Из жизни великих:

Трагедия Бетховена

News image

В детстве Бетховена его отец суровыми мерами заставлял сына заниматься музыкой. Не раз маленького Луи заставали плачущ...

Германия эпохи Вагнера

News image

Германия первой половины XIX века, сохраняя все черты феодальной раздробленности, представляла собой конгломерат гос...

Брамс

News image

Брамс (Иоган) - один из наиболее крупных современных немецкихкомпозиторов, род. 7 мая 1833 года в Гамбурге. Сын бедн...

Закулисье:

Вечер с Мацуевым

News image

В загородном поселке под названием Довиль состоялся последний концерт 5-го летнего сезона фестиваля классической музыки ...

Об Оркестре Государственного академического Большого те

News image

  Данный оркестр начал собираться в 1776-м году. Музыканты, которые входили в данный оркестр, были крепостными. Их теат...

http://www.infodez.ru/

Авторизация






НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Композиторы - Р

николай андреевич римский-корсаков

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине Садко и сюиты на сюжет восточной сказки Антар . Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой Псковитянка . Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки. Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает Ивана Сусанина и Руслана и Людмилу Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием Могучая кучка ). Ни один из кучкистов не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности. Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, нем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно , - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием Могучей кучки и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского - Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882). Обращение к русскому музыкальному фольклору, так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после Псковитянки (1872) операх - Майская ночь (1879) и Снегурочка (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение. Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями: Сказка (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые Испанское каприччио (1887) и Шехеразада (1888). В то же время Римекий-Корcаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - Хованщины Мусоргского и Князя Игоря Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую Младу (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют Ночь перед рождеством (1895), Садко (1896), пролог к Псковитянке - одноактная Боярыня Вера Шелога и Царская невеста (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются Сказка о царе Салтане (1900), Сервилия (1901), Пан воевода (1903), Сказание о невидимом граде Китеже (1904) и Золотой петушок (1907).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне. Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему ( Псковитянка , Сказание о невидимом граде Китеже ), сферу лирики ( Царская невеста , Сервилия ) и бытовой драмы ( Пан воевода ), отразило образы Востока ( Антар , Шехеразада ), воплотило особенности других музыкальных культур ( Сербская фантазия , Испанское каприччио и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством. Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в Майской ночи , Снегурочка, Марфа в Царской невесте , Феврония в Сказании о невидимом граде Китеже ), образы народных певцов (Лель в Снегурочке , Нежата в Садко ).

Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы Кащей бессмертный (1902) и Золотой петушок , которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет - русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики ( Антар , Шехеразада , Золотой петушок ) имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи ( Садко , Шехеразада , Сказка о царе Салтане , цикл романсов У моря и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Конкурс юных скрипачей

News image

До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое....

Знаменитый тенор Сергей Семишкур выступит в СПб Филармо

News image

5 октября 2010 года, во вторник в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии состоится сольный концерт мо...

Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в з

News image

Филармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Перотин (Perotin, Perotinus)

Перотин (Perotin, Perotinus) - французский композитор кон. 12 - 1-й трети 13 вв. В совр. ему трактатах именовался мастер Перотин великий (кто имен...

Читать>>
News image

АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ (Corelli)

Творчество выдающегося итальянского композитора и скрипача А. Корелли оказало огромное влияние на европейскую инструментальную музыку конца XVII - п...

Читать>>
News image

ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ (Frescobaldi)

Дж. Фрескобальди - один из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположник итальянской органной и клавирной школы. Он родился в Ферраре, в то врем...

Читать>>