Из жизни великих:

Афоризмы Бетховена

News image

Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям. Истинный художник, любящий больше всего искусство...

Театр в Байрейте.

News image

Мысль о собственном театре все больше овладевала Вагнером. Помощником Вагнера в этом предприятии был его друг, талантл...

Убийцу Бетховена изобличили судмедэксперты

News image

Австрийский патологоанатом Кристиан Райтер (Christian Reiter), который работает судмедэкспертом в Венском университете...

Закулисье:

Москва попрощалась с Большим залом Консерватории

News image

В минувшую субботу в Большом зале Московской Консерватории при полном аншлаге состоялся последний симфонический концер...

Городской камерный оркестр даст юбилейный концерт в чес

News image

Юбилейный концерт, который задумал Брянский городской камерный оркестр, будет называться «20-ть лет в ваших сердцах», и ...

Авторизация






ПАУЛЬ ДЕССАУ (Dessau)
Композиторы - Д

пауль дессау (dessau)

В созвездии имен деятелей, представляющих литературу и искусство ГДР, одно из почетных мест принадлежит П. Дессау. Его творчестве подобно пьесам Б. Брехта и романам А. Зегерс, стихам И. Бехера и песням Г. Эйслера, скульптурам Ф. Кремера и графике В. Клемке, оперной режиссуре В. Фельзенштейна и кинематографическим постановкам К. Вульфа пользуется заслуженной популярностью не только на родине, оно завоевало широкое признание и стало ярким образцом искусства XX в.

Огромное музыкальное наследие Дессау включает наиболее характерные жанры современной музыки: 5 опер, многочисленные кантатноораториальные сочинения, 2 симфонии, оркестровые пьесы, музыку к драматическим спектаклям, радиопостановкам и кинофильмам, вокальные и хоревые миниатюры. Одаренность Дессау проявилась в различных сферах его творческой деятельности - композиторской, дирижерской, педагогической, исполнительской, музыкально-общественной.

Композитор-коммунист, Дессау чутко откликался на важнейшие политические события своего времени. Антиимпериалистические настроения выражены в песне Солдат, убитый в Испании (1937), в фортепианной пьесе Герника (1938), в цикле Интернациональная азбука войны (1945). 30-летию трагической гибели выдающихся деятелей международного коммунистического движения посвящена Эпитафия Розе Люксембург и Карлу Либкнехту для хора и оркестра (1949). Обобщенным музыкально-публицистическим документом, посвященным жертвам апартеида, стал Реквием памяти Лумумбы (1963). Среди других мемориальных произведений Дессау - вокально-симфоническая Эпитафия Ленину (1951), оркестровое сочинение Памяти Бертольда Брехта (1959), пьеса для голоса и фортепиано Эпитафия Горькому (1943). Дессау охотно обращался к текстам современных прогрессивных поэтов разных стран - к творчеству Э. Вайнерта, Ф. Вольфа, И. Бехера, Я. Ивашкевича, П. Неруды. Одно из центральных мест занимает музыка, вдохновленная сочинениями Б. Брехта. У композитора есть произведения, связанные с советской тематикой: опера Ланцелот (по пьесе Е. Шварца Дракон , 1969), музыка к кинофильму Русское чудо (1962). Путь Дессау в музыкальное искусство был обусловлен давними семейными традициями. Его дед, по словам композитора, являлся знаменитым в свое время кантором, наделенным композиторским талантом. Отец, рабочий табачной фабрики, до конца своих дней сохранил любовь к пению и свою неосуществленную мечту стать профессиональным музыкантом пытался воплотить в детях. С раннего детства, которое протекало в Гамбурге, Пауль слышал песни Ф. Шуберта, мелодии Р. Вагнера. В 6 лет он начал заниматься на скрипке, а в 14 выступил на сольном вечере с большой концертной программой. С 1910 г. в течение двух лет Дессау занимался в Берлинской консерватории Клиндворта-Шарвенки. В 1912 г. он устраивается на работу в Гамбургский городской театр в качестве концертмейстера-репетитора оркестра и ассистента главного дирижера - Ф. Вайнгартнера. Давно мечтавший о дирижерской деятельности, Дессау жадно впитывал художественные впечатления от творческого общения о Вайнгартнером, восторженно воспринимал выступления регулярно гастролировавшего в Гамбурге А. Никиша.

Самостоятельную дирижерскую деятельность Дессау прервала начавшаяся первая мировая война и последующий призыв в действующую армию. Подобно Брехту и Эйслеру, Дессау быстро распознал бессмысленную жестокость кровавой бойни, уносящей миллионы человеческих жизней, ощутил национал-шовинистический дух немецко-австрийской военщины.

