Из жизни великих:

Женитьба Фигаро

News image

Le nozze di Figaro ossia la folle giornata — что в переводе на русский язык означает «Свадьба Фигаро», одно из творен...

Вагнер и Дрезденское восстание.

News image

В майские дни 1849 года, когда улицы Дрездена покрылись баррикадами, Вагнер оказался в числе восставших против правите...

Бастьен и Бастьенна

News image

«Бастьен и Бастьенна» (KV 50, нем. Bastien und Bastienne) — одноактный зингшпиль 12-летнего В. А. Моцарта на либретто...

Закулисье:

Вдове Паваротти дадут компенсацию

News image

Знаменитого итальянского лирического тенора Лучано Паваротти наградят британской премией в области классической музыки п...

Классическая музыка с южным оттенком

News image

В Алуштинском регионе август начнется под самые удивительные звуки классической музыки. Тут на протяжении последнего лет...

Авторизация






ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ САЛМАНОВ
Композиторы - С

вадим николаевич салманов

В. Салманов - выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма Двенадцать (по А. Блоку) и хоровой цикл Лебедушка , симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.

Салманов рос в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка. Его отец, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом и в свободные часы играл дома сочинения широкого круга композиторов: от И. С. Баха до Ф. Листа и Ф. Шопена, от М. Глинки до С. Рахманинова. Заметив способности сына, отец начал приобщать его с 6 лет к систематическим занятиям музыкой, и мальчик не без сопротивления подчинился воле отца. Незадолго до поступления молодого, подававшего большие надежды музыканта в консерваторию скончался отец, и семнадцатилетний Вадим пошел работать на завод, а позднее занялся гидрогеологией. Но однажды, побывав на концерте Э. Гилельса, взволнованный услышанным, он принял решение посвятить себя музыке. Встреча с композитором А. Гладковским укрепила в нем это решение: в 1936 г. Салманов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс сочинения М. Гнесина и инструментовки - М. Штейнберга.

Салманов воспитывался в традициях славной петербургской школы (что наложило отпечаток на его ранние сочинения), но вместе с тем жадно интересовался современной ему музыкой. Из студенческих работ выделяются 3 романса на ст. А, Блока - любимого поэта Салманова, Сюита для струнного оркестра и Маленькая симфония, в которых уже проявляются индивидуальные черты стиля композитора.

С началом Великой Отечественной войны Салманов уходит на фронт. Его творческая деятельность возобновляется по окончании войны. С 1951 г. начинается и длится вплоть до последних лет жизни педагогическая работа в Ленинградской консерватории. За полтора десятилетия сочинены 3 струнных квартета и 2 трио, симфоническая картина Лес , вокально-симфоническая поэма Зоя , 2 симфонии (1952, 1959), симфоническая сюита Поэтические картинки (по новеллам Г. X. Андерсена), оратория-поэма Двенадцать (1957), хоровой цикл ...Но бьется сердце (на ст. Н. Хикмета), несколько тетрадей романсов и др. В творчестве этих лет уточняется концепция художника - высокоэтическая и оптимистическая в своей основе. Ее суть в утверждении глубоких духовных ценностей, помогающих человеку преодолевать мучительные искания и переживания. Параллельно определяются и оттачиваются индивидуальные черты стиля: происходит отказ от традиционной трактовки сонатного аллегро в сонатно-симфоническом цикле и переосмысление самого цикла; усиливается роль полифонического, линеарно самостоятельного движения голосов в развитии тем (что приводит автора в будущем к органичному претворению серийной техники) и т. д. Ярко звучит русская тема в бородинской, эпической по замыслу Первой симфонии и др. сочинениях. Гражданственная позиция отчетливо проявляется в оратории-поэме Двенадцать .

Начиная с 1961 г. Салманов сочиняет целый ряд произведений с использованием серийной техники. Это квартеты с Третьего по Шестой (1961-1971), Третья симфония (1963), Соната для струнного оркестра и фортепиано и др. Однако эти сочинения не провели резкой грани в творческой эволюции Салманова: он сумел использовать новые приемы композиторской техники не как самоцель, а органично включив их в систему средств собственного музыкального языка, подчинив их идейно-образному и композиционному замыслу своих произведений. Такова, к примеру, Третья, драматическая симфония - наиболее сложное симфоническое произведение композитора.

С середины 60-х гг. начинается новая полоса, вершинный период в творчестве композитора. Как никогда ранее он работает интенсивно и плодотворно, сочиняя хоры, романсы, камерно-инструментальную музыку, Четвертую симфонию (1976). Его индивидуальный стиль достигает наибольшей цельности, обобщающей искания многих предшествующих лет. Вновь появляется русская тема , но уже в ином качестве. Композитор обращается к народным поэтическим текстам и, отталкиваясь от них, создает собственные мелодии, проникнутые народной песенностью. Таковы хоровые концерты Лебедушка (1967) и Добрый молодец (1972). Четвертая симфония стала итогом в развитии симфонической музыки Салманова; вместе с тем это его новый творческий взлет. В трехчастном цикле преобладают светлые лирико-философские образы.

В середине 70-х гг. Салманов пишет романсы на слова талантливого вологодского поэта Н. Рубцова. Это одни из последних сочинений композитора, передающие и стремление человека к общению с природой, и философские раздумья о жизни.

Произведения Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Конкурс юных скрипачей

News image

До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое....

Популярные статьи о композиторах:

News image

АЛЬБАН БЕРГ (Berg)

А. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шенберга, куда вх...

Читать>>
News image

ЭНРИКЕ ГРАНАДОС (Granados)

С творчеством Э. Гранадоса связано возрождение национальной испанской музыки. Участие в движении Ренасимьенто, которое охватило страну на рубеже XIX...

Читать>>
News image

Гильом де Машо (Machaut)

Гильом де Машо (Machaut) (ок.1300-1377) (известен также под латинским именем Guillelmus de Mascandio) - французский поэт и композитор. С 1323 (?) жи...

Читать>>