Из жизни великих:

Чайковский о «Нибелунгах»

News image

П. И. Чайковский, прослушавший всю тетралогию в Байрейте в 1876 году, писал в своих воспоминаниях по поводу лейтмотивн...

<<Тангейзер>> и <<Лоэнгрин>>.

News image

Оперы <<Тангейзер>> и <<Лоэнгрин>> являются вершиной творчества Вагнера в, 40-е годы. В них на...

Биография Ганса фон Бюлова (Hans von Bulow)

News image

Ганс (Гвидо) барон фон Бюлов (Hans von Bulow) (8.1.1830, Дрезден, - 12.2

Закулисье:

В Большом театре признают шоколад Вдохновение и недов

News image

Товарный знак Большого театра признали общеизвестным. Это значит, что теперь изображение его фасада, а также слово Бо...

Музыкальные критики называют Елену Симонянц «Рихтером в

News image

ЭТОТ сольник в зале столичной филармонии, состоявшийся намедни, был уникален прежде всего подбором композиторов. Редко...

Авторизация






ЭДИСОН ВАСИЛЬЕВИЧ ДЕНИСОВ
Композиторы - Д

эдисон васильевич денисов

Русская музыка наших дней представлена рядом крупных фигур. Среди первых из них - москвич Э. Денисов. Имея за плечами обучение игре на фортепиано (Томское музыкальное училище, 1950) и университетское образование (физико-математический факультет Томского университета, 1951), двадцатидвухлетний композитор поступил в Московскую консерваторию к В. Шебалину. Годы исканий после окончания консерватории (1956) и аспирантуры (1959) отмечены влиянием Д. Шостаковича, который поддержал талант молодого композитора и с которым Денисов сдружился в ту пору. Осознав, что консерватория научила его тому, как писали, а не тому, как надо писать, молодой композитор занялся освоением современных методов сочинения и поисками своего пути. Денисов изучил И. Стравинского, Б. Бартока (его памяти посвящен Второй струнный квартет - 1961), П. Хиндемита ( и поставил на нем крест ), К. Дебюсси, А. Шенберга, А. Веберна.

Собственный стиль Денисова складывается постепенно в сочинениях начала 60-х гг. Первым ярким взлетом нового стиля стало Солнце инков для сопрано и 11 инструментов (1964, текст Г. Мистраль): поэзия природы, с отголосками древнейших анимистских образов, выступает в наряде звонких радужных интенсивных музыкальных красок. Другая грань стиля - в Трех пьесах для виолончели и фортепиано (1967): в крайних частях это музыка углубленной лирической сосредоточенности, напряженная виолончельная кантилена с нежнейшими звучаниями рояля в высоком регистре, в контрасте с величайшей ритмической энергией асимметричных точек, уколов, шлепков , даже выстрелов средней пьесы. Сюда же примыкает и Второе фортепианное трио (1971) - музыка сердца, тонкая, поэтичная, концепционно значительная. Стиль Денисова многосторонен. Но многое ходовое, модное в современной музыке он отвергает - имитацию чужого стиля, неопримитивизм, эстетизацию банальности, конформистскую всеядность. Композитор говорит: Красота - одно из самых важных понятий в искусстве . В наше время у многих композиторов ощутимо стремление к поиску новой красоты. В 5 пьесах для флейты, двух фортепиано и ударных Силуэты (1969) из пестрой звуковой ткани вырисовываются портреты знаменитых женских образов - Донны Анны (из Дон-Жуана В. А. Моцарта), глинкинской Людмилы, Лизы (из Пиковой дамы П. Чайковского), Лорелеи (из песни Ф. Листа), Марии (из Воццека А. Берга). Пение птиц для подготовленного фортепиано и магнитофонной ленты (1969) вносит в концертный зал аромат русского леса, птичьи голоса, щебеты, другие звуки природы - источника чистой и вольной жизни. Я согласен с Дебюсси, что видеть восход солнца это композитору может дать гораздо больше, чем прослушивание Пасторальной симфонии Бетховена . В пьесе DSCH (1969), написанной в честь Шостаковича (название - его инициалы), используется буквенная тема (на такие темы сочиняли музыку Жоскен Депре, И. С. Бах, сам Шостакович). В других сочинениях Денисов широко применяет хроматическую интонацию EDS, дважды звучащую в его имени и фамилии: EDiSon DEniSov. Огромное влияние оказал на Денисова непосредственный контакт с русским фольклором. О цикле Плачи для сопрано, ударных и фортепиано (1966) композитор говорит: Здесь нет ни одной народной мелодии, но вся вокальная линия (в целом даже и инструментальная) связана самым прямым образом с русским фольклором без всяких моментов стилизации и без всякого цитирования .

Фантастическое сочетание изысканной красоты утонченных звучаний и абсурдистского текста составляет основной тон десятичастного цикла Голубая тетрадь (на ст. А. Введенского и Д. Хармса, 1984) для сопрано, чтеца, скрипки, виолончели, двух фортепиано и трех групп колоколов. Сквозь невероятный гротеск и хлесткий алогизм ( Там томился в клетке Бог без очей, без рук, без ног... - № 3) вдруг пробиваются трагические мотивы ( Я вижу искаженный мир, я слышу шепот заглушенных лир - № 10).

С 70-х гг. все чаще Денисов обращается к крупным формам. Это инструментальные концерты (св. 10), замечательный Реквием (1980), но он - скорее высокая философская поэма о жизни человеческой. К лучшим достижениям относятся Скрипичный концерт (1977), лирически проникновенный Виолончельный (1972), оригинальнейший Concerto piccolo (1977) для саксофониста (играющего на разных саксофонах) и огромного оркестра ударных (6 групп), балет Исповедь по А. Мюссе (пост. 1984), оперы Пена дней (по роману Б. Виана, 1981), с большим успехом исполненная в Париже в марте 1986 г., Четыре девушки (по П. Пикассо, 1987). Обобщением зрелого стиля явилась Симфония для большого оркестра (1987). Эпиграфом к ней могли бы стать слова композитора: в моей музыке лиризм - это самое главное . Широта симфонического дыхания достигается многообразным спектром лирических звучностей - от нежнейших дуновений до могучих волн экспрессивных нагнетаний. В связи с 1000-летием крещения Руси Денисов создал большое произведение для хора a cappella Свете тихий (1988).

Искусство Денисова духовно родственно петровской линии русской культуры, традиции А. Пушкина, И. Тургенева, Л. Толстого. Стремясь к высокой красоте, оно противостоит частым в наше время тенденциям упрощенчества, всеопошляющей легкодоступности поп-мышления.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се

News image

Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со...

Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии

News image

8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио...

Северные цветы расцветут в пяти городах России

News image

С 17 октября по 1 ноября 2010 года в Петербурге, Мурманске, Великом Новгороде и Петрозаводске будет проходить XI Между...

Худруком пермской филармонии стал москвич

News image

23 сентября состоялось открытие 75-го сезона в Пермской краевой филармонии. Юбилейный сезон открыл концерт Российского...

Популярные статьи о композиторах:

News image

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды . Эти слова принадлежат С. Рахманинову - великому композитору, ...

Читать>>
News image

ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ БОРТНЯНСКИЙ

Д. Бортнянский - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественник...

Читать>>
News image

АНДРЕ ЖОЛИВЕ (Jolivet)

Современный французский композитор А. Жоливе говорил, что стремится быть настоящим универсальным человеком, человеком космоса . Он относился к музы...

Читать>>