Из жизни великих:

УЧЕНИКИ САЛЬЕРИ. ЗАКАТ МАСТЕРА. МОЦАРТ И РОМАНТИЗАЦИЯ Г

News image

3. К счастью, помимо сочинения опер, Сальери имел много других занятий, заполнивших остаток его жизни. Он обучал комп...

Рихард Вагнер (Richard Wagner). Великий оперный реформа

News image

Рихард Вагнер (Wagner) (22.5.1813, Лейпциг - 13.2

Вагнер в поисках пристанища.

News image

Вагнер поселился в Бибрихе на Рейне, где он начал работу над <<Нюрнбергскими мейстерзингерами>>. Материаль...

Закулисье:

Городской камерный оркестр даст юбилейный концерт в чес

News image

Юбилейный концерт, который задумал Брянский городской камерный оркестр, будет называться «20-ть лет в ваших сердцах», и ...

Концерт классической музыки состоится в Астане

News image

Девятого октября в камерном зале театра «Астана Опера» исключительно для любителей классики в рамках цикла абонементов п...

Авторизация






ВИССАРИОН ЯКОВЛЕВИЧ ШЕБАЛИН
Композиторы - Ш

виссарион яковлевич шебалин

В В. Шебалине неразрывно связаны Художник, Мастер, Гражданин. Цельность его натуры и привлекательность творческого облика, скромность, отзывчивость, бескомпромиссность отмечают все, кто знал Шебалина и когда-либо с ним общался. Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищали меня , - писал Д. Шостакович. Шебалину было свойственно острое чувство современности. Он вошел в мир искусства с желанием создавать произведения, созвучные времени, в котором жил и свидетелем событий которого являлся. Темы его сочинений выделяются своей актуальностью, значительностью и серьезностью. Но за величием не исчезает их глубокая внутренняя наполненность и та этическая сила выразительности, которую не передать внешними, иллюстративными эффектами. Здесь требуются чистое сердце и щедрая душа.

Шебалин родился в семье интеллигентов. В 1921 г. он поступил в Омское музыкальное училище в класс М. Невитова (ученика Р. Глиэра), у которого, переиграв огромное количество сочинений различных авторов, впервые познакомился с произведениями Н. Мясковского. Они поразили юношу настолько, что для себя он твердо решил: в будущем продолжать учиться только у Мясковского. Это желание исполнилось в 1923 г., когда, досрочно окончив училище, Шебалин приехал в Москву и был принят в Московскую консерваторию. В творческом багаже молодого композитора к этому времени было несколько оркестровых сочинений, ряд фортепианных пьес, романсы на стихи Р. Демеля, А. Ахматовой, Сафо, начало Первого квартета и др. Будучи студентом 2 курса консерватории, он написал свою Первую симфонию (1925). И хотя она безусловно еще отражала влияние Мясковского, которому, как вспоминает впоследствии Шебалин, он буквально смотрел в рот и относился как к существу высшего порядка , в ней все же, уже в достаточной мере ощутимы и яркая творческая индивидуальность автора, и его стремление к самостоятельному мышлению. Симфония была тепло принята в Ленинграде в ноябре 1926 г. и получила самые положительные отклики прессы. Несколькими месяцами позднее в журнале Музыка и революция Б. Асафьев писал: ...Шебалин - несомненно крепкий и волевой талант... Это - молодой, крепко вцепившийся корнями в почву дубок. Он еще развернется, раскинется и пропоет мощный и полный радости гимн жизни .

Эти слова оказались пророческими. Шебалин действительно год от года набирает силы, растет его профессионализм и мастерство. После окончания консерватории (1928) он становится одним из первых ее аспирантов, а также приглашается на преподавательскую работу. С 1935 г. он профессор консерватории, а с 1942 г. - ее директор. Одно за другим появляются сочинения, написанные в самых разных жанрах: драматическая симфония Ленин (для чтеца, солистов, хора и оркестра), являющаяся первым крупномасштабным сочинением, написанным на стихи В. Маяковского, 5 симфоний, многочисленные камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 9 квартетов, 2 оперы ( Укрощение строптивой и Солнце над степью ), 2 балета ( Жаворонок , Минувших дней воспоминанье ), оперетта Жених из посольства , 2 кантаты, 3 оркестровые сюиты, более 70 хоров, около 80 песен и романсов, музыка к радиопостановкам, кинофильмам (22), театральным спектаклям (35).

