ИМРЕ КАЛЬМАН (Kalman) |
Композиторы - К |
Он родился в курортном местечке, расположенном на берегу озера Балатон. Самыми первыми и неизгладимыми музыкальными впечатлениями маленького Имре стали занятия на фортепиано его сестры Вильмы, игра на скрипке профессора Лильде, отдыхавшего в Шиофоке, оперетта И. Штрауса Летучая мышь . Гимназия и музыкальная школа в Будапеште, класс композиции X. Кеслера в Академии имени Ф. Листа и одновременно изучение права на юридическом факультете университета - вот основные этапы образования будущего композитора. Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре. Кальман испытал себя и на поприще музыкальной критики, работая 4 года (1904-08) в газете Пешти Напло . Первым театральным произведением композитора стала оперетта Наследство Переслени (1906). Ее постигла несчастливая судьба: усмотрев в ряде эпизодов политическую крамолу, правительственные власти постарались, чтобы спектакль был быстро снят со сцены. Признание пришло к Кальману после премьеры оперетты Осенние маневры . Поставленная сначала в Будапеште (1908), затем в Вене, она впоследствии обошла многие сцены в Европе, Южной Африке и Америке. Мировую славу композитору принесли его следующие музыкальные комедии: Солдат в отпуске (1910), Цыган-премьер (1912), Королева чардаша (1915, более известная как Сильва ). Кальман стал одним из самых популярных авторов этого жанра. Критика отмечала, что его музыка стоит на прочном фундаменте народной песни и ярко выражает глубокие человеческие чувства, его мелодии просты, но вместе с тем оригинальны и поэтичны, а финалы оперетт по разработке, первоклассной технике и блестящей инструментовке - настоящие симфонические картины. Наивысшего расцвета творчество Кальмана достигло в 20-х гг. В это время он жил в Вене, здесь и проходили премьеры его Баядеры (1921), Графини Марицы (1924), Принцессы цирка (1926), Фиалки Монмартра (1930). Мелодическая щедрость музыки этих произведений создавала у слушателей обманчивое представление о беспечности и легкости композиторского пера Кальмана. И хотя это была лишь иллюзия, Кальман, обладавший прекрасным чувством юмора, в письме к своей сестре советовал ей не разочаровывать интересующихся его творчеством и рассказывать о его работе так: Мой брат и его либреттисты встречаются ежедневно. Они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают бесчисленное количество сигарет и папирос, рассказывают анекдоты... спорят, смеются, ссорятся, кричат... Это продолжается много месяцев. И вдруг в один прекрасный день оперетта готова . В 30-х гг. композитор много работает в жанре киномузыки, пишет историческую оперетту Дьявольский наездник (1932), ее премьера стала для Кальмана последней в Вене. Над Европой нависла угроза фашизма. В 1938 г. после захвата Австрии гитлеровской Германией Кальман с семьей был вынужден эмигрировать. 2 года он провел в Швейцарии, в 1940 г. переехал в США, а после войны, в 1948 г., вновь вернулся в Европу и жил в Париже. Кальман наряду с И. Штраусом и Ф. Легаром является представителем так называемой венской оперетты. Им написано 20 произведений в этом жанре. Огромная популярность его оперетт объясняется прежде всего достоинствами музыки - ярко мелодичной, эффектной, блестяще оркестрованной. Сам композитор признавался, что на его творчество огромное влияние оказала музыка П. Чайковского и особенно оркестровое искусство русского мастера. Желание Кальмана, по его выражению, помузицировать в своих произведениях от чистого сердца позволило ему необычайно расширить лирическую сторону жанра и выйти из заколдованного для многих композиторов круга опереточных штампов. И хотя литературная основа его оперетт не всегда равноценна музыке, художественная сила творчества композитора превосходит этот недостаток. Лучшие сочинения Кальмана до сих пор украшают репертуар многих музыкальных театров мира. |
Читайте: |
---|
Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман![]() 27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович... |
Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез![]() Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры... |
На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери![]() Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск... |
Два ГРЭММИ на одном фестивале!![]() Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ... |
![]() ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ ФОМИНЕ. Фомин принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе ... Читать>> |
![]() ГРЕТРИ (Gretry) Андре Эрнест МодестФранцузский оперный композитор XVIII в. А. Гретри - современник и свидетель Великой Французской революции - был самой крупной фигурой оперного театр... Читать>> |
![]() Пьер Булез (Boulez)Пьер Булез (Boulez) (р. 1925) - французский композитор и дирижёр. В марте 2000 года Пьеру Булезу исполнилось 75 лет. По словам одного язвительного б... Читать>> |