Из жизни великих:

Людвиг ван Бетховен

News image

немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму...

Вильгельм Рихард Вагнер

News image

Вагнер -- один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого ос...

Аполлон и Гиацинт

News image

«Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта», KV 38, (латин., «Apollo et Hyacinthus seu Hyacinthi Metamorphosis») — ...

Закулисье:

В Москве Дмитрий Хворостовский даст сольный концерт

News image

Всемирно известный российский баритон Дмитрий Хворостовский даст сегодня вечером сольный концерт для отечественных люб...

Об Оркестре Государственного академического Большого те

News image

  Данный оркестр начал собираться в 1776-м году. Музыканты, которые входили в данный оркестр, были крепостными. Их теат...

Авторизация






КОМИТАС (Согомон Геворкович Согомонян)
Композиторы - К

комитас (согомон геворкович согомонян)

Выдающийся армянский композитор, ученый-фольклорист, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, Комитас сыграл исключительно важную роль в становлении и развитии национальной композиторской школы. Его опыт претворения традиций европейской профессиональной музыки на национальной почве и в частности многоголосные обработки монодийных (одноголосных) по своей природе армянских народных песен имели огромное значение для последующих поколений армянских композиторов. Комитас является основоположником армянской музыкальной этнографии, внесшим неоценимый вклад в национальную музыкальную фольклористику, - им была собрана богатейшая антология армянской крестьянской и древнегусанской песни (искусство певцов-сказителей). Многогранное искусство Комитаса открыло миру все богатство армянской народнопесенной культуры. Его музыка впечатляет удивительной чистотой и целомудренностью. Проникновенная мелодика, тонкое преломление ладогармонических особенностей и колорита национального фольклора, изысканная фактура, совершенство формы характерны для его стиля.

Комитас является автором относительно небольшого числа произведений, среди которых Литургия ( Патараг ), миниатюры для фортепиано, сольные и хоровые обработки крестьянских и городских песен, отдельные оперные сцены ( Ануш , Жертвы деликатности , Сасунские богатыри ). Благодаря выдающимся музыкальным способностям и замечательному голосу рано осиротевшего мальчика в 1881 г. зачисляют воспитанником Эчмиадзинской духовной академии. Здесь полностью раскрывается его незаурядное дарование: Комитас знакомится с европейской теорией музыки, записывает церковные и народные песни, делает первые опыты хоровой (многоголосной) обработки крестьянских песен.

После окончания курса Академии в 1893 г. его возводят в сан иеромонаха и в честь выдающегося армянского гимнотворца VII в. присваивают имя Комитас. Вскоре Комитаса там же назначают учителем пения; параллельно он руководит хором, организует оркестр народных инструментов.

В 1894-95 гг. появляются в печати первые комитасовские записи народных песен и статья Армянские церковные мелодии . Осознавая недостаточность своих музыкально-теоретических познаний, в 1896 г. Комитас едет в Берлин с целью восполнить свое образование. В течение трех лет в частной консерватории Р. Шмидта он изучает курсы композиции, берет уроки игры на фортепиано, пения и хорового дирижирования. В университете Комитас посещает лекции по философии, эстетике, всеобщей истории и истории музыки. Разумеется, в центре внимания - богатая музыкальная жизнь Берлина, где он слушает репетиции и концерты симфонического оркестра, а также оперные спектакли. Во время пребывания в Берлине он выступает с публичными лекциями, посвященными армянской народной и церковной музыке. Авторитет Комитаса как фольклориста-исследователя столь высок, что Международное музыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.

В 1899 г. Комитас возвращается в Эчмиадзин. Начинаются годы его наиболее плодотворной деятельности в различных сферах национальной музыкальной культуры - научной, этнографической, творческой, исполнительской, педагогической. Он работает над капитальным Этнографическим сборником , записывает около 4000 армянских, курдских, персидских и турецких церковных и светских напевов, занимается расшифровкой армянских хазов (нотных знаков), изучением теории ладов, самих народных песен. В эти же годы он создает отмеченные тонким художественным вкусом обработки песен для хора без сопровождения, включаемые композитором в программы своих концертов. Песни эти различны по образно-жанровой принадлежности: любовно-лирические, шуточные, плясовые ( Весна , Шествуй , Ходил, сверкал ). Есть среди них трагические монологи ( Журавль , Песня бездомного ), трудовые ( Лорийский оровел , Песня гумна ), обрядовые картины ( С утренним приветом ), эпико-героические ( Храбрецы Сипана ) и пейзажные ( Луна нежна ) циклы.

