Из жизни великих:

Афоризмы Бетховена

News image

Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям. Истинный художник, любящий больше всего искусство...

Музыкальные характеристики в операх Моцарта

News image

Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик дейс...

Вагнер и Дрезденское восстание.

News image

В майские дни 1849 года, когда улицы Дрездена покрылись баррикадами, Вагнер оказался в числе восставших против правите...

Закулисье:

Мариинку-2 пообещали открыть летом 2012 года

News image

Вторая сцена Мариинского театра будет открыта в сезон белых ночей 2012 года, заявил глава Северо-Западной дирекции по ...

Американский гобоист восстановил первоначальное звучани

News image

Американский гобоист и историк музыки Гонсало Руис (Gonzalo Ruiz) сумел восстановить первоначальное звучание Оркестров...

Авторизация






ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ ХРЕННИКОВ
Композиторы - Х

тихон николаевич хренников

О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало . В этих словах - главное качество личности замечательного советского композитора, пианиста, крупного общественного деятеля.

Моей мечтой всегда была музыка . Осуществление этой мечты началось в детстве, когда будущий композитор жил с родителями и многочисленными братьями и сестрами (он был последним, десятым ребенком в семье) в Ельце. Правда, музыкальные занятия в то время носили довольно случайный характер. Серьезная профессиональная учеба началась в Москве, в 1929 г. в музыкальном техникуме им. Гнесиных у М. Гнесина и Г. Литинского и продолжалась затем в Московской консерватории в классе композиции В. Шебалина (1932-36) и в классе фортепиано Г. Нейгауза. Еще будучи студентом, Хренников создал свой Первый фортепианный концерт (1933) и Первую симфонию (1935), сразу же завоевавшие единодушное признание как слушателей, так и профессиональных музыкантов. Горе, радость, страдание и счастье - так определил замысел Первой симфонии сам композитор, и это жизнеутверждающее начало стало главной чертой его музыки, всегда сохраняющей юношеское ощущение полнокровности бытия. Присущая этой симфонии яркая театральность музыкальных образов явилась еще одной характерной особенностью стиля композитора, определившей в будущем постоянный интерес к музыкально-сценическим жанрам. (В биографии Хренникова имеется даже... актерское выступление! В кинофильме режиссера Ю. Райзмана Поезд идет на Восток (1947) он сыграл роль Матроса.) Дебют Хренникова - театрального композитора состоялся в Московском театре для детей, руководимом Н. Сац (пьеса Мик , 1934), но настоящий успех пришел, когда в Театре им. Е. Вахтангова была поставлена комедия В. Шекспира Много шума из ничего (1936) с музыкой Хренникова.

Именно в этой работе впервые в полной мере раскрылся щедрый мелодический дар композитора, в котором заключается главный секрет его музыки. Песни, прозвучавшие здесь, сразу же сделались необычайно популярными. И в последующих работах для театра и кино неизменно появлялись новые песни, тут же уходившие в быт и до сих пор не утратившие своего обаяния. Песня о Москве , Как соловей о розе , Лодочка , Колыбельная Светланы , Что так сердце растревожено , Марш артиллеристов - эти и многие другие песни Хренникова начинали свою жизнь в спектаклях и фильмах.

Песенность стала основой музыкального стиля композитора, а театральность во многом определила принципы музыкального развития. Музыкальные темы-образы в его произведениях легко трансформируются, свободно подчиняются законам различных жанров - будь то опера, балет, симфония, концерт. Этой способностью к всевозможным метаморфозам объясняется и такая характерная черта творчества Хренникова, как неоднократное возвращение к одному и тому же сюжету и, соответственно, музыке в различных жанровых вариантах. Например, на основе музыки к спектаклю Много шума из ничего создается комическая опера Много шума из-за... сердец (1972) и балет Любовью за любовь (1982); музыка к спектаклю Давным-давно (1942) возникает в фильме Гусарская баллада (1962) и в одноименном балете (1979); музыка к кинофильму Дуэнья (1978) используется в опере-мюзикле Доротея (1983).

Один из наиболее близких Хренникову жанров - музыкальная комедия. Это естественно, ибо композитор любит шутку, юмор, легко и непринужденно включается в комедийные ситуации, остроумно их импровизирует, как бы предлагая всем разделить радость веселья и принять условия игры. Однако при этом он нередко обращается и к темам, далеко не только комедийным. Так. либретто оперетты Сто чертей и одна девушка (1963) составлено по материалам из жизни религиозных сектантов-изуверов. С серьезными проблемами нашей современности перекликается замысел оперы Золотой теленок (по одноим. роману И. Ильфа и Е. Петрова), ее премьера состоялась в 1985 г.

Еще во время учебы в консерватории у Хренникова возникла мысль написать оперу на революционную тему. Он осуществил ее позже, создав своеобразную сценическую трилогию: оперы В бурю (1939) на сюжет романа Н. Вирты. Одиночество о событиях революции, Мать по М. Горькому (1957), музыкальную хронику Белая ночь (1967), где в сложном переплетении событий показана русская жизнь в канун Великой Октябрьской социалистической революции.

Наряду с музыкально-сценическими жанрами важное место в творчестве Хренникова занимает инструментальная музыка. Он автор трех симфоний (1935, 1942, 1974), трех фортепианных (1933, 1972, 1983), двух скрипичных (1959, 1975), двух виолончельных (1964, 1986) концертов. Жанр концерта особенно привлекает композитора и предстает у него в изначальном классическом предназначении-как увлекательное праздничное состязание солиста и оркестра, близкое столь любимому Хренниковым театральному действу. Присущая жанру демократическая направленность совпадает с художественными намерениями автора, всегда стремящегося к общению с людьми в самых разнообразных формах. Одна из таких форм - концертная пианистическая деятельность, которая началась 21 июня 1933 г. в Большом зале Московской консерватории и продолжается уже более полувека. В молодости, будучи студентом консерватории, Хренников написал в одном из писем: Сейчас обратили внимание на повышение культурного уровня... Мне страшно хочется заняться... большой общественной работой именно в этом направлении .

Слова оказались пророческими. В 1948 г. Хренников был избран Генеральным, с 1957 г. - первым секретарем правления Союза композиторов СССР.

Наряду с огромной общественной деятельностью Хренников долгие годы преподает в Московской консерватории (с 1961). Кажется, что этот музыкант живет в каком-то особом ощущении времени, бесконечно раздвигая его рамки и наполняя огромным количеством дел, которые трудно представить в масштабах жизни одного человека.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Классика и современность в одном концерте

News image

Омский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко...

Гидон Кремер привезет на фестиваль Юрия Башмета скрипку

News image

V Фестиваль Юрия Башмета пройдет в Минске с 6 по 13 октября. - Вместе с артистами в Минск прибудут раритетные музыкаль...

Худруком пермской филармонии стал москвич

News image

23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского...

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Популярные статьи о композиторах:

News image

НАЗИБ ГАЯЗОВИЧ ЖИГАНОВ

Эту строку из Моабитской тетради Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный худож...

Читать>>
News image

Кабалевский Дмитрий Борисович

Кабалевский был известным советским композитором, педагогом, общественным деятелем. В 1936-м году Кабалевского признали народным артистом СССР. В...

Читать>>
News image

Франческо Арайя (Araia, Araja)

Франческо Арайя (Araia, Araja) (25 VI 1709, Неаполь - ок. 1770, Болонья) - итальянский композитор. Представитель неаполитанской оперной школы. С 172...

Читать>>