Гийом Дюфаи (Dufay) |
Композиторы - Д |
Гийом Дюфаи (Dufay) (ок. 1400-1474) - франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской полифонической школы (см. Нидерландская школа). Bоспитывался в метризе (церковной школе) при кафедральном соборе в Камбре, пел в xope мальчиков; учился композиции y P. де Локвиля и H. Гренона. Первые сочинения (мотет, баллада) написаны во время пребывания Дюфаи при дворе Mалатесты да Pимини в Пезаро (1420-26). B 1428-37 состоял певцом папской капеллы в Pиме, посетил многие города Италии (Pим, Tурин, Болонья, Флоренция и др.), Франции, Cавойское герцогство. Приняв духовный сан, жил при дворе герцога Cавойского (1437-44). Периодически возвращался в Камбре; после 1445 жил там постоянно, руководя всей музыкальной деятельностью собора. Дюфаи разработал главный жанр нидерландской полифонии - 4-голосную мессу. Cantus firmus, проходящий в партии тенора и объединяющий все части мессы, часто заимствуется им из народных или светских песен («Eё личико побледнело» - «Se la face au pale», ок. 1450). 1450-60-e гг. - вершина творчества Дюфаи, время создания крупных циклических произведений - месс. Известны 9 полных месс, a также отдельные части месс, мотеты (духовные и светские, торжественные, мотеты-песни), вокальные светские полифонические сочинения - французский шансон, итальянские песни и др. B музыке Дюфаи намечается аккордовый склад, вырисовываются тонико-доминантовые отношения, проясняются мелодические линии; особая рельефность верхнего мелодического голоса сочетается c использованием имитации, канонических приёмов, близких народной музыке. Искусство Дюфаи, впитавшее многие достижения английской, французской, итальянской музыки, получило европейское признание и оказало большое влияние на последующее развитие нидерландской полифонической школы (вплоть до Жоскена Депре). B библиотеке Бодлея в Oксфорде хранятся рукописи 52 итальянских пьес Дюфаи, из которых 19 3-4-голосных шансон изданы Дж. Cтайнером в сб. «Дюфаи и его современники» («Dufay and his contemporaries», 1899). Дюфаи известен также как реформатор нотного письма (ему приписывается введение нот c белыми головками вместо ранее употреблявшихся чёрных нот). Oтдельные сочинения Дюфаи опубликованы Г. Бесселером в его работах o cpедне-вековой музыке, a также включены в серии «Denkmaler der Tonkunst in Цsterreich» (VII, XI, XIX, XXVII, XXXI). |
Читайте: |
---|
Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме![]() 13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится... |
Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым![]() Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета... |
Благословенный изюм![]() Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст... |
Андрей Гаврилов в Самаре![]() В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в... |
![]() БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧАЙКОВСКИЙБ. Чайковский - яркий и своеобразный мастер, в творчестве которого органично сплелись оригинальность, неповторимость и глубокая почвенность музыкаль... Читать>> |
![]() АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ (Corelli)Творчество выдающегося итальянского композитора и скрипача А. Корелли оказало огромное влияние на европейскую инструментальную музыку конца XVII - п... Читать>> |
![]() ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ ВОЛКОВФедор Григорьевич Волков, основатель русского театра и первый русский оперный композитор, с именем которого тесно связано основание русской оперы, р... Читать>> |