Из жизни великих:

Театр в Байрейте.

News image

Мысль о собственном театре все больше овладевала Вагнером. Помощником Вагнера в этом предприятии был его друг, талантл...

Бастьен и Бастьенна

News image

«Бастьен и Бастьенна» (KV 50, нем. Bastien und Bastienne) — одноактный зингшпиль 12-летнего В. А. Моцарта на либретто...

Убийцу Бетховена изобличили судмедэксперты

News image

Австрийский патологоанатом Кристиан Райтер (Christian Reiter), который работает судмедэкспертом в Венском университете...

Закулисье:

Воронежский симфонический оркестр открыл юбилейный сезо

News image

10 сентября Академический симфонический оркестр Воронежской филармонии открыл свой 85-й концертный сезон. Как сообщ...

В Твери время «Время высокой музыки»

News image

Концерт скрипача по имени Дмитрий Коган стартовал в Твери, как благотворительная акция под названием «Время высокой музы...

Купить шерстяные и пуховые одеяла в украине. . http://drkyylo.com официальный сайт пластический хирург Сергей Кийло.

Авторизация






Музыкальные характеристики в операх Моцарта
Биография и творчество - Моцарт

музыкальные характеристики в операх моцарта

Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере-seria музыкальные характеристики героев почти совершенно игнорировались, в опере - buffa подчеркивались не столько индивидуально-конкретные черты героев, сколько типические. Эти характеристики были своего рода музыкальными <<масками>> с выработанными приемами выразительности, сопровождавшими однотипных героев и героинь в разных операх. До Моцарта в оперном жанре не было достигнуто единство обобщенного, типического и индивидуального, конкретного в музыкальных характеристиках героев, отсутствовала и многогранность этих характеристик.

Действующие лица в операх Моцарта -- не только традиционные типы, но и живые люди, сочетающие в единстве типическое и индивидуально-неповторимое. В этом отношении музыкальный театр Моцарта -- высшее достижение реализма в музыкальной драматургии XVIII века.

По поводу мастерства музыкальных характеристик действующих лиц в операх Моцарта писал А. Н. Серов: <<Неизъяснимая для нехудожников способность: одною силой творческого воображения совершенно уничтожать в себе свое я, переселяться как будто всем существом в другие, совершенно чуждые душе поэта личности, -- чувствовать, мыслить, жить за них, -- одним словом, создавать совершенно отдельные лица, столько же независимые от поэта и друг от друга, как и действительные, реальные люди, с плотью и кровью, -- вот что составляет отличительное свойство художника объективного, драматического. Моцарт в этом отношении, можно сказать, равен Гете и самому Шекспиру, по крайней мере в числе музыкантов самых гениальных никто, ни даже великий Глюк, в этом отношении не может с ним сравниться; лица опер Моцарта -- совершенно живые люди, с отдельными, до крайности разнообразными характерами, с тонкими, чисто индивидуальными оттенками этих характеров>>.

Не прибегая к лейтмотивам, Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельный и многогранный образ. Так, в образе Дон-Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны (<<Свадьба Фигаро>>) -- женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио -- подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств.

Музыкальные характеристики действующих лиц в операх Моцарта сохраняют свое значение не только в сольных номерах или в дуэтах, но и в некоторых больших ансамблях. В финалах <<Свадьбы Фигаро>> и <<Дон-Жуана>>, в секстете из <<Дон-Жуана>> и в некоторых других ансамблях каждый из участников имеет свою интонационную сферу. Создается одновременное сочетание разных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонически-стройной ансамблевой сцены.

Однако в некоторых случаях, когда это диктуется сценической ситуацией, Моцарт наделяет единой характеристикой группу действующих лиц, живущих общими помыслами и стремлениями. Такой прием использован, например, в финале первого действия <<Свадьбы Фигаро>> или в сцене письма из второго действия той же оперы. Сюзанна и графиня, отправляющие графу любовную записку, объединены одним желанием: одурачить графа и наказать его. Поэтому они охарактеризованы одинаковой музыкой.

В некоторых случаях одни действующие лица как бы <<заимствуют>> характеристику у других. Например, в арии Лепорелло, посвященной описанию любовных похождений Дон-Жуана, охарактеризован не только Лепорелло, но и Дон-Жуан. Так гибко и свободно подходил Моцарт к проблеме музыкальных характеристик в опере, являющихся одним из высоких достижений его музыкальной драматургии.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. Акцынов

News image

В октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ...

Петербургский Jam Hall покажет прямую трансляцию Карме

News image

13 октября 2010 года, в среду в кинотеатре Jam Hall в Петербурге, в рамках проекта Опера на большом экране состоится...

Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д

News image

27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ...

Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк

News image

Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ТОМАЗО АЛЬБИНОНИ (Albinoni)

О жизни Т. Альбинони - итальянского скрипача и композитора - известны лишь отдельные факты. Родился он в Венеции в обеспеченной бюргерской семье и, ...

Читать>>
News image

ВИТОЛЬД ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutoslawski)

Польский композитор и дирижер. Витольд Лютославский прожил долгую и насыщенную творческую жизнь; до преклонных лет он сохранил высочайшую требовател...

Читать>>
News image

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН

19 мая 1909 г. весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету Павильон Армиды , которым открылся первый балетный Русский сезон , организова...

Читать>>