Из жизни великих:

Моцарт – «Волшебная флейта»

News image

Моцарт и «Волшебная флейта» связаны интересной судьбой – во-первых, это была последняя опера Моцарта. Она была законч...

Бастьен и Бастьенна

News image

«Бастьен и Бастьенна» (KV 50, нем. Bastien und Bastienne) — одноактный зингшпиль 12-летнего В. А. Моцарта на либретто...

ЛУННАЯ СОНАТА (ЖИЗНЬ)

News image

Закончив сонату, Бетховен сразу же передал ее для опубликования Джованни Каппи, предприимчивому итальянцу, владевшему ...

Закулисье:

В Театре оперы и балета Екатеринбурга — кадровые перест

News image

Новый театральный сезон Екатеринбургский театр оперы и балета встретит во всех смыслах обновлённым. Заканчивается ремо...

В Зальцбурге - открытие самого крупного в мире фестивал

News image

19-го июля состоялось открытие ежегодного летнего фестиваля, под названием "Сотворение мира" в австрийском Зальцбурге. В...

Авторизация






КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ (Penderecki)
Композиторы - П

кшиштоф пендерецкий (penderecki)

Музыку второй половины XX в. трудно представить себе без творчества польского композитора К. Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и поиски, характерные для послевоенной музыки, ее метания между взаимоисключающими крайностями. Стремление к дерзкому новаторству в области средств выражения и ощущение органической связи с культурной традицией, уходящей в глубь веков, предельное самоограничение в некоторых камерных сочинениях и склонность к монументальным, почти космическим звучаниям вокально-симфонических произведений. Динамизм творческой личности заставляет художника испытывать на прочность разнообразные манеры и стили, овладевать всеми новейшими достижениями техники композиции XX в.

Пендерецкий родился в семье адвоката, где профессиональных музыкантов не было, но музицировали часто. Родители, обучая Кшиштофа игре на скрипке и фортепиано, не думали, что он станет музыкантом. В 15 лет Пендерецкий по-настоящему увлекся игрой на скрипке. В небольшом Денбице единственным музыкальным коллективом был городской духовой оркестр. Его руководитель С. Дарляк сыграл важную роль в развитии будущего композитора. В гимназии Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижером. В 1951 г. он окончательно решает стать музыкантом и уезжает учиться в Краков. Одновременно с занятиями в музыкальной школе Пендерецкий посещает университет, слушая лекции по классической филологии и по философии у Р. Ингардена. Он основательно изучает латынь и греческий, интересуется античной культурой. Занятия теоретическими дисциплинами с Ф. Сколышевским - ярко одаренной личностью, пианистом и композитором, физиком и математиком - привили Пендерецкому умение мыслить самостоятельно. После занятий с ним Пендерецкий поступает в Высшую музыкальную школу Кракова в класс композитора А. Малявского. На молодого композитора особенно сильное влияние оказывает музыка Б. Бартока, И. Стравинского, он изучает манеру письма П. Булеза, в 1958 г. знакомится с Л. Ноно, который посещает Краков.

В 1959 г. Пендерецкий побеждает на конкурсе, организованном Союзом польских композиторов, представив сочинения для оркестра - Строфы , Эманации и Псалмы Давида . С этих произведений начинается международная известность композитора: они исполняются во Франции, Италии, Австрии. На стипендию Союза композиторов Пендерецкий едет в двухмесячную поездку по Италии.

С 1960 г. начинается интенсивная творческая деятельность композитора. В этом году он создает одно из самых известных произведений послевоенной музыки Трен памяти жертв Хиросимы , которое дарит городскому музею Хиросимы. Пендерецкий становится постоянным участником международных фестивалей современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе, знакомится со многими музыкантами, издателями. Произведения композитора ошеломляют новизной приемов не только слушателей, но и музыкантов, которые порой не сразу соглашаются разучивать их. Кроме инструментальных сочинений Пендерецкий в 60-х гг. пишет музыку для театра и кино, для драматических и кукольных спектаклей. Он работает в Экспериментальной студии Польского радио, создает там свои электронные композиции, в том числе пьесу Экехейрия для открытия мюнхенских Олимпийских игр 1972 г.

