ИСААК АЛЬБЕНИС (Albeniz) |
Композиторы - А |
Имя И. Альбениса неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX-XX вв. Вдохновителем этого движения был Ф. Педрель, ратовавший за возрождение испанской национальной культуры. Первые классические образцы новой испанской музыки создали Альбенис и Э. Гранадос, а творчество М. де Фальи стало вершиной этого направления. Ренасимьенто охватило всю художественную жизнь страны. В нем участвовали писатели, поэты, художники: Р. Валье-Инклан, X. Хименес, А. Мачадо, Р. Пидаль, М. Унамуно. Альбенис родился в 10 километрах от границы с Францией. Исключительные музыкальные способности позволили ему уже в четырехлетнем возрасте выступать вместе со старшей сестрой Клементиной в публичном концерте в Барселоне. Именно от сестры мальчик получил первые сведения о музыке. В 6 лет Альбенис едет в сопровождении матери в Париж, где берет уроки фортепиано у профессора А. Мармонтеля. В 1868 г. в Мадриде было опубликовано первое сочинение юного музыканта - Военный марш для фортепиано. В 1869 г. семья переезжает в Мадрид, и мальчик поступает в консерваторию в класс М. Мендисабаля. В 10 лет в поисках приключений Альбенис убегает из дома. В Кадисе его арестовывают и отправляют к родителям, но Альбенису удается попасть на пароход, идущий в Южную Америку. В Буэнос-Айресе он ведет полную лишений жизнь, пока один из его земляков не организует ему несколько концертов в Аргентине, Уругвае и Бразилии. После путешествий на Кубу и в США, где Альбенис, чтобы не умереть с голоду, работает в порту, юноша приезжает в Лейпциг, где занимается в консерватории в классе С. Ядассона (композиция) и в классе К. Рейнеке (фортепиано). В дальнейшем он совершенствуется в Брюссельской консерватории - одной из лучших в Европе, по классу фортепиано у Л. Брассена, а по композиции - у Ф. Геварта. Огромное влияние на Альбениса оказала его встреча с Ф. Листом в Будапеште, куда приехал испанский музыкант. Лист согласился руководить Альбенисом, и одно это являлось высокой оценкой его дарования. В 80 - начале 90-х гг. Альбенис ведет активную и успешную концертную деятельность, гастролирует во многих странах Европы (Германия, Англия, Франция) и Америки (Мексика, Куба). Его блестящий пианизм привлекает современников красочностью и виртуозным размахом. Испанская пресса в один голос называла его испанским Рубинштейном . Исполняя собственные сочинения, Альбенис напоминал Рубинштейна , - писал Педрель. Начиная с 1894 г. композитор живет в Париже, где совершенствуется в области композиции у таких известных французских композиторов, как П. Дюка и В. д'Энди. У него складываются тесные контакты с К. Дебюсси, творческая личность которого сильно повлияла на Альбениса, на его музыку последних лет. В последние годы жизни Альбенис возглавил движение Ренасимьенто, реализуя в своем творчестве эстетические принципы Педреля. Лучшие сочинения композитора - образцы подлинно национального и в то же время самобытного стиля. Альбенис обращается к популярным песенно-танцевальным жанрам (малагенья, севильяна), воссоздавая в музыке характерные особенности различных областей Испании. Его музыка вся пропитана народными вокально-речевыми интонациями. Из большого композиторского наследия Альбениса (комическая и лирическая оперы, сарсуэла, произведения для оркестра, голоса) наибольшую ценность представляет фортепианная музыка. Обращение к испанскому музыкальному фольклору, этим золотым россыпям народного искусства , по выражению композитоpa, оказало решающее влияние на его творческое развитие. В сочинениях для фортепиано Альбенис широко использует элементы народной музыки, сочетая их с современными приемами композиторского письма. В фортепианной фактуре часто слышно звучание народных инструментов - тамбурина, волынки, особенно гитары. Используя ритмы песенно-танцевальных жанров Кастилии, Арагона, Басконии и особенно часто Андалусии, Альбенис редко ограничивается прямым цитированием народных тем. Лучшие его сочинения: Испанская сюита , сюита Испания ор. 165, цикл Испанские напевы ор. 232, цикл из 12 пьес Иберия (1905-07) - образцы профессиональной музыки нового направления, где национальная основа органично соединяется с достижениями современного музыкального искусства. |
Читайте: |
---|
Челябинский оперный театр обновит Руслана и Людмилу к![]() 2 и 3 октября 2010 года на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки будет... |
Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д![]() 27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ... |
На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери![]() Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск... |
Андрей Гаврилов в Самаре![]() В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в... |
![]() ДЖОН КЕЙДЖ (Cage)Американский композитор и теоретик, чье вызывавшее немало споров творчество сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направлен... Читать>> |
![]() КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ВИЛЬБОАРусский композитор и дирижёр. Воспитывался в кадетском корпусе, был регентом хора учащихся. В 1853-1854 руководил хором певчих и бальным оркестром л... Читать>> |
![]() Матвей Исаакович БлантерМатвей Исаакович Блантер (1903-1990) - советский композитор. Народный артист РСФСР (1965). Учился в Курском музыкальном училище (по классам фортепиа... Читать>> |