Из жизни великих:

Людвиг ван Бетховен

News image

немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму...

Начало творческого пути Вагнера

News image

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года семье полицейского чиновника. Через несколько месяцев после рождения...

Вильгельм Рихард Вагнер

News image

Вагнер -- один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого ос...

Закулисье:

Открывается Эдинбургский фестиваль

News image

Сегодня в столице Шотландии состоялось открытие традиционного Эдинбургского международного фестиваля. Вместе с этим тут ...

Уральский филармонический оркестр посетит с гстролями Ф

News image

Организаторы знаменитого французского фестиваля «Сумасшедшая неделя в Нанте» пригласили Уральский филармонический орке...

Авторизация






РЕЙНГОЛЬД МОРИЦЕВИЧ ГЛИЭР
Композиторы - Г

рейнгольд морицевич глиэр

Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр - в то время уже известный композитор, педагог, дирижер - сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры. Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разносторонней деятельностью он осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого. Я не примыкал ни к какому кружку или школе , - писал о себе Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М. Глинки, А. Бородина, А. Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который предстает у Глиэра светлым, гармоничным, цельным. Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением , - говорил композитор.

Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.

Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд упорной работой доказал право на любимое искусство и после нескольких лет учебы в Киевском музыкальном училище в 1894 г. поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем композиции. ...Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр , - писал Танеев Аренскому. И не только в классе. Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии, истории, интересовался научными открытиями. Не довольствуясь учебным курсом, он самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где познакомился с С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером и другими деятелями русской музыки. В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца... - писал Глиэр об этом периоде жизни.

Такая сверхнапряженная работа не оставляла времени на развлечения, да Глиэр и не стремился к ним. Я казался каким-то сухарем... неспособным собраться где-нибудь в ресторане, пивной, покутить... На такое времяпровождение ему было жаль тратить время, он считал, что человек должен стремиться к совершенству, которое достигается упорным трудом, а поэтому нужно волю закалить и превратить в стальную . Однако сухарем Глиэр не был. Сердце у него было доброе, душа певучая, поэтичная.

Консерваторию Глиэр окончил в 1900 г. с Золотой медалью, являясь к этому времени автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат - Третья симфония Илья Муромец (1911), о которой Л. Стоковский писал автору: Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре - музыку, которая выражает силу русского народа . Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 г. он вел класс гармонии и энциклопедии (так назывался расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Н. Мясковским.

В 1913 г. Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский. Глнэру удалось привлечь к работе в консерватории таких музыкантов, как Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, Б. Яворский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов - С. Кусевицкого, Я. Хейфеца, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Гречанинова. В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 г. вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян... Как-то так выходит , - писал Прокофьев, - что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым .

В Москве в 20-х гг. развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или просто рассказывал сказки, импровизируя на рояле. Одновременно в течение ряда лет Глиэр руководил студенческими хоровыми кружками в Коммунистическом университете трудящихся Востока, что принесло ему как композитору немало ярких впечатлений.

Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик - Украины, Азербайджана, Узбекистана. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей: эти образы и интонации были для меня наиболее естественным способом художественного выражения моих мыслей и чувств . Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, которую он изучал в течение многих лет. Результатом этого явились симфоническая картина Запорожцы (1921), симфоническая поэма Заповiт (1941), балет Тарас Бульба (1952).

В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера Шах-Сенем , поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры Ферганский праздник (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер Лейли и Меджнун (1940) и Гюльсара (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в Торжественной увертюре (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах На славянские народные темы и Дружба народов (1941).

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет Красный мак . ( Красный цветок ), поставленный в Большом театре в 1927 г. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет Медный всадник по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. в Ленинграде. Гимн великому городу , завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.

Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление. Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) - самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста. Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. ...Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед . Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался свою жизнь.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии

News image

8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио...

В Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль иску

News image

24 сентября губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев примет участие пресс-конференции, посвященной открытию XI ...

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ИОГАННЕС БРАМС (Brahms)

Вступив в музыкальную жизнь как преемник Р. Шумана в романтизме, И. Брамс шел по пути широкого и индивидуального претворения традиций разных эпох не...

Читать>>
News image

Пабло де Сарасате

Сарасате является испанским композитором и скрипачом. Он начал концентрировать, еще, будучи ребенком, и за это он был награжден скрипкой от имени ко...

Читать>>
News image

ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГЛЕБОВ

С творчеством Е. Глебова связаны многие лучшие страницы музыкальной культуры современной Белоруссии, прежде всего в симфоническом, балетном и кантат...

Читать>>