Из жизни великих:

МАЛЬЧИК ИЗ БОННА

News image

Двести лет назад в Бонне жил мальчик Людвиг, сын местного музыканта Иоганна ван Бетховена. Сейчас Бонн — крупный го...

Моцарт - исторические анекдоты

News image

Моцарт, очевидно, обладал поразительной способностью сочинять на месте , то есть импровизировать на фортепианной кла...

Увертюра к опере <<Тангейзер>>

News image

Опера <<Тангейзер>> написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. Основной конфликт оперы заключает...

Закулисье:

Распустили балет Оперы Метрополитен

News image

Нью-Йоркский оперный театр Метрополитен решил полностью распустить свой ансамбль балета, который был основан в 1883-м го...

Кусково: летние развлечения для любителей концертной му

News image

Уникальный концерт планируется провести 13 июля в Кусково. Здесь известные мастера исторического исполнительства предста...

Авторизация






ФИКРЕТ (Мешади Джамиль оглы) АМИРОВ
Композиторы - А

фикрет (мешади джамиль оглы) амиров

Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: Богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров , - писал Д. Шостакович. - Мелодия - душа его творчества .

Стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Он родился в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. Шуша, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья , - вспоминал Амиров. - ...Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов. Еще будучи ребенком, я стремился подражать его игре на таре. Иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость . Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки - композитор У. Гаджибеков и певец Бюль-Бюль. В 1949 г. Амиров окончил консерваторию, где занимался в классе композиции Б. Зейдмана. В годы учебы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У. Гаджибекова - основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим , - писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма Посвящение Узеиру Гаджибекову (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949). Под воздействием оперетт Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется Аршин мал алан ) у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию Похитители сердец (пост. 1943). Работа протекала под руководством У. Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжелые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров пишет вторую музыкальную комедию - Радостная весть (пост. 1946). В этот период появляются также опера Улдиз ( Звезда , 1948), симфоническая поэма Памяти героев Великой Отечественной войны (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946). В 1947 г. композитор пишет симфонию Низами - первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 г. Амиров создает свои знаменитые симфонические мугамы Шур и Кюрд-овшары , представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки.

Создание симфонических мугамов Шур и Кюрд-овшары - инициатива Бюль-Бюля , - отмечал Амиров, Бюль-Бюль являлся самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне . Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Главная роль в диптихе принадлежит мугаму Шур. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.

Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы опере Севиль (пост. 1953) - первой национальной лирико-психологической опере. Драма Дж. Джабарлы знакома мне со школьной скамьи , - писал Амиров. - В начале 30-х годов в городском драмтеатре г. Гяндж мне пришлось сыграть роль сына Севиль - маленького Гюндюза. ...Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы - идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж. Джабарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом . Горячо приветствовал появление оперы народный поэт Азербайджана Самед Вургун: ... Севиль богата чарующими мелодиями, почерпнутыми из неиссякаемой сокровищницы мугамного искусства и искусно преломленными в опере .

Важное место в творчестве Амирова 50-60-х гг. занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита Азербайджан (1950), Азербайджанское каприччио (1961), Симфонические танцы (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов Шур и Кюрд-овшары спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова - Гюлистан Баяты-шираз (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока - Хафиза и Сзади. В 1964 г. композитор делает вторую редакцию симфонии для струнного оркестра Низами . (Поэзия великого азербайджанского поэта и мыслителя вдохновила его позднее на создание балета Низами .) По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта - Насими - Амиров пишет хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы Сказание о Насими , а позже делает оркестровую редакцию этого балета.

Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет Тысяча и одна ночь (пост. 1979) - красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н. Назаровой (балетмейстер-постановщик балета. - Н. А.) посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое... - писал Амиров. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров вводит в партитуру еще одну тембровую краску - голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.

Амиров наряду с композиторской активно занимался музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарем правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии (1947), директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1956-59). Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара... Ведь по музыке народа судят о нем самом! И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив , - так выразил свое творческое кредо Фикрет Амиров.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Шаповалов и Крамер – в Хакасии сыграют мировые знаменит

News image

Уже в октябре в Хакасию приедет знаменитый виолончелист Денис Шаповалов. Он сыграет концерт с симфоническим оркестром ...

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Челябинский оперный театр обновит Руслана и Людмилу к

News image

2 и 3 октября 2010 года на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки будет...

15 сентября в малом зале Белгосфилармонии состоится кон

News image

15 сентября в Малом зале им. Г.Ширмы Белгосфилармонии при поддержке Института Польского в Минске состоится концерт фор...

Популярные статьи о композиторах:

News image

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ КАСТАЛЬСКИЙ

Русский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной...

Читать>>
News image

АЛЕССАНДРО СТРАДЕЛЛА (Stradella)

Итальянский композитор. Мальчиком пел в хоре церкви Сан-Марчелло в Риме, был учеником Э. Бернабеи. Одно из ранних соч

Читать>>
News image

ФРАНСУА КУПЕРЕН (Couperin)

На протяжении XVII в. во Франции сложилась замечательная школа клавесинной музыки (Ж. Шамбоньер, Л. Куперен и его братья, Ж

Читать>>