В 1905-07 гг. Комитас много концертирует, возглавляя хор, ведет активную музыкально-пропагандистскую деятельность. В 1905 г. вместе с созданным им в Эчмиадзине хоровым коллективом он направляется в тогдашний центр музыкальной культуры Закавказья Тифлис (Тбилиси), где с большим успехом проводит концерты и лекции. Год спустя, в декабре 1906 г. в Париже своими концертами и лекциями Комитас привлек внимание известных музыкантов, представителей научного и художественного мира. Выступления имели большой резонанс. Художественная ценность обработок и оригинальных сочинений Комитаса столь значительна, что дала основание К. Дебюсси сказать: Если бы Комитас написал только Антуни ( Песня бездомного . - Д. А.), то и это было бы достаточно для того, чтобы считать его крупным художником . В Париже публикуются статьи Комитаса Армянская крестьянская музыка и сборник обработанных им песен Армянская лира . Позднее состоялись его концерты в Цюрихе, Женеве, Лозанне, Берне, Венеции.

Возвратившись в Эчмиадзин (1907), Комитас в течение трех лет продолжает свою интенсивную многогранную деятельность. Зреет план создания оперы Ануш . Вместе с тем взаимоотношения между Комитасом и его церковным окружением все более ухудшаются. Открытая вражда со стороны реакционного духовенства, полное непонимание ими исторического значения его деятельности заставляют композитора покинуть Эчмиадзин (1910) и обосноваться в Константинополе с надеждой создать там армянскую консерваторию. Хотя реализовать этот план ему не удается, тем не менее Комитас с прежней энергией занимается педагогической и исполнительской деятельностью - в городах Турции и Египта он проводит концерты, выступая в качестве руководителя организуемых им хоров и солиста-певца. Граммофонные записи пения Комитаса, осуществленные в эти годы, дают представление о его голосе мягкого баритонального тембра, манере пения, исключительно тонко передающей стиль исполняемой песни. По существу он явился создателем национальной школы пения.

По-прежнему Комитаса приглашают для чтения лекций и докладов в крупнейшие музыкальные центры Европы - Берлин, Лейпциг, Париж. Доклады об армянской народной музыке, состоявшиеся в июне 1914г. в Париже на конгрессе Международного музыкального общества, произвели, по его словам, громадное впечатление на участников форума.

Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события геноцида - массовой резни армян, организованной турецкими властями. 11 апреля 1915 г. после тюремного заключения он вместе с группой крупных армянских деятелей литературы и искусства ссылается в глубь Турции. По ходатайству влиятельных лиц Комитаса возвращают в Константинополь. Однако увиденное настолько тяжело отразилось на его психике, что в 1916 г. он оказывается в больнице для душевнобольных. В 1919 г. Комитаса перевозят в Париж, где он умирает. Останки композитора погребены в Ереванском пантеоне деятелей науки и искусства. Творчество Комитаса вошло в золотой фонд армянской музыкальной культуры. О его кровной связи со своим народом прекрасно сказал выдающийся армянский поэт Егише Чаренц:

Певец, народом ты вскормлен,
воспринял песню от него ты,
о радости мечтал, как он,
его страданья и заботы
ты разделял в своей судьбе -
за то, как мудрость человечья,
с младенчества далось тебе
народа чистое наречье.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Популярные статьи о композиторах:

News image

АНТОНИН ДВОРЖАК (Dvorak)

В своем последнем инструментальном сочинении - симфонической поэме Богатырская песнь (впервые прозвучавшей под управлением Г. Малера), написанной ...

Читать>>
News image

ФРОМАНТАЛЬ ГАЛЕВИ (Halevy)

Французский композитор. Член Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерват...

Читать>>
News image

АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ (Schonberg)

A. Шенберг вошел в историю музыки XX в. как создатель додекафонной системы композиции. Но значение и масштаб деятельности австрийского мастера не ис...

Читать>>