Из жизни великих:

Биография Ганса фон Бюлова (Hans von Bulow)

News image

Ганс (Гвидо) барон фон Бюлов (Hans von Bulow) (8.1.1830, Дрезден, - 12.2

Иоганнес Брамс (Johannes Brahms). Великий холостяк

News image

Гениальный музыкант Иоганнес Брамс остался холостяком, музыке он отдал свое сердце. Современники считали его угрюмым...

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ БЕТХОВЕНА

News image

Детство. Людвиг ван Бетховен (приставка «ван» к фамилии указывает на голландское происхождение семьи композитора) роди...

Закулисье:

Десятников покинул пост музыкального руководителя Больш

News image

Известный композитор Леонид Десятников оставляет пост музыкального руководителя Большого театра по собственному желани...

Театр оперы и балета Беларуси представит восстановленны

News image

3 июня на сцене театра оперы и балета будет представлен восстановленный и адаптированный к новой сцене спектакль Хова...

Авторизация






НАЗИБ ГАЯЗОВИЧ ЖИГАНОВ
Композиторы - Ж

назиб гаязович жиганов

Эту строку из Моабитской тетради Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный художественным основам татарской народной музыки, он нашел оригинальные и плодотворные пути для ее живой взаимосвязи с творческими принципами мировой музыкальной классики. Именно на таком фундаменте выросло его талантливое и самобытное творчество - 8 опер, 3 балета, 17 симфоний, сборники фортепианных пьес, песни, романсы.

Жиганов родился в рабочей семье. Рано потеряв родителей, он провел несколько лет в детских домах. Живой и энергичный, Назиб заметно выделялся среди воспитанников Уральской пионерской коммуны своими незаурядными музыкальными способностями. Влечение к серьезной учебе приводит его в Казань, где в 1928 г. он был принят в Казанский музыкальный техникум. Осенью 1931 г. Жиганов становится учащимся Московского областного музыкального техникума (теперь музыкальное училище при Московской консерватории). Творческие успехи позволили Назибу по рекомендации Н. Мясковского в 1935 г. стать студентом сразу третьего курса Московской консерватории по классу своего прежнего учителя - профессора Г. Литинского. Завидной оказалась судьба крупных сочинений, созданных в консерваторские годы: в 1938 г. в первом симфоническом концерте, открывшем Татарскую государственную филармонию, была исполнена его Первая симфония, а 17 июня 1939 г. постановкой оперы Качкын ( Беглец , либр. А. Файзи) открылся Татарский государственный театр оперы и балета. Вдохновенный певец героических свершений народа во имя Родины - а этой теме, кроме Качкын , посвящены оперы Ирек ( Свобода , 1940), Ильдар (1942), Тюляк (1945), Намус ( Честь , 1950), - композитор наиболее полно воплощает эту центральную для него тему в своих вершинных произведениях - в историко-легендарной опере Алтынчеч ( Золотоволосая , 1941, либр. М. Джалиля) и в опере-поэме Джалиль (1957, либр. А. Файзи). Оба произведения покоряют эмоционально-психологической глубиной и неподдельной искренностью музыки, с выразительной, сохраняющей национальную основу мелодикой, и искусным сочетанием развитых и целостных сцен с действенно-сквозным симфоническим развитием.

Неотделимо-родствен оперному творчеству большой вклад Жиганова в татарский симфонизм. Симфоническая поэма Кырлай (по сказке Г. Тукая Шурале ), драматическая увертюра Нафиса , сюита Симфонические новеллы и Симфонические песни, 17 симфоний, сливаясь воедино, воспринимаются как яркие главы симфонической летописи: в них то оживают образы мудрых народных сказок, то живописуются пленительные картины родной природы, то развертываются коллизии героических борений, то музыка вовлекает в мир лирических чувств, а эпизоды народно-бытового или фантастического характера сменяются экспрессией драматических кульминаций.

Творческое кредо, характерное для композиторского мышления Жиганова, было положено в основу деятельности Казанской консерватории, создание и руководство которой ему было поручено в 1945 г. Более 40 лет он возглавлял работу по воспитанию в ее питомцах высокого профессионализма.

На примере творчества Жиганова всеобъемлюще раскрываются результаты поистине революционного переворота в истории ранее отсталых пентатонических музыкальных культур национальных автономных республик Поволжья, Сибири и Урала. Лучшие страницы его творческого наследия, проникнутые жизнеутверждающим оптимизмом, по-народному яркой интонационной характерностью музыкального языка, заняли достойное место в сокровищнице татарской музыкальной классики.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7

News image

Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем...

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

МАКС БРУХ (Bruch)

Родился в Кельне (Германия). Музыкальное образование он получил в Бонне, а затем — в Кельне, где ему была присуждена стипендия им. Моцарта. В 1858-1...

Читать>>
News image

КАРЛХАЙНЦ ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen)

Немецкий композитор, пианист, дирижёр, муз. писатель и педагог. В 1947-1951 занимался в кёльнской Высшей муз. школе по классу фп

Читать>>
News image

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ (Mozart)

Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Действительно, подобного со...

Читать>>