Из жизни великих:

Lucio Silla

News image

Юношескую оперу Моцарта о римском диктаторе Луции Сулле поставил в театре Ла Фениче Юрген Флимм — нынешний художест...

Биография Иоганна Кристиана Баха

News image

Иоганн Кристиан Бах (1735-1782). Младшего сына ИоганнаСебастьянаБаха обычно называют миланским или лондонским Бахо...

Приближение глухоты

News image

Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Недуг развивался постепе...

Закулисье:

Государственный молодежный оркестр Армении теперь являе

News image

IAMA на данный момент является единственной всемирной ассоциацией в районе менеджмента классической музыки. Именно она п...

Прощание с балериной Мариной Семеновой состоится в Боль

News image

В Большом театре России пройдет прощание с балериной и педагогом Мариной Семеновой. Как сообщает пресс-служба театра, ...

Самый известный проект Андрея Ховратова - Академия частного инвестора .

Авторизация






Музыкальные характеристики в операх Моцарта
Биография и творчество - Моцарт

музыкальные характеристики в операх моцарта

Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц, героев оперы. В итальянской опере-seria музыкальные характеристики героев почти совершенно игнорировались, в опере - buffa подчеркивались не столько индивидуально-конкретные черты героев, сколько типические. Эти характеристики были своего рода музыкальными <<масками>> с выработанными приемами выразительности, сопровождавшими однотипных героев и героинь в разных операх. До Моцарта в оперном жанре не было достигнуто единство обобщенного, типического и индивидуального, конкретного в музыкальных характеристиках героев, отсутствовала и многогранность этих характеристик.

Действующие лица в операх Моцарта -- не только традиционные типы, но и живые люди, сочетающие в единстве типическое и индивидуально-неповторимое. В этом отношении музыкальный театр Моцарта -- высшее достижение реализма в музыкальной драматургии XVIII века.

По поводу мастерства музыкальных характеристик действующих лиц в операх Моцарта писал А. Н. Серов: <<Неизъяснимая для нехудожников способность: одною силой творческого воображения совершенно уничтожать в себе свое я, переселяться как будто всем существом в другие, совершенно чуждые душе поэта личности, -- чувствовать, мыслить, жить за них, -- одним словом, создавать совершенно отдельные лица, столько же независимые от поэта и друг от друга, как и действительные, реальные люди, с плотью и кровью, -- вот что составляет отличительное свойство художника объективного, драматического. Моцарт в этом отношении, можно сказать, равен Гете и самому Шекспиру, по крайней мере в числе музыкантов самых гениальных никто, ни даже великий Глюк, в этом отношении не может с ним сравниться; лица опер Моцарта -- совершенно живые люди, с отдельными, до крайности разнообразными характерами, с тонкими, чисто индивидуальными оттенками этих характеров>>.

Не прибегая к лейтмотивам, Моцарт наделяет действующих лиц своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельный и многогранный образ. Так, в образе Дон-Жуана подчеркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага, решительность; в образе Сюзанны (<<Свадьба Фигаро>>) -- женская привлекательность, лукавство, ум, хитрость; в образе Базилио -- подлость подхалима, коварство. Правдивость и яркая выразительность характеристик достигается сочетанием слова, сценического действия и музыкальных (вокальных и оркестровых) средств.

Музыкальные характеристики действующих лиц в операх Моцарта сохраняют свое значение не только в сольных номерах или в дуэтах, но и в некоторых больших ансамблях. В финалах <<Свадьбы Фигаро>> и <<Дон-Жуана>>, в секстете из <<Дон-Жуана>> и в некоторых других ансамблях каждый из участников имеет свою интонационную сферу. Создается одновременное сочетание разных музыкальных характеристик в пределах единой архитектонически-стройной ансамблевой сцены.

Однако в некоторых случаях, когда это диктуется сценической ситуацией, Моцарт наделяет единой характеристикой группу действующих лиц, живущих общими помыслами и стремлениями. Такой прием использован, например, в финале первого действия <<Свадьбы Фигаро>> или в сцене письма из второго действия той же оперы. Сюзанна и графиня, отправляющие графу любовную записку, объединены одним желанием: одурачить графа и наказать его. Поэтому они охарактеризованы одинаковой музыкой.

В некоторых случаях одни действующие лица как бы <<заимствуют>> характеристику у других. Например, в арии Лепорелло, посвященной описанию любовных похождений Дон-Жуана, охарактеризован не только Лепорелло, но и Дон-Жуан. Так гибко и свободно подходил Моцарт к проблеме музыкальных характеристик в опере, являющихся одним из высоких достижений его музыкальной драматургии.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

15 сентября в малом зале Белгосфилармонии состоится кон

News image

15 сентября в Малом зале им. Г.Ширмы Белгосфилармонии при поддержке Института Польского в Минске состоится концерт фор...

Благословенный изюм

News image

Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст...

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ФРОМАНТАЛЬ ГАЛЕВИ (Halevy)

Французский композитор. Член Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерват...

Читать>>
News image

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ (Berlioz)

Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказа...

Читать>>
News image

БОРИС ИВАНОВИЧ ТИЩЕНКО

Б. Тищенко - один из видных советских композиторов послевоенного поколения. Он автор известных балетов Ярославна , Двенадцать ; сценических произв...

Читать>>