Из жизни великих:

<<Риенци>>

News image

Если увертюра <<Фауст>> принадлежит к лучшим достижениям раннего периода творчества Вагнера и обнаружива...

Бетховен. Поздние годы (1802—1812)

News image

В 34 года, когда Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором, Бетховен отка...

Отец оперетты

News image

Отцом оперетты является Флоримон Эрве, который написал превосходную оперу под названием «Мадмуазель Нитуш» согласно ...

Закулисье:

Классическая музыка с южным оттенком

News image

В Алуштинском регионе август начнется под самые удивительные звуки классической музыки. Тут на протяжении последнего лет...

Плетнев присоединится к своему оркестру в августе

News image

Художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра (РНО) Михаил Плетнев, оказавшийся фиг...

Авторизация






МОИСЕЙ САМУИЛОВИЧ ВАЙНБЕРГ
Композиторы - В

моисей самуилович вайнберг

Имя М. Вайнберга широко известно в музыкальном мире. Д. Шостакович назвал его одним из выдающихся композиторов современности. Художник большого и самобытного таланта, глубокого интеллекта, Вайнберг поражает разнообразием творческих интересов. Сегодня его наследие - это 19 симфоний, 2 симфониетты, 2 камерные симфонии, 7 опер, 4 оперетты, 3 балета, 17 струнных квартетов, Квинтет, 5 инструментальных концертов и множество сонат, музыка к многочисленным кинои мультфильмам, театральным постановкам... Обращение к поэзии В Шекспира и Ф. Шиллера, М. Лермонтова и Ф. Тютчева, А. Фета и А. Блока дает представление о мире камерной лирики композитора. Вайнберга привлекают стихи советских поэтов - А. Твардовского, С. Галкина, Л. Квитко. Наиболее полно глубина постижения поэзии отразилась в музыкальном прочтении стихов современника и соотечественника композитора Ю. Тувима, чьи тексты легли в основу Восьмой ( Цветы Польши ), Девятой ( Уцелевшие строки ) симфоний, кантаты Петр Плаксин, вокальных циклов. Талант композитора многогранен - в своих сочинениях он поднимается до вершин трагедийности и в то же время создает блестящие концертные сюиты, полные юмора и изящества комическую оперу Любовь д'Артаньяна и балет Золотой ключик . Герои его симфоний - философ, тонкий и нежный лирик, художник, размышляющий о судьбе и назначении искусства, гневно протестующий против человеконенавистничества и ужасов фашизма трибун.

В своем искусстве Вайнберг сумел найти особый, неповторимый стиль, восприняв при этом характерные устремления современной музыки (поворот к камернизации, неоклассицизм, поиски в области синтеза жанров). Каждое его сочинение - это глубокие и серьезные, навеянные важнейшими событиями века, мысли большого художника и гражданина. Вайнберг родился в Варшаве в семье композитора и скрипача одного из еврейских театров. Заниматься музыкой мальчик начал в 10 лет, а через несколько месяцев состоялся его дебют как пианиста-концертмейстера в театре отца. В 12 лет Мечислав - студент Варшавской консерватории. За восемь лет учебы (Вайнберг закончил консерваторию в 1939 г., незадолго до начала войны) он блестяще овладел специальностью пианиста (впоследствии многие свои сочинения разных жанров композитор будет впервые исполнять сам). В этот период начинают определяться художественные ориентиры будущего композитора. Во многом этому способствовала культурная жизнь Варшавы, особенно деятельность филармонического общества, активно пропагандировавшего западноевропейскую классику. Наиболее глубокие впечатления оставили выступления таких выдающихся музыкантов, как А. Рубинштейн, С. Рахманинов, П. Казальс, Ф. Крейслер, О. Клемперер, Б. Вальтер.

Война резко и трагически изменила жизнь композитора. Погибает вся семья, сам он в числе беженцев вынужден покинуть Польшу. Второй родиной Вайнберга становится Советский Союз. Он поселяется в Минске, поступает в консерваторию на композиторский факультет в класс В. Золотарева, которую заканчивает в 1941 г. Творческие результаты этих лет - Симфоническая поэма, Второй квартет, фортепианные пьесы. Но грозные военные события вновь врываются в жизнь музыканта - он становится свидетелем страшного уничтожения советской земли. Вайнберг эвакуируется в Ташкент, поступает на работу в театр оперы и балета. Здесь он пишет Первую симфонию, которой суждено было сыграть особую роль в судьбе композитора. В 1943 г. Вайнберг пересылает партитуру Шостаковичу с надеждой узнать его мнение. Ответом был организованный Дмитрием Дмитриевичем правительственный вызов в Москву. С тех пор Вайнберг живет и работает в Москве, с того года двух музыкантов связала крепкая, искренняя дружба. Вайнберг регулярно показывал Шостаковичу все свои сочинения. Масштабность и глубина концепций, обращение к темам широкого общественного звучания, философское осмысление таких вечных тем искусства, как жизнь и смерть, красота, любовь - эти качества музыки Шостаковича оказались сродни творческим установкам Вайнберга и нашли в его произведениях оригинальное претворение.

