Из жизни великих:

Рихард Вагнер. Призвать к жизни неслыханное

News image

Детство Рихарда Вагнера было насыщено впечатлениями театральной жизни: его отчим был актером в дрезденском театре, и...

Обнаружены два портрета

News image

Обнаружены два неизвестных прижизненных портрета Вольфганга Амадея Моцарта. Картины удалось идентифицировать профессо...

Биография Макса Бруха (Max Bruch)

News image

Макс Брух (Max Bruch) (6.1.1838, Кёльн - 2.10

Закулисье:

Музыка Моцарта помогает улучшать работу мозга

News image

Японские и американские исследователи выяснили, что прослушивание менуэта Моцарта отлично помогает концентрироваться на ...

Владимир Спиваков снова "приглашает" любителей классиче

News image

В столице уже в седьмой раз состоится фестиваль под названием "Владимир Спиваков приглашает...". Этот фестиваль начнется...

Авторизация






ФИКРЕТ (Мешади Джамиль оглы) АМИРОВ
Композиторы - А

фикрет (мешади джамиль оглы) амиров

Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: Богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров , - писал Д. Шостакович. - Мелодия - душа его творчества .

Стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Он родился в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. Шуша, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья , - вспоминал Амиров. - ...Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов. Еще будучи ребенком, я стремился подражать его игре на таре. Иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость . Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки - композитор У. Гаджибеков и певец Бюль-Бюль. В 1949 г. Амиров окончил консерваторию, где занимался в классе композиции Б. Зейдмана. В годы учебы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У. Гаджибекова - основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим , - писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма Посвящение Узеиру Гаджибекову (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949). Под воздействием оперетт Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется Аршин мал алан ) у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию Похитители сердец (пост. 1943). Работа протекала под руководством У. Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжелые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров пишет вторую музыкальную комедию - Радостная весть (пост. 1946). В этот период появляются также опера Улдиз ( Звезда , 1948), симфоническая поэма Памяти героев Великой Отечественной войны (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946). В 1947 г. композитор пишет симфонию Низами - первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 г. Амиров создает свои знаменитые симфонические мугамы Шур и Кюрд-овшары , представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки.

Создание симфонических мугамов Шур и Кюрд-овшары - инициатива Бюль-Бюля , - отмечал Амиров, Бюль-Бюль являлся самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне . Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Главная роль в диптихе принадлежит мугаму Шур. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.

Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы опере Севиль (пост. 1953) - первой национальной лирико-психологической опере. Драма Дж. Джабарлы знакома мне со школьной скамьи , - писал Амиров. - В начале 30-х годов в городском драмтеатре г. Гяндж мне пришлось сыграть роль сына Севиль - маленького Гюндюза. ...Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы - идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж. Джабарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом . Горячо приветствовал появление оперы народный поэт Азербайджана Самед Вургун: ... Севиль богата чарующими мелодиями, почерпнутыми из неиссякаемой сокровищницы мугамного искусства и искусно преломленными в опере .

Важное место в творчестве Амирова 50-60-х гг. занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита Азербайджан (1950), Азербайджанское каприччио (1961), Симфонические танцы (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов Шур и Кюрд-овшары спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова - Гюлистан Баяты-шираз (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока - Хафиза и Сзади. В 1964 г. композитор делает вторую редакцию симфонии для струнного оркестра Низами . (Поэзия великого азербайджанского поэта и мыслителя вдохновила его позднее на создание балета Низами .) По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта - Насими - Амиров пишет хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы Сказание о Насими , а позже делает оркестровую редакцию этого балета.

Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет Тысяча и одна ночь (пост. 1979) - красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н. Назаровой (балетмейстер-постановщик балета. - Н. А.) посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое... - писал Амиров. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров вводит в партитуру еще одну тембровую краску - голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.

Амиров наряду с композиторской активно занимался музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарем правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии (1947), директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1956-59). Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара... Ведь по музыке народа судят о нем самом! И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив , - так выразил свое творческое кредо Фикрет Амиров.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Музыкальные «Кружева» в Вологде

News image

«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во...

В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас

News image

С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете...

Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии

News image

8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио...

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Фелисьен Давид (David)

Фелисьен Давид (David) (1810-1876) - довольно популярный в XIX веке французский композитор, родоначальник ориентализма в музыке. Именно он заложил о...

Читать>>
News image

ЗОЛТАН КОДАЙ (Kodaly)

З. Кодай - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист - глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с истори...

Читать>>
News image

Балакирев Милий Алексеевич

Балакирев Милий Алексеевич, родившийся в 1836г. известен как прославленный композитор России, как дирижер, пианист и музыкальный общественный деят...

Читать>>