Творец, Творение, Творчество, Тварь. Губайдулина добивалась здесь повышенной, проникающей выразительности вокальной партии и применила вместо обычного пения целую шкалу голосовых приемов: чистое пение, пение с придыханием, Sprechstimme, чистая речь, речь с придыханием, интонированная речь, шепот. В отдельных номерах добавлена магнитная пленка с записью участников исполнения. Лирико-философский диалог Мужчины и Женщины, пройдя этапы его воплощения в ряде номеров (№ 1 Взгляд , № 2 Мы , № 9 Я , № 10 Я и Ты ), приходит к своей кульминации в № 12 Смерть Монти . Эта наиболее драматическая часть - баллада о черном коне Монти, который когда-то брал призы на скачках, а теперь предан, продан, забит, мертв. № 13 Голоса служит рассеивающим послесловием. Начальное и конечное слова финала - Stimmen... Verstummen... ( Голоса... Умолкло... ) послужили подзаголовком к крупной, двенадцатичастной Первой симфонии Губайдулиной, продолжившей художественные идеи Perception . Путь Губайдулиной в искусстве может быть обозначен словами из ее кантаты Ночь в Мемфисе : Свершай дела свои на земле по велению своего сердца . |
Читайте: |
---|
Московская филармония представит «Сказки Гофмана»В воскресенье, 3 октября, в московской филармонии знаменитая опера Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» откроет один из популя... |
СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и... |
Анонс: Фестиваль Арт-ноябрьИтак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ... |
В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. АкцыновВ октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ... |
ГРЕГОРИО АЛЛЕГРИ (Allegri)Знаменитый итальянский композитор, происходил из одного рода с Корреджо; род. около 1580 г. в Риме и получил образование в тамошнем музыкальном учил... Читать>> |
ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ (Bellini)Итальянский композитор В. Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекр... Читать>> |
ДЖОРДЖ ГЕРШВИН (Gershwin)С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества с... Читать>> |