Джованни Пьерлуиджи да ПАЛЕСТРИНА (Palestrina) |
Композиторы - П |
Выдающийся итальянский композитор XVI в., непревзойденный мастер хоровой полифонии Дж. Палестрина наряду с О. Лассо является одной из самых крупных фигур в музыке позднего Возрождения. В его творчестве, чрезвычайно обширном как по объему, так и по богатству жанров, достигло своего высшего совершенства искусство хоровой полифонии, развивавшееся в течение нескольких столетий (главным образом композиторами так называемой франко-фламандской школы). В музыке Палестрины достигнут высший синтез технического мастерства и требований музыкальной выразительности. Сложнейшие переплетения голосов полифонической ткани складываются тем не менее в гармонически ясную и стройную картину: искусное владение полифонией делает ее подчас незаметной для уха. Со смертью Палестрины ушла в прошлое целая эпоха в развитии западноевропейской музыки: наступивший XVII в. принес и новые жанры, и новое мировоззрение. Жизнь Палестрины прошла в спокойном и сосредоточенном служении своему искусству, она по-своему соответствовала его художественным идеалам уравновешенности и гармонии. Родился Палестрина в пригороде Рима под названием Палестрина (в древности это место называлось Пренеста). От этого географического названия и происходит имя композитора. Практически всю свою жизнь Палестрина прожил в Риме. Его творчество тесно связано с музыкальными и литургическими традициями трех крупнейших римских соборов: Санта Мария делла Маджоре, Св. Иоанна Латеранского, Св. Петра. С детских лет Палестрина пел в церковном хоре. В 1544 г., будучи еще очень молодым человеком, он стал органистом и преподавателем в соборе своего родного города и прослужил там вплоть до 1551 г. Документальные свидетельства творческой деятельности Палестрины в этот период отсутствуют, но, по-видимому, уже в это время он начал осваивать традиции жанра мессы и мотета, которые впоследствии займут основное место в его творчестве. Вероятно, некоторые из его месс, позднее увидевшие свет, были написаны уже в этот период. В 154250 гг. епископом города Палестрины был кардинал Джованни Мария дель Монте, впоследствии избранный римским папой. Это был первый могущественный покровитель Палестрины, и именно благодаря ему молодой музыкант стал часто появляться в Риме. В 1554 г. Палестрина опубликовал первую книгу месс, посвященную своему покровителю. 1 сентября 1551 г. Палестрина был назначен руководителем капеллы Джулия в Риме. Эта капелла была музыкальным учреждением собора Св. Петра. Благодаря усилиям папы Юлия II она была в свое время реорганизована и превратилась в важный центр обучения итальянских музыкантов, в отличие от Сикстинской капеллы, где преобладали иностранцы. Вскоре Палестрина переходит на службу в Сикстинскую капеллу - официальную музыкальную капеллу римского папы. После смерти папы Юлия II новым папой избрали Марцелла II. Именно с этим лицом связано одно из самых знаменитых сочинений Палестрины, так называемая Месса папы Марчелло , опубликованная в 1567 г. Согласно преданию, папа в 1555 г. собрал своих певчих на Великую пятницу и сообщил им требование сделать музыку для страстной недели более подобающей этому событию, а слова - более отчетливыми и ясно слышимыми. В сентябре 1555 г. усиление строгих порядков в капелле привело к увольнению Палестрины и еще двух певчих: Палестрина был к тому времени женат, а обет безбрачия входил в устав капеллы. В 1555-60 гг. Палестрина руководит капеллой церкви Св. Иоанна Латеранского. В 1560-х гг. он возвратился в собор Санта Мария делла Маджоре, где он когда-то учился. К этому времени слава Палестрины распространилась уже за пределы Италии. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1568 г. ему было сделано предложение от лица императора Максимилиана II переехать в Вену в качестве императорского капельмейстера. В эти годы творчество Палестрины достигает наивысшего расцвета: в 1567 г. выходит вторая книга его месс, в 1570 г. - третья. Публикуются также его четырехголосные и пятиголосные мотеты. В последние годы жизни Палестрина возвратился на пост руководителя капеллы Джулия при соборе Св. Петра. Ему пришлось пережить много личных невзгод: смерть брата, двух сыновей и жены. В самом конце жизни Палестрина решил возвратиться в свой родной город на место руководителя церковного хора, где он служил много лет назад. С годами привязанность Палестрины к родным местам все более усиливалась: в течение десятилетий он не покидал Рима. Легенды о Палестрине начали складываться уже при его жизни и продолжали развиваться после его смерти. Судьба его творческого наследия оказалась счастливой - оно практически не знало забвения. Музыка Палестрины полностью сосредоточена в области духовных жанров: он автор свыше 100 месс, более 375 мотетов. 68 офферториев, 65 гимнов, литаний, ламентаций и т. п. Однако он отдал дань и жанру мадригала, чрезвычайно популярному в Италии в эпоху позднего Возрождения. Творчество Палестрины осталось в истории музыки как непревзойденный образец полифонического мастерства: в течение последующих столетий его музыка стала образцовой моделью в практике обучения музыкантов искусству полифонии. |
Читайте: |
---|
Худруком пермской филармонии стал москвич23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского... |
Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио... |
Новые постановки в театрах ЭстонииВ осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм... |
ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем... |
Богословский Никита ВладимировичБогословский родился в 1913-м году, двадцать второго мая. Он был и есть известный композитор. В 1978-м году стал народным артистов РСФСР, заслуж... Читать>> |
Гийом Дюфаи (Dufay)Гийом Дюфаи (Dufay) (ок. 1400-1474) - франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской полифонической школы (см. Нидерландская ш... Читать>> |
ФРИДРИХ ФОН ФЛОТОВ (Flotow)Немецкий композитор. Сын меклембургского помещика. Композиторское образование получил в Парижской консерватории у известного чешского композитора Ан... Читать>> |