ГАЗИЗА АХМЕТОВНА ЖУБАНОВА |
Композиторы - Ж |
Г. Жубанову по праву можно назвать лидером композиторской школы Казахстана. Она также вносит значительный вклад в современную казахскую музыкальную культуру своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Основы музыкального воспитания заложил отец будущего композитора - академик А. Жубанов, один из основоположников казахской советской музыки. Формирование самостоятельного музыкального мышления произошло в студенческие и аспирантские годы (училище им. Гнесиных, 1945-49 и Московская консерватория, 1949-57). Напряженные творческие опыты вылились в скрипичный Концерт (1958), который открыл первую страницу истории этого жанра в республике. Сочинение показательно тем, что в нем ярко проявилась концепция всего последующего творчества: отклик на извечные вопросы бытия, жизнь духа, преломленные сквозь призму современного музыкального языка в органичном сочетании с художественным переосмыслением традиционного музыкального наследия. Жанровый спектр творчества Жубановой многообразен. Ею созданы 3 оперы, 4 балета, 3 симфонии, 3 концерта, 6 ораторий, 5 кантат, свыше 30 произведений камерной музыки, песенные и хоровые сочинения, музыка к спектаклям и кинофильмам. Большинству из этих опусов присущи философская глубина и поэтическое осмысление мира, который в сознании композитора не ограничен пространственно-временными рамками. Художественная мысль автора обращается как в глубь времен, так и к актуальным проблемам современности. Вклад Жубановой в современную казахскую культуру огромен. Она не только использует или продолжает сложившуюся в течение многих веков национальную музыкальную традицию своего народа, но и сама существенно влияет на формирование ее новых признаков, адекватных этническому сознанию казахов конца XX в.; сознанию, не замкнутому в своем Пространстве, а включенному в общечеловеческий мировой Космос. Поэтический мир Жубановой - это мир Социума и мир Этоса, с его противоречиями и ценностями. Таковы обобщенно-эпический струнный Квартет (1973); Вторая симфония с ее противостоянием двух антимиров - красоты человеческого Я и социальных бурь (1983); фортепианное Трио Памяти Юрия Шапорина , где образы Учителя и художественного Я построены на ярком психологическом параллелизме (1985). Будучи глубоко национальным композитором, Жубанова сказала свое слово большого мастера в таких сочинениях, как симфоническая поэма Аксак-Кулан (1954), оперы Енлик и Кебек (по одноим. драме М. Ауэзова, 1975) и Курмангазы (1986), симфония Жигер ( Энергия , памяти отца, 1973), оратория Письмо Татьяны (на ст. и песни Абая, 1983), кантата Сказ о Мухтаре Ауэзове (1965), балет Карагоз (1987) и др. Помимо плодотворного диалога с традиционной культурой, композитор представила яркие образцы обращения к современной тематике с ее трагическими и незабываемыми страницами: камерно-инструментальная поэма Толгау (1973) посвящена памяти Алии Молдагуловой; опера Двадцать восемь ( За нами Москва ) - подвигу панфиловцев (1981); в балетах Акканат ( Легенда о белой птице , 1966) и Хиросима (1966) выражена боль трагедии японского народа. Духовная сопричастность нашей эпохе с ее катаклизмами и величием идей отразилась в трилогии о В. И. Ленине - оратория Ленин (1969) и кантаты Аральская быль ( Письмо Ленина , 1978), Ленин с нами (1970). Жубанова успешно сочетает творческую работу с активной общественной и педагогической деятельностью. Будучи ректором АлмаАтинской консерватории (1975-87), она много сил отдала воспитанию современной плеяды талантливых казахских композиторов, музыковедов, исполнителей. В течение многих лет Жубанова является членом правления Комитета советских женщин, а в 1988 г. избрана членом Советского фонда милосердия. Широта проблем, которая проявляется в творчестве Жубановой, находит отражение и в сфере ее научных интересов: в публикациях статей и очерков, в выступлениях на всесоюзных и международных симпозиумах в Москве, Самарканде, Италии, Японии и др. И все же главным для нее является вопрос о путях дальнейшего развития культуры Казахстана. Истинная традиция живет в развитии , - в этих словах выражена и гражданская, и творческая позиция Газизы Жубановой, человека с удивительно добрым взглядом и в жизни, и в музыке. |
Хосе Каррерас впервые выступит в Киеве![]() 13 октября во дворце «Украина» великий испанский певец представит программу «Средиземноморская страсть». И страсти по ... |
Американский скрипач по имени Джошуа Белл будет игратьВ Большом зале консерватории во вторник будет выступать американский скрипач по имени Джошуа Белл, который впервые высту... |
ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7![]() Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем... |
СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в![]() 1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и... |
![]() ГИЯ КАНЧЕЛИОригинальность музыки Г. Канчели, которому посвящены приведенные строки, - в сочетании предельной открытости стиля с его строжайшей избирательностью... Читать>> |
Аренский Антон СтепановичЗнаменитый русский композитор, педагог, дирижер и пианист, Антон Степанович Аренский появился на свет 30 июня 1861 г. в новгородской семье, где музыка... Читать>> |
Гурилёв Александр ЛьвовичГурилёв является не только русским композитором, но и скрипачом, пианистом и альтистом. В 1831-м году, вместе со своим отцом получили вольную. Посл... Читать>> |