Подобная жанровая разносторонность, широкоохватность очень типичны для Шебалина. Своим ученикам он неоднократно повторял: Композитор обязан уметь делать все . Такие слова несомненно мог сказать лишь тот, кто свободно владел всеми секретами композиторского искусства и мог служить достойным примером для подражания. Впрочем, в силу необычайной застенчивости и скромности Виссарион Яковлевич, занимаясь со студентами, почти никогда не ссылался на свои собственные композиции. Даже тогда, когда его поздравляли с удачным исполнением того или иного произведения, он старался увести разговор в сторону. Так, на комплименты в адрес успешной постановки его оперы Укрощение строптивой Шебалин, смущаясь и как бы оправдываясь, ответил: Там... крепкое либретто .

Список его учеников (он преподавал также композицию в ЦМШ и в училище при Московской консерватории) внушителен не только своим числом, но и составом: Т. Хренников. А. Спадавеккиа, Т. Николаева, К. Хачатурян, А. Пахмутова, С. Слонимский, Б. Чайковский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Николаев, Р. Леденев, Н. Каретников, В. Агафонников, В. Кучера (ЧССР), Л. Аустер, В. Энке (Эстония) и др. Всех их объединяет любовь и огромное уважение к учителю - человеку энциклопедических знаний и разносторонних способностей, для которого поистине не было ничего невозможного. Он блестяще знал поэзию и литературу, сам сочинял стихи, прекрасно разбирался в изобразительном искусстве, владел латинским, французским, немецким языками и пользовался собственными переводами (например, стихотворений Г. Гейне). Он общался и был дружен со многими выдающимися людьми своего времени: с В. Маяковским, Э. Багрицким, Н. Асеевым, М. Светловым, М. Булгаковым, А. Фадеевым, Вс. Мейерхольдом, О. Книппер-Чеховой, В. Станицыным, Н. Хмелевым, С. Эйзенштейном, Я. Протазановым и др.

Шебалин внес большой вклад в развитие традиций отечественной культуры. Детальное, скрупулезное изучение им произведений русских классиков позволило ему осуществить важную работу по восстановлению, завершению и редактированию многих произведений М. Глинки (Симфония на 2 русские темы, Септет, экзерсисы для голоса и др.), М. Мусоргского ( Сорочинская ярмарка ), С. Гулака-Артемовского (II акт оперы Запорожец за Дунаем ), П. Чайковского, С. Танеева.

Творческая и общественная работа композитора была отмечена высокими правительственными наградами. В 1948 г. Шебалин получил грамоту о присвоении ему звания народного артиста республики, и этот же год стал для него годом тяжких испытаний. В февральском Постановлении ЦК ВКП(б) Об опере Великая дружба В. Мурадели его творчество, как и творчество его товарищей и коллег - Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна, подверглось резкой и несправедливой критике. И хотя через 10 лет она была опровергнута, в то время Шебалин был отстранен от руководства консерваторией и даже от педагогической работы. Поддержка пришла из Института военных дирижеров, где Шебалин стал преподавать, а затем и руководить кафедрой теории музыки. Спустя 3 года по приглашению нового директора консерватории А. Свешникова он вернулся в состав профессуры консерватории. Однако незаслуженное обвинение и нанесенная рана отразились на состоянии здоровья: развивавшаяся гипертоническая болезнь привела к инсульту и параличу правой руки... Но он научился писать левой рукой. Композитор завершает ранее начатую оперу Укрощение строптивой - одно из лучших своих творений - и создает еще целый ряд замечательных произведений. Это - сонаты для скрипки, альта, виолончели с фортепиано, Восьмой и Девятый квартеты, а также великолепная Пятая симфония, музыка которой воистину являет собой мощный и полный радости гимн жизни и отличается не только особой лучезарностью, светом, созидательным, жизнеутверждающим началом, но и удивительной непринужденностью высказывания, той простотой и естественностью, которые бывают присущи только самым высоким образцам художественного творения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Андрей Гаврилов в Самаре

News image

В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в...

Детский театр Зазеркалье открывает сезон. В планах -

News image

.Свой 24-й сезон Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр Зазеркалье открывает в Международный ...

Раду Лупу открывает сезон в Женеве

News image

23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с...

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ФРАНСИС ПУЛЕНК (Poulenc)

Ф. Пуленк - один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союз...

Читать>>
News image

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН

19 мая 1909 г. весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету Павильон Армиды , которым открылся первый балетный Русский сезон , организова...

Читать>>
News image

ОТАР ВАСИЛЬЕВИЧ ТАКТАКИШВИЛИ

Мощь гор, бурное движение рек, цветение прекрасной природы Грузии и многовековую мудрость ее народа - все это с любовью воплотил в своем творчестве ...

Читать>>