Из жизни великих:

ПУШКИН И САЛЬЕРИ. СОВМЕСТИМЫ ЛИ ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО?

News image

7. Мотивацию, столь недостающую версии Моцарт-Сальери мифа об отравлении, развил А.С.Пушкин

УЧЕНИКИ САЛЬЕРИ. ЗАКАТ МАСТЕРА. МОЦАРТ И РОМАНТИЗАЦИЯ Г

News image

3. К счастью, помимо сочинения опер, Сальери имел много других занятий, заполнивших остаток его жизни. Он обучал комп...

<<Риенци>>

News image

Если увертюра <<Фауст>> принадлежит к лучшим достижениям раннего периода творчества Вагнера и обнаружива...

Закулисье:

Гражданская панихида по Фуату Мансурову состоится 18 ию

News image

Музыкальная общественность России и Татарстана понесла невосполнимую утрату. 11июня 2010 года после продолжительной бо...

Высоким слогом русского романса

News image

Altera Musica - единственный ансамбль такого рода в Самаре. Но за 12 лет существования его успели узнать и оценить во ...

Авторизация






ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ САЛМАНОВ
Композиторы - С

вадим николаевич салманов

В. Салманов - выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма Двенадцать (по А. Блоку) и хоровой цикл Лебедушка , симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.

Салманов рос в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка. Его отец, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом и в свободные часы играл дома сочинения широкого круга композиторов: от И. С. Баха до Ф. Листа и Ф. Шопена, от М. Глинки до С. Рахманинова. Заметив способности сына, отец начал приобщать его с 6 лет к систематическим занятиям музыкой, и мальчик не без сопротивления подчинился воле отца. Незадолго до поступления молодого, подававшего большие надежды музыканта в консерваторию скончался отец, и семнадцатилетний Вадим пошел работать на завод, а позднее занялся гидрогеологией. Но однажды, побывав на концерте Э. Гилельса, взволнованный услышанным, он принял решение посвятить себя музыке. Встреча с композитором А. Гладковским укрепила в нем это решение: в 1936 г. Салманов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс сочинения М. Гнесина и инструментовки - М. Штейнберга.

Салманов воспитывался в традициях славной петербургской школы (что наложило отпечаток на его ранние сочинения), но вместе с тем жадно интересовался современной ему музыкой. Из студенческих работ выделяются 3 романса на ст. А, Блока - любимого поэта Салманова, Сюита для струнного оркестра и Маленькая симфония, в которых уже проявляются индивидуальные черты стиля композитора.

С началом Великой Отечественной войны Салманов уходит на фронт. Его творческая деятельность возобновляется по окончании войны. С 1951 г. начинается и длится вплоть до последних лет жизни педагогическая работа в Ленинградской консерватории. За полтора десятилетия сочинены 3 струнных квартета и 2 трио, симфоническая картина Лес , вокально-симфоническая поэма Зоя , 2 симфонии (1952, 1959), симфоническая сюита Поэтические картинки (по новеллам Г. X. Андерсена), оратория-поэма Двенадцать (1957), хоровой цикл ...Но бьется сердце (на ст. Н. Хикмета), несколько тетрадей романсов и др. В творчестве этих лет уточняется концепция художника - высокоэтическая и оптимистическая в своей основе. Ее суть в утверждении глубоких духовных ценностей, помогающих человеку преодолевать мучительные искания и переживания. Параллельно определяются и оттачиваются индивидуальные черты стиля: происходит отказ от традиционной трактовки сонатного аллегро в сонатно-симфоническом цикле и переосмысление самого цикла; усиливается роль полифонического, линеарно самостоятельного движения голосов в развитии тем (что приводит автора в будущем к органичному претворению серийной техники) и т. д. Ярко звучит русская тема в бородинской, эпической по замыслу Первой симфонии и др. сочинениях. Гражданственная позиция отчетливо проявляется в оратории-поэме Двенадцать .

Начиная с 1961 г. Салманов сочиняет целый ряд произведений с использованием серийной техники. Это квартеты с Третьего по Шестой (1961-1971), Третья симфония (1963), Соната для струнного оркестра и фортепиано и др. Однако эти сочинения не провели резкой грани в творческой эволюции Салманова: он сумел использовать новые приемы композиторской техники не как самоцель, а органично включив их в систему средств собственного музыкального языка, подчинив их идейно-образному и композиционному замыслу своих произведений. Такова, к примеру, Третья, драматическая симфония - наиболее сложное симфоническое произведение композитора.

С середины 60-х гг. начинается новая полоса, вершинный период в творчестве композитора. Как никогда ранее он работает интенсивно и плодотворно, сочиняя хоры, романсы, камерно-инструментальную музыку, Четвертую симфонию (1976). Его индивидуальный стиль достигает наибольшей цельности, обобщающей искания многих предшествующих лет. Вновь появляется русская тема , но уже в ином качестве. Композитор обращается к народным поэтическим текстам и, отталкиваясь от них, создает собственные мелодии, проникнутые народной песенностью. Таковы хоровые концерты Лебедушка (1967) и Добрый молодец (1972). Четвертая симфония стала итогом в развитии симфонической музыки Салманова; вместе с тем это его новый творческий взлет. В трехчастном цикле преобладают светлые лирико-философские образы.

В середине 70-х гг. Салманов пишет романсы на слова талантливого вологодского поэта Н. Рубцова. Это одни из последних сочинений композитора, передающие и стремление человека к общению с природой, и философские раздумья о жизни.

Произведения Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии

News image

8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио...

Детский театр Зазеркалье открывает сезон. В планах -

News image

.Свой 24-й сезон Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр Зазеркалье открывает в Международный ...

Классика и современность в одном концерте

News image

Омский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко...

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Популярные статьи о композиторах:

News image

АНДРЕЙ МЕЛИТОНОВИЧ БАЛАНЧИВАДЗЕ

Творчество А. Баланчивадзе - выдающегося композитора Грузии - стало яркой страницей в развитии национальной музыкальной культуры. С его именем много...

Читать>>
News image

ГЕОРГ ФИЛИПП ТЕЛЕМАН (Telemann)

Хотя мы сейчас навряд ли разделим мнение современников Г. Ф. Телемана, ставивших его выше И. С

Читать>>
News image

ИОГАНН ШТРАУС (Strauss) (сын)

Австрийского композитора И. Штрауса называют королем вальса . Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью...

Читать>>