ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ |
Композиторы - С |
Жизнь наша всегда богата событиями, богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить, и есть, что сопережить - глубоко и вдохновенно . В этих словах заключено кредо замечательного советского композитора В. Соловьева-Седого, которому он следовал на протяжении всего творческого пути. Автор огромного количества песен (свыше 400), 3 балетов, 10 оперетт, 7 произведений для симфонического оркестра, музыки к 24 драматическим спектаклям и 8 радиопостановкам, к 44 кинофильмам, Соловьев-Седой воспел в своих произведениях героику наших дней, запечатлел чувства и мысли советского человека. В. Соловьев родился в семье рабочего. Музыка с детства влекла к себе одаренного мальчика. Обучаясь игре на фортепиано, он обнаружил незаурядный дар импровизации, однако композицию стал изучать лишь в 22 года. В ту пору он работал пианистом-импровизатором в студии художественной гимнастики. Однажды его музыку услышал композитор А. Животов, одобрил ее и посоветовал юноше поступить в недавно открывшийся музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище им. М. П. Мусоргского). Спустя 2 года Соловьев продолжил занятия по классу композиции П. Рязанова в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1936 г. В качестве дипломной работы он представил часть Концерта для фортепиано с оркестром. В студенческие годы Соловьев пробует свои силы в разных жанрах: пишет песни и романсы, фортепианные пьесы, музыку к театральным спектаклям, работает над оперой Мать (по М. Горькому). Большой радостью для молодого композитора было услышать в 1934 г. по Ленинградскому радио свою симфоническую картину Партизанщина . Тогда же под псевдонимом В. Седой {Происхождение псевдонима имеет чисто семейный характер. Отец называл сына с детства седым за светлый цвет волос.} вышли из печати его Лирические песни . Отныне Соловьев слил свою фамилию с псевдонимом и стал подписываться Соловьев-Седой . В 1936 г. на конкурсе песни, организованном Ленинградским отделением Союза советских композиторов, Соловьеву-Седому были присуждены сразу 2 первые премии: за песню Парад (ст. А. Гитовича) и Песню о Ленинграде (ст. Е. Рывиной). Окрыленный успехом, он стал активно работать в песенном жанре. Песни Соловьева-Седого отличаются ярко выраженной патриотической направленностью. В предвоенные годы выделились Казачья кавалерийская , часто звучавшая в исполнении Леонида Утесова, Едем, братцы, призываться (обе на ст. А. Чуркина). Его героическую балладу Гибель Чапаева (ст. З. Александровой) пели бойцы интернациональных бригад в республиканской Испании. Известный певец-антифашист Эрнст Буш включил ее в свой репертуар. В 1940 г. Соловьев-Седой завершил балет Тарас Бульба (по Н. Гоголю). Много лет спустя (1955) композитор вернулся к нему. Заново пересмотрев партитуру, он и автор сценария С. Каплан изменили не только отдельные сцены, но и всю драматургию балета в целом. В результате возник новый спектакль, приобретший героическое звучание, близкое гениальной повести Гоголя. Когда началась Великая Отечественная война, Соловьев-Седой сразу же отложил в сторону все задуманные или начатые им работы и целиком посвятил себя песням. Осенью 1941 г. с небольшой группой ленинградских музыкантов композитор приехал в Оренбург. Здесь он организовал эстрадный театр Ястребок , вместе с которым был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. За первые полтора месяца, проведенных на фронте, композитор хорошо узнал жизнь советских солдат, их думы и чувства. Здесь он понял, что задушевность и даже грусть могут быть не менее мобилизующими и не менее нужными бойцам . Постоянно звучали на фронте Вечер на рейде (ст. А. Чуркина), О чем ты тоскуешь, товарищ моряк (ст. В. Лебедева-Кумача), Соловьи (ст. А. Фатьянова) и др. Не менее популярными были и шуточные песни - На солнечной поляночке (ст. А. Фатьянова), Как за Камой за рекой (ст. В. Гусева). Отгремела военная гроза. Соловьев-Седой вернулся в свой родной Ленинград. Но, как и в годы войны, композитор не мог долго оставаться в тиши своего кабинета. Его тянуло к новым местам, к новым людям. Василий Павлович много ездил по стране и за рубеж. Эти поездки давали богатый материал для его творческой фантазии. Так, будучи в 1961 г. в ГДР, он написал вместе с поэтом Е. Долматовским волнующую Балладу об отце и сыне . В основе Баллады лежит действительный случай, происшедший у могилы солдат и офицеров на территории Западного Берлина. Поездка в Италию дала материал сразу для двух крупных произведений: оперетты Олимпийские звезды (1962) и балета В порт вошла Россия (1963). В послевоенные годы Соловьев-Седой по-прежнему уделял основное внимание песням. Широкое признание завоевали Солдат - всегда солдат и Баллада о солдате (ст. М. Матусовского), Марш нахимовцев (ст. Н. Глейзарова), Если бы парни всей земли (ст. Е. Долматовского). Но, пожалуй, наибольший успех выпал на долю песен Где же вы теперь, друзья-однополчане из цикла Сказ о солдате (ст. А. Фатьянова) и Подмосковные вечера (ст. М. Матусовского) из кинофильма В дни спартакиады . Эта песня, получившая первую премию и Большую золотую медаль на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. в Москве, приобрела широчайшую известность. Немало превосходных песен написал Соловьев-Седой для кинофильмов. Сойдя с экрана, они сразу же были подхвачены народом. Таковы Пора в путь-дорогу , Потому что мы пилоты , задушевная лирическая На лодке , мужественная, полная энергии В путь . Ярким песенным мелодизмом проникнуты также оперетты композитора. Лучшие из них - Самое заветное (1951), Восемнадцать лет (1967), У родного причала (1970) - были с успехом поставлены во многих городах нашей страны и за рубежом. Приветствуя Василия Павловича в день его 70-летия, композитор Д. Покрасс сказал: Соловьев-Седой - это советская песня нашего времени. Это подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем... Это борьба за мир. Это нежная любовь к Родине, родному городу. Это, как часто говорят про песни Василия Павловича, эмоциональная летопись поколения советских людей, которое закаливалось в огне Великой Отечественной... |
Читайте: |
---|
Андрей Гаврилов в СамареВ Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в... |
Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зФилармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн... |
Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 мС 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват... |
В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета КонтрабасС 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете... |
АНТОН СТЕПАНОВИЧ АРЕНСКИЙМузыканты и любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя всего три чет... Читать>> |
КЛОД ДЕБЮССИ (Debussy)Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому... Читать>> |
ЖАК ОФФЕНБАХ (Offenbach; наст. фам. Эбершт, Eberscht)Оффенбах был - как ни громко это звучит - одним из одареннейших композиторов XIX века , - писал И. Соллертинский. - Только работал совсем в ином ж... Читать>> |