Из жизни великих:

Оркестр Вагнера

News image

Оркестр Вагнера представляет собой одно из величайших завоеваний в музыкальном искусстве XIX века. Прирожденный симфон...

Бетховен. Последние годы

News image

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с преж...

<<Риенци>>

News image

Если увертюра <<Фауст>> принадлежит к лучшим достижениям раннего периода творчества Вагнера и обнаружива...

Закулисье:

Мариинку-2 пообещали открыть летом 2012 года

News image

Вторая сцена Мариинского театра будет открыта в сезон белых ночей 2012 года, заявил глава Северо-Западной дирекции по ...

Пласидо Доминго покидает Вашингтон

News image

Знаменитый испанский оперный певец, дирижер и импресарио Пласидо Доминго (Plácido Domingo) объявил о намерении уйти с ...

Авторизация






АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ КАСТАЛЬСКИЙ
Композиторы - К

александр дмитриевич кастальский

Русский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной музыке конца 19 – начала 20 вв. Родился в Москве 16 (28) ноября 1856 в семье священника. В 1876–1881 учился в Московской консерватории, но завершил курс много лет спустя – в 1893 в композиторском классе С.И.Танеева. Некоторое время преподавал и дирижировал разными хорами в провинции. С 1887 педагог фортепиано в Синодальном училище церковного пения, затем там же помощник регента Синодального хора, с 1900 регент, с 1910 директор Синодального училища и хора. После преобразования училища в Народную хоровую академию в 1918 руководил ею вплоть до закрытия в 1923. С 1922 профессор Московской консерватории, декан дирижерско-хорового отделения, заведующий кафедрой народной музыки. Умер Кастальский в Москве 17 декабря 1926.

Кастальский – автор около 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х годах. Композитор первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы. Нередко Кастальского называли «Васнецовым в музыке», имея в виду прежде всего роспись В.М.Васнецовым Владимирского собора в Киеве, восстановившую традиции монументальной фрески в национальном стиле: стиль духовной музыки Кастальского, где едва ощутима грань между переложением (обработкой) традиционных распевов и сочинением в их духе, также отмечен объективностью и строгостью. В качестве директора Синодального училища Кастальский осуществлял его преобразование в Академию церковной музыки, с обучением по программам, превышающим уровень консерватории.

Важным направлением его деятельности была «музыкальная реставрация»: в частности, им осуществлена реконструкция древнерусской литургической драмы Пещное действо ; в цикле Из минувших веков представлено в музыкальных картинах искусство Древнего Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи, Руси и др. Кастальский создал монументальную кантату-реквием для солистов, хора и оркестра Братское поминовение героев, павших в великую войну (1916; памяти воинов союзных армий Первой мировой войны на русские, латинские, английские и другие тексты; вторая редакция для хора без сопровождения – Вечная память на церковнославянский текст панихиды, 1917). Автор песнопений, сочиненных специально к интронизации патриарха Тихона на Поместном соборе Русской православной церкви 1917–1918. Среди светских произведений опера Клара Милич по Тургеневу (1907, поставлена в Опере Зимина в 1916), Песни о Родине на стихи русских поэтов для хора без сопровождения (1901–1903). Кастальский – автор теоретических трудов Особенности народно-русской музыкальной системы (1923), Основы народного многоголосия (издан в 1948). По его инициативе курс народного музыкального творчества был введен сначала в Синодальном училище, а затем в Московской консерватории.

В начале 1920-х годов Кастальский некоторое время искренно пытался соответствовать «требованиям современности» и создал несколько малоудачных произведений для хора и оркестра народных инструментов, Сельскохозяйственную симфонию и др., а также обработки советских «революционных» песен. Долгое время его духовное творчество находилось в полном забвении на родине; в наши дни Кастальский признан мастером «нового направления» в русской церковной музыке.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 м

News image

С 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват...

Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым

News image

Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета...

Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме

News image

13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится...

ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7

News image

Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем...

Популярные статьи о композиторах:

News image

КАРОЛЬ ШИМАНОВСКИЙ (Szymanowski)

Разносторонняя деятельность К. Шимановского - крупнейшее явление музыкальной культуры Польши первых десятилетий нашего века. В нем соединились даров...

Читать>>
News image

КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ (Penderecki)

Музыку второй половины XX в. трудно представить себе без творчества польского композитора К. Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и ...

Читать>>
News image

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

Б. Чайковский - яркий и своеобразный мастер, в творчестве которого органично сплелись оригинальность, неповторимость и глубокая почвенность музыкаль...

Читать>>