С 1962 г. произведения композитора звучат в городах США и Японии. Пендерецкий выступает с лекциями о современной музыке в Дармштадте, Стокгольме, Берлине. После эксцентрического, крайне авангардистского сочинения Флуоресценции для оркестра, пишущей машинки, стеклянных и железных предметов, электрических звонков, пилы композитор обращается к сочинениям для солирующих инструментов с оркестром и произведениям крупной формы: опере, балету, оратории, кантате (оратория Dies irae , посвященная жертвам Освенцима, - 1967; детская опера Самый сильный ; оратория Страсти по Луке - 1965, монументальное сочинение, выдвинувшее Пендерецкого в число самых исполняемых композиторов XX в.).

В 1966 г. композитор едет на фестиваль музыки стран Латинской Америки, в Венесуэлу и впервые посещает СССР, куда впоследствии приезжает неоднократно в качестве дирижера, исполнителя собственных сочинений. В 1966-68 гг. композитор ведет композиторский класс в Эссене (ФРГ), в 1969 - в Западном Берлине. В 1969 г. в Гамбурге и Штутгарте ставится новая опера Пендерецкого Дьяволы из Людена , (1968), которая в том же году появляется на сценах 15 городов мира. В 1970 г. Пендерецкий завершает одно из самых впечатляющих и эмоциональных своих сочинений - Заутреню . Обращаясь к текстам и напевам православной службы, автор применяет средства новейшей композиторской техники. Первое исполнение Заутрени в Вене (1971) вызвало огромный энтузиазм слушателей, критики и всей музыкальной общественности Европы. По заказу ООН композитор, пользующийся большим авторитетом во всем мире, создает для ежегодных концертов ООН ораторию Космогония , построенную на высказываниях философов древности и современности о происхождении вселенной и устройстве мироздания - от Лукреция до Ю. Гагарина. Пендерецкий много занимается педагогикой: с 1972 г. он ректор краковской Высшей музыкальной школы, одновременно ведет класс композиции в Йельском университете (США). К 200-летию США композитор пишет оперу Потерянный рай по поэме Дж. Мильтона (премьера в Чикаго, 1978 г.). Из других крупных сочинений 70-х гг. можно выделить Первую симфонию, ораториальные сочинения Магнификат и Песнь песней , а также Скрипичный концерт (1977), посвященный первому исполнителю И. Стерну и написанный в неоромантической манере. В 1980 г. композитор пишет Вторую симфонию и Те Deum .

В последние годы Пендерецкий много концертирует, занимается со студентами-композиторами из разных стран. В Штутгарте (1979) и Кракове (1980) проходят фестивали его музыки, а в местечке Люславицы Пендерецкий сам организует международный фестиваль камерной музыки молодых композиторов. Яркая контрастность, зримость музыки Пендерецкого объясняет его постоянный интерес к музыкальному театру. Третья опера композитора Черная маска (1986) по пьесе Г. Гауптмана соединяет нервную экспрессивность с элементами ораториальности, психологическую точность и глубину вневременной проблематики. Я писал Черную маску так, как будто это мое последнее сочинение , - сказал Пендерецкий в одном из интервью. - Для себя я решил завершить период увлечения поздним романтизмом .

Композитор находится сейчас в зените всемирной славы, являясь одним из самых авторитетных музыкальных деятелей. Его музыка звучит на разных континентах в исполнении самых известных артистов, оркестров, театров, захватывая многотысячную аудиторию.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Андрей Гаврилов в Самаре

News image

В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в...

15 сентября в малом зале Белгосфилармонии состоится кон

News image

15 сентября в Малом зале им. Г.Ширмы Белгосфилармонии при поддержке Института Польского в Минске состоится концерт фор...

Знаменитый тенор Сергей Семишкур выступит в СПб Филармо

News image

5 октября 2010 года, во вторник в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии состоится сольный концерт мо...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ВИТОЛЬД ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutoslawski)

Польский композитор и дирижер. Витольд Лютославский прожил долгую и насыщенную творческую жизнь; до преклонных лет он сохранил высочайшую требовател...

Читать>>
News image

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АСАФЬЕВ

Советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946)

Читать>>
News image

ДАНИЭЛЬ ФРАНСУА ОБЕР (Auber)

Французский композитор. Член Института Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовив...

Читать>>