Дальнейшая работа в качестве руководителя оркестра оперных театров проходила при активной поддержке О. Клемперера (в Кельне) и Б. Вальтера (в Берлине). Однако тяга к сочинению музыки постепенно все более вытесняла прежнее стремление к дирижерской карьере. В 20-е гг. появляется ряд сочинений для различных инструментальных составов, среди них - Концертино для солирующей скрипки в сопровождении флейты, кларнета и валторны. В 1926 г. Дессау завершил Первую симфонию. Она успешно прозвучала в Праге под управлением Г. Штайнберга (1927). Спустя 2 года появилась Сонатина для альта и чембало (или фортепиано), в которой ощущается близость традициям неоклассицизма и ориентация на стиль П. Хиндемита.

В июне 1930 г. на фестивале Берлинская музыкальная неделя была исполнена музыкальная инсценировка Дессау Игра в железную дорогу . Жанр назидательной пьесы , как особой разновидности школьной оперы, рассчитанной на детское восприятие и исполнение, был создан Брехтом и подхвачен многими ведущими композиторами. В это же время состоялась премьера оперы-игры Хиндемита Мы строим город . Оба сочинения популярны до сих пор.

Особой точкой отсчета в творческой биографии многих деятелей искусства стал 1933 г. На долгие годы покинули свою родину, вынужденные эмигрировать из фашистской Германии, А. Шенберг, Г. Эйслер, К. Вайль, Б. Вальтер, О. Клемперер, Б. Брехт, Ф. Вольф. Политическим изгнанником оказался и Дессау. Начался парижский период его творчества (1933-39). Главным импульсом становится антивоенная тематика. В начале 30-х гг. Дессау вслед за Эйслером освоил жанр массовой политической песни. Так появилась Колонка Тельмана - ...героическое напутствие немецким антифашистам, направляющимся через Париж в Испанию, чтобы участвовать в сражениях против франкистов .

После оккупации Франции Дессау проводит 9 лет в США (1939-48). В Нью-Йорке происходит знаменательная встреча с Брехтом, о которой Дессау давно помышлял. Еще в 1936 г. в Париже композитор написал Боевую песнь черных соломенных шляп на текст Брехта из его пьесы Святая Иоанна скотобоен - пародийно переосмысленной версии жизни Орлеанской девы. Познакомившись с песней, Брехт тотчас же решил включить ее в свой авторский вечер в театре-студии Новой школы социальных исследований в НьюЙорке. На тексты Брехта Дессау написал ок. 50 сочинений - музыкально-драматических, кантатно-ораториальных, вокальных и хоровых. Центральное место среди них занимают оперы Допрос Лукулла (1949) и Пунтила (1959), созданные после возвращения композитора на родину. Подступами к ним явилась музыка к пьесам Брехта - 99 процентов (1938), позднее получившая название Страх и нищета в Третьей империи ; Мамаша Кураж и ее дети (1946); Добрый человек из Сезуана (1947); Исключение и правило (1948); Господин Пунтила и его слуга Матти (1949); Кавказский меловой круг (1954).

В 60-70-е гг. появились оперы - Ланцелот (1969), Эйнштейн (1973), Леоне и Лена (1978), детский зингшпиль Ярмарка (1963), Вторая симфония (1964), оркестровый триптих ( 1955 год , Море бурь , Ленин , 1955-69), Кватродрама для четырех виолончелей, двух фортепиано и ударных (1965). Старейшина композиторов ГДР до конца своих дней продолжал интенсивно трудиться. Незадолго до его смерти Ф. Хенненберг писал: Дессау и на девятом десятке сохранил свой живой темперамент. Утверждая свою точку зрения, он подчас может ударить кулаком по столу. Вместе с тем он всегда выслушает доводы собеседника, никогда не выставляя себя всезнающим и непогрешимым. Дессау умеет быть убедительным, не повышая голоса. Но нередко он говорит тоном агитатора. То же свойственно и его музыке.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Шаповалов и Крамер – в Хакасии сыграют мировые знаменит

News image

Уже в октябре в Хакасию приедет знаменитый виолончелист Денис Шаповалов. Он сыграет концерт с симфоническим оркестром ...

Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез

News image

Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры...

В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. Акцынов

News image

В октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ...

В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р

News image

24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЦЕЗАРЬ АНТОНОВИЧ КЮИ

Ц. Кюи - русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества Могучей кучки , крупный у...

Читать>>
News image

ФРАНСУА ЖОЗЕФ ГОССЕК (Gossec)

Французская буржуазная революция XVIII в. видела в музыке великую социальную силу (Б. Асафьев), способную мощно воздействовать на мышление и посту...

Читать>>
News image

ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ (Bellini)

Итальянский композитор В. Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекр...

Читать>>