Из жизни великих:

Начало творческого пути Вагнера

News image

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года семье полицейского чиновника. Через несколько месяцев после рождения...

Гениальность Моцарта

News image

О гениальности Моцарта и более того о его Гении написано уже масса книг и статей, помимо прочих талантов Вольфганг Ам...

Оркестр Вагнера

News image

Оркестр Вагнера представляет собой одно из величайших завоеваний в музыкальном искусстве XIX века. Прирожденный симфон...

Закулисье:

Маэстро Гергиев включен в ТОП-100 самых влиятельных люд

News image

Один из ведущих мировых дирижеров, художественный руководитель Мариинского театра, россиянин Валерий Гергиев был включ...

В Лондоне ушёл из жизни известный дирижёр Чарльз Маккер

News image

В Лондоне скончался известный австралийский дирижёр сэр Чарльз Маккеррас. Чарльз Маккеррас родился 17 ноября 1925 года...

Авторизация






АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЕРСТОВСКИЙ
Композиторы - В

алексей николаевич верстовский

Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора выдающийся музыкальный критик А. Серов писал, что в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку , имея в виду необычайно стойкий успех его лучшей оперы Аскольдова могила .

Вступив на музыкальное поприще в конце 1810-х гг., Верстовский более 40 лет находился в центре музыкально-театральной жизни России, активно участвуя в ней и как плодовитый композитор, и как влиятельный театральный администратор. Композитор был близко знаком со многими выдающимися деятелями русской художественной культуры. Он был на ты с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским. Тесная дружба и совместное творчество связывали его со многими писателями и драматургами - прежде всего А. Писаревым, М. Загоскиным, С. Аксаковым.

Литературно-театральное окружение оказало заметное влияние на формирование эстетических вкусов композитора. Близость к деятелям русского романтизма и славянофилам сказалась и в приверженности Верстовского к русской старине, и в его тяготении к дьявольской фантастике, к вымыслу, причудливо соединявшемуся с любовным воспроизведением характерных примет национального быта, реальных исторических лиц и событий.

Верстовский родился в имении Селиверстово Тамбовской губернии. Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, и потому фамилия его - Верстовский - образована от части родовой фамилии, а сам он был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства . Музыкальное развитие мальчика проходило в благоприятной обстановке. В семье много музицировали, у отца был собственный крепостной оркестр и большая по тем временам нотная библиотека. С 8 лет будущий композитор начал выступать в любительских концертах как пианист, а вскоре проявилась и его склонность к музыкальному сочинительству.

В 1816 г. по воле родителей юноша был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Однако, проучившись там всего один год, он оставил институт и поступил на государственную службу. Одаренного молодого человека захватила музыкальная атмосфера столицы, и он продолжает свое музыкальное образование под руководством самых известных петербургских педагогов. Верстовский брал уроки фортепиано у Д. Штейбельта и Дж. Филда, занимался игрой на скрипке, изучал теорию музыки и основы композиции. Здесь, в Петербурге, рождается и крепнет увлечение театром, страстным приверженцем которого он останется на всю жизнь. Со свойственной ему пылкостью и темпераментом Верстовский принимает участие в любительских спектаклях как актер, переводит на русский язык французские водевили, сочиняет музыку к театральным представлениям. Завязываются интересные знакомства с видными представителями театрального мира, поэтами, музыкантами, артистами. Среди них молодой литератор Н. Хмельницкий, маститый драматург А. Шаховской, критик П. Арапов, композитор А. Алябьев. В числе его знакомых был также Н. Всеволожский, основатель литературно-политического общества Зеленая лампа , в которое входили многие будущие декабристы и Пушкин. Бывал на этих собраниях и Верстовский. Возможно, в это время и произошло его первое знакомство с великим поэтом.

В 1819 г. к двадцатилетнему композитору пришла слава, которую ему принесла постановка водевиля Бабушкины попугаи (на текст Хмельницкого). Воодушевленный успехом, Верстовский решает полностью посвятить себя служению любимому искусству. За первым водевилем последовали Карантин , Первый дебют актрисы Троепольской , Дом сумасшедших, или Странная свадьба и др. Водевиль, перенесенный с французской сцены и переделанный на русские нравы, становится одним из излюбленных жанров русской публики той поры. Остроумный и веселый, полный жизнеутверждающего оптимизма, он постепенно впитывает в себя традиции русской комической оперы и перерастает из развлекательной пьесы с музыкой в оперу-водевиль, в которой музыка выполняет важную драматургическую роль.

Современники высоко ценили Верстовского - автора водевилей. Грибоедов в процессе совместной работы над водевилем Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (1823) писал композитору: В красоте твоей музыки нисколько не сомневаюсь и заранее поздравляю себя с нею . Строгий ревнитель высокого искусства В. Белинский писал: Это не обыкновенная музыкальная болтовня, без смыслу, а что-то одушевленное жизнию сильного таланта. Верстовскому принадлежит музыка более чем к 30 водевилям. И хотя некоторые из них были написаны в соавторстве с другими композиторами, именно он был признан основоположником этого жанра в России, создателем, как писал Серов, своеобразного кодекса водевильной музыки .

