Из жизни великих:

Трагедия Бетховена

News image

В детстве Бетховена его отец суровыми мерами заставлял сына заниматься музыкой. Не раз маленького Луи заставали плачущ...

Отец оперетты

News image

Отцом оперетты является Флоримон Эрве, который написал превосходную оперу под названием «Мадмуазель Нитуш» согласно ...

«Кольцо нибелунга».

News image

Тетралогия «Кольцо нибелунга» -- колоссальное по своим масштабам произведение. Заимствовав сюжет из германо-скандинавс...

Закулисье:

Реконструкция БЗК в Москве закончится к июню 2011 года

News image

Основной этап реконструкции Большого зала Московской консерватории завершится к июню 2011 года. Первыми обновленный це...

Музыка Моцарта помогает улучшать работу мозга

News image

Японские и американские исследователи выяснили, что прослушивание менуэта Моцарта отлично помогает концентрироваться на ...

Авторизация






КОМИТАС (Согомон Геворкович Согомонян)
Композиторы - К

комитас (согомон геворкович согомонян)

Выдающийся армянский композитор, ученый-фольклорист, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, Комитас сыграл исключительно важную роль в становлении и развитии национальной композиторской школы. Его опыт претворения традиций европейской профессиональной музыки на национальной почве и в частности многоголосные обработки монодийных (одноголосных) по своей природе армянских народных песен имели огромное значение для последующих поколений армянских композиторов. Комитас является основоположником армянской музыкальной этнографии, внесшим неоценимый вклад в национальную музыкальную фольклористику, - им была собрана богатейшая антология армянской крестьянской и древнегусанской песни (искусство певцов-сказителей). Многогранное искусство Комитаса открыло миру все богатство армянской народнопесенной культуры. Его музыка впечатляет удивительной чистотой и целомудренностью. Проникновенная мелодика, тонкое преломление ладогармонических особенностей и колорита национального фольклора, изысканная фактура, совершенство формы характерны для его стиля.

Комитас является автором относительно небольшого числа произведений, среди которых Литургия ( Патараг ), миниатюры для фортепиано, сольные и хоровые обработки крестьянских и городских песен, отдельные оперные сцены ( Ануш , Жертвы деликатности , Сасунские богатыри ). Благодаря выдающимся музыкальным способностям и замечательному голосу рано осиротевшего мальчика в 1881 г. зачисляют воспитанником Эчмиадзинской духовной академии. Здесь полностью раскрывается его незаурядное дарование: Комитас знакомится с европейской теорией музыки, записывает церковные и народные песни, делает первые опыты хоровой (многоголосной) обработки крестьянских песен.

После окончания курса Академии в 1893 г. его возводят в сан иеромонаха и в честь выдающегося армянского гимнотворца VII в. присваивают имя Комитас. Вскоре Комитаса там же назначают учителем пения; параллельно он руководит хором, организует оркестр народных инструментов.

В 1894-95 гг. появляются в печати первые комитасовские записи народных песен и статья Армянские церковные мелодии . Осознавая недостаточность своих музыкально-теоретических познаний, в 1896 г. Комитас едет в Берлин с целью восполнить свое образование. В течение трех лет в частной консерватории Р. Шмидта он изучает курсы композиции, берет уроки игры на фортепиано, пения и хорового дирижирования. В университете Комитас посещает лекции по философии, эстетике, всеобщей истории и истории музыки. Разумеется, в центре внимания - богатая музыкальная жизнь Берлина, где он слушает репетиции и концерты симфонического оркестра, а также оперные спектакли. Во время пребывания в Берлине он выступает с публичными лекциями, посвященными армянской народной и церковной музыке. Авторитет Комитаса как фольклориста-исследователя столь высок, что Международное музыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.

В 1899 г. Комитас возвращается в Эчмиадзин. Начинаются годы его наиболее плодотворной деятельности в различных сферах национальной музыкальной культуры - научной, этнографической, творческой, исполнительской, педагогической. Он работает над капитальным Этнографическим сборником , записывает около 4000 армянских, курдских, персидских и турецких церковных и светских напевов, занимается расшифровкой армянских хазов (нотных знаков), изучением теории ладов, самих народных песен. В эти же годы он создает отмеченные тонким художественным вкусом обработки песен для хора без сопровождения, включаемые композитором в программы своих концертов. Песни эти различны по образно-жанровой принадлежности: любовно-лирические, шуточные, плясовые ( Весна , Шествуй , Ходил, сверкал ). Есть среди них трагические монологи ( Журавль , Песня бездомного ), трудовые ( Лорийский оровел , Песня гумна ), обрядовые картины ( С утренним приветом ), эпико-героические ( Храбрецы Сипана ) и пейзажные ( Луна нежна ) циклы.