Главная тема искусства Вайнберга - война, смерть и разрушения как символы зла. Сама жизнь, трагические повороты судьбы заставили композитора писать о страшных событиях минувшей войны, обращаться к памяти, а значит, и к совести каждого из нас . Пропущенные сквозь сознание и душу лирического героя (за которым, бесспорно, стоит сам автор - человек удивительной душевной щедрости, мягкости, природной скромности), трагические события приобрели особый, лирико-философский оттенок. И в этом - индивидуальная неповторимость всей музыки композитора.

Наиболее рельефно тема войны воплотилась в Третьей (1949), Шестой (1962), Восьмой (1964), Девятой (1967) симфониях, в симфонической трилогии Переступив войны порог (Семнадцатая - 1984, Восемнадцатая - 1984, Девятнадцатая - 1985); в кантате Дневник любви , посвященной памяти детей, погибших в Освенциме (1965); в Реквиеме (1965); в операх Пассажирка (1968), Мадонна и солдат (1970), в ряде квартетов. Музыка написана кровью сердца. Она ярка и образна, в ней нет ни одной пустой , безразличной ноты. Все пережито и осмыслено композитором, все выражено правдиво, страстно. Я воспринимаю ее как гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей против самого страшного в мире зла - фашизма , - эти слова Шостаковича, относящиеся к опере Пассажирка , можно с полным правом отнести ко всему творчеству Вайнберга, они точно раскрывают суть многих его сочинений.

Особой нитью в творчестве Вайнберга проходит тема детства. Воплощенная в самых разных жанрах, она стала символом нравственной чистоты, правды и добра, олицетворением человечности, характерной для всей музыки композитора. С ней смыкается тема искусства как носитель важной для автора идеи вечности общечеловеческой культуры, нравственных ценностей. Образно-эмоциональный строй музыки Вайнберга отразился на специфических чертах мелодики, тембровой драматургии, оркестрового письма. Мелодический стиль вырос на песенной основе, связанной с фольклором. Интерес к интонационному словарю славянских и еврейских песен, наиболее сильно проявившийся на рубеже 40-50-х гг. (в это время Вайнберг пишет симфонические сюиты: Рапсодию на молдавские темы , Польские напевы , Рапсодию на славянские темы , Молдавскую рапсодию для скрипки с оркестром ), сказался на мелодическом своеобразии всех последующих сочинений. Национальные истоки творчества, в частности еврейские и польские, определили тембровую палитру произведений. Драматургически наиболее значимые темы - носители основной идеи произведения - поручаются излюбленным инструментам - скрипкам или флейтам и кларнетам. Оркестровому письму Вайнберга присуща графически ясная линеарность в сочетании с камерностью. Для камерного состава написаны Вторая (1945), Седьмая (1964), Десятая (1968), симфонии, Вторая симфониетта (1960), две камерные симфонии (1986, 1987).

80-е гг. отмечены созданием целого ряда значительных сочинений, свидетельствующих о полном расцвете мощного дарования композитора. Символично, что последнее законченное произведение Вайнберга - опера Идиот по роману Ф. Достоевского - это обращение к сочинению, сверхзадача которого ( изобразить положительно прекрасного человека, найти идеал ) полностью созвучна идее всего творчества композитора. Каждое его новое произведение-это еще одно страстное обращение к людям, за каждой музыкальной концепцией всегда стоит человек чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас

News image

С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете...

Баритон Лео Нуччи откроет оперный сезон Михайловского т

News image

16 сентября на открытии 178-го оперного сезона в Михайловском театре впервые в Петербурге выступит выдающийся итальянс...

В СПб Филармонии пройдёт вечер, посвящённый юбилею Л.Де

News image

16 октября 2010 года исполняется 55 лет известному петербургскому композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ. Именно в этот день ...

Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь

News image

Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЖАК ОФФЕНБАХ (Offenbach; наст. фам. Эбершт, Eberscht)

Оффенбах был - как ни громко это звучит - одним из одареннейших композиторов XIX века , - писал И. Соллертинский. - Только работал совсем в ином ж...

Читать>>
News image

ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ ХРЕННИКОВ

О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало . В этих словах - главное качест...

Читать>>
News image

ДЖОН КЕЙДЖ (Cage)

Американский композитор и теоретик, чье вызывавшее немало споров творчество сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направлен...

Читать>>