Блестящее начало композиторской деятельности Верстовского упрочилось его служебной карьерой. В 1823 г. в связи с назначением в канцелярию московского военного генерал-губернатора Д. Голицына молодой композитор переезжает в Москву. С присущей ему энергией и энтузиазмом он включается в московскую театральную жизнь, завязывает новые знакомства, дружеские и творческие контакты. В течение 35 лет Верстовский прослужил в московской театральной конторе, заведуя и репертуарной, и всей организационно-хозяйственной частью, фактически возглавляя единую в то время оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. И не случайно длительный период его служения театру современники называли эпохой Верстовского . По воспоминаниям разных людей, знавших его, Верстовский был личностью весьма незаурядной, сочетавшей высокую природную одаренность музыканта с энергичным умом организатора - практика театрального дела. Несмотря на свои многочисленные обязанности, Верстовский продолжал много сочинять. Он был автором не только театральной музыки, но и разнообразных песен и романсов, с успехом исполнявшихся на сцене и прочно вошедших в городской быт. Ему свойственно тонкое претворение интонаций русской народной и бытовой песни-романса, опора на популярные песенно-танцевальные жанры, сочность, характерность музыкального образа. Отличительной особенностью творческого облика Верстовского является его склонность к воплощению волевых, энергичных, активных душевных состояний. Яркая темпераментность и особенная жизненная сила заметно отличают его произведения от творчества большинства его современников, окрашенного преимущественно в элегические тона.

Наиболее полно и самобытно дарование Верстовского проявилось в его песнях-балладах, которые он сам называл кантатами . Это сочиненные в 1823 г. Черная шаль (на ст. Пушкина), Три песни и Бедный певец (на ст. В. Жуковского), отразившие тяготение композитора к театральной, драматизированной трактовке романса. Кантаты эти исполнялись и в инсценированном виде - с декорациями, в костюмах и с оркестровым сопровождением. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения на случай , и духовные хоровые концерты. Самой же заветной сферой оставался музыкальный театр.

В творческом наследии Верстовского 6 опер. Первая из них - Пан Твардовский (1828) - написана на либр. Загоскина по его одноименной страшной повести , опирающейся на западнославянский (польский) вариант легенды о Фаусте. Вторая опера, Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (1832), по балладе Жуковского Громобой, или Двенадцать спящих дев , основана на сюжете из жизни Киевской Руси. В древнем Киеве происходит действие и третьей - самой знаменитой оперы Верстовского - Аскольдова могила (1835), по мотивам одноименной историко-романтической повести Загоскина.

Публика восторженно приветствовала появление первых трех опер Верстовского, сознательно стремившегося к созданию национальной русской оперы, основанной на историко-мифологических событиях из далекого полулегендарного прошлого и воплощающей высокоэтические и ярко национальные стороны народного характера. Романтизированное воспроизведение исторических событий, развертывающихся на фоне детально изображенных картин народного быта, с его обрядами, песнями, плясками, соответствовало художественным вкусам эпохи романтизма. Романтично и противопоставление реальной жизни героев из народа и мрачной демонической фантастики. Верстовский создал тип русской песенной оперы, в которой основой характеристики является русско-славянская песня-пляска, элегический романс, драматическая баллада. Вокальность, песенный лиризм он считал главным средством в создании живых, выразительных характеров и обрисовке человеческих чувств. Напротив, фантастические, волшебно-демонические эпизоды его опер воплощаются оркестровыми средствами, а также с помощью очень характерного для того времени приема мелодрамы (т. е. декламации на фоне оркестрового сопровождения). Таковы ужасные эпизоды заклинаний, колдовства, появления адских злых духов. Использование мелодрамы было вполне естественным в операх Верстовского, так как они представляли собой еще некий смешанный музыкально-драматический жанр, включавший прозаические разговорные диалоги. Примечательно, что в Вадиме главная роль, предназначавшаяся для знаменитого трагика П. Мочалова, была чисто драматической.

Появление Ивана Сусанина Глинки, поставленного через год после Аскольдовой могилы . (1836), положило начало новому этапу в истории русской музыки, затмив собою все предшествующее и оттеснив наивно-романтические оперы Верстовского в прошлое. Композитор болезненно переживал утрату былой популярности. Из всех статей, признанных мною твоими, я видел совершенное к себе забвение, точно будто меня и не существовало... - писал он Одоевскому. - Я первый обожатель прекраснейшего таланта Глинки, но не хочу и не могу уступить права первенства .

Не желая смириться с потерей своего авторитета, Верстовский продолжал сочинять оперы. Появившиеся в течение последнего периода жизни опера на сюжет из современной русской жизни Тоска по родине (1839), сказочно-волшебная опера Сон наяву, или Чурова долина (1844) и большая легендарно-фантастическая опера Громобой (1857) - свидетельствуют о творческих поисках как в отношении оперного жанра, так и в стилистической сфере. Однако, несмотря на отдельные удачные находки, особенно в последней опере Громобой , отмеченной характерным для Верстовского русско-славянским колоритом, композитору все же не удалось вернуть былой славы.

В 1860 г. он оставил службу в московской театральной конторе, а 17 сентября 1862 г., на 5 лет пережив Глинку, Верстовский скончался. Последним его сочинением была кантата Пир Петра Великого на стихи его любимого поэта - А. С. Пушкина.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Jam Hall покажет Дочь полка Доницетти

News image

29 сентября 2010 года, в среду в 20.00 в кинотеатре Jam Hall в Санкт-Петербурге, в рамках проекта Опера на большом эк...

ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7

News image

Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем...

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Новые постановки в театрах Эстонии

News image

В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ФРАНЦ ШУБЕРТ (Schubert)

Ф. Шуберт - первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда с...

Читать>>
News image

АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ ГРЕЧАНИНОВ

Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского ин...

Читать>>
News image

ЭДУАРД АЛЕКСАНДЕР МАК-ДОУЭЛЛ (MacDowell)

Американский композитор и пианист. По национальности шотландец. Учился в детстве игре на фортепиано у М. Т

Читать>>