В 1905-07 гг. Комитас много концертирует, возглавляя хор, ведет активную музыкально-пропагандистскую деятельность. В 1905 г. вместе с созданным им в Эчмиадзине хоровым коллективом он направляется в тогдашний центр музыкальной культуры Закавказья Тифлис (Тбилиси), где с большим успехом проводит концерты и лекции. Год спустя, в декабре 1906 г. в Париже своими концертами и лекциями Комитас привлек внимание известных музыкантов, представителей научного и художественного мира. Выступления имели большой резонанс. Художественная ценность обработок и оригинальных сочинений Комитаса столь значительна, что дала основание К. Дебюсси сказать: Если бы Комитас написал только Антуни ( Песня бездомного . - Д. А.), то и это было бы достаточно для того, чтобы считать его крупным художником . В Париже публикуются статьи Комитаса Армянская крестьянская музыка и сборник обработанных им песен Армянская лира . Позднее состоялись его концерты в Цюрихе, Женеве, Лозанне, Берне, Венеции.

Возвратившись в Эчмиадзин (1907), Комитас в течение трех лет продолжает свою интенсивную многогранную деятельность. Зреет план создания оперы Ануш . Вместе с тем взаимоотношения между Комитасом и его церковным окружением все более ухудшаются. Открытая вражда со стороны реакционного духовенства, полное непонимание ими исторического значения его деятельности заставляют композитора покинуть Эчмиадзин (1910) и обосноваться в Константинополе с надеждой создать там армянскую консерваторию. Хотя реализовать этот план ему не удается, тем не менее Комитас с прежней энергией занимается педагогической и исполнительской деятельностью - в городах Турции и Египта он проводит концерты, выступая в качестве руководителя организуемых им хоров и солиста-певца. Граммофонные записи пения Комитаса, осуществленные в эти годы, дают представление о его голосе мягкого баритонального тембра, манере пения, исключительно тонко передающей стиль исполняемой песни. По существу он явился создателем национальной школы пения.

По-прежнему Комитаса приглашают для чтения лекций и докладов в крупнейшие музыкальные центры Европы - Берлин, Лейпциг, Париж. Доклады об армянской народной музыке, состоявшиеся в июне 1914г. в Париже на конгрессе Международного музыкального общества, произвели, по его словам, громадное впечатление на участников форума.

Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события геноцида - массовой резни армян, организованной турецкими властями. 11 апреля 1915 г. после тюремного заключения он вместе с группой крупных армянских деятелей литературы и искусства ссылается в глубь Турции. По ходатайству влиятельных лиц Комитаса возвращают в Константинополь. Однако увиденное настолько тяжело отразилось на его психике, что в 1916 г. он оказывается в больнице для душевнобольных. В 1919 г. Комитаса перевозят в Париж, где он умирает. Останки композитора погребены в Ереванском пантеоне деятелей науки и искусства. Творчество Комитаса вошло в золотой фонд армянской музыкальной культуры. О его кровной связи со своим народом прекрасно сказал выдающийся армянский поэт Егише Чаренц:

Певец, народом ты вскормлен,
воспринял песню от него ты,
о радости мечтал, как он,
его страданья и заботы
ты разделял в своей судьбе -
за то, как мудрость человечья,
с младенчества далось тебе
народа чистое наречье.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

Благословенный изюм

News image

Обладатель специально учрежденного приза «За заслуги» журнала GQ Владимир Спиваков на прошлой неделе открыл свой собст...

Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк

News image

Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Луи Дюрей (Durey)

Луи Дюрей (Durey) (1888-1979) - французский композитор. B 1910-14 учился в Париже y Л. Cен-Pекье (гармония, контрапункт, фуга). Bходил в группу «Шес...

Читать>>
News image

Массне Жюль Эмиль Фредерик

Массне является французским композитором. В 1878-м году Массне становится членом французскго Института. С 1910-го года Массне стал президентом в Ак...

Читать>>
News image

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ (Puccini)

Эту торжественную надпись и сейчас можно прочитать на мемориальной доске, прикрепленной к стене старого дома по улице ди Поджа в тосканском городе Л...

Читать>>