Из жизни великих:

Камерное и клавирное творчество Моцарта

News image

Для неискушённого читателя само слово клавикорды кажется старинным, непонятным и внушающим страх, поэтому прежде чем ...

<<Риенци>>

News image

Если увертюра <<Фауст>> принадлежит к лучшим достижениям раннего периода творчества Вагнера и обнаружива...

ОПЕРА ФИДЕЛИО (FIDELIO) СОДЕРЖАНИЕ

News image

Опера в двух действиях; либретто И. Ф. Зоннлейтнера и Г. Ф

Закулисье:

Вечер с Мацуевым

News image

В загородном поселке под названием Довиль состоялся последний концерт 5-го летнего сезона фестиваля классической музыки ...

6 мая хоронят известного дирижера Геннадия Проваторова

News image

Геннадий Проваторов скончался 4 мая в одиночестве в своей квартире на 82-м году жизни. Геннадий Пантелеймонович Проват...

Авторизация






ФИКРЕТ (Мешади Джамиль оглы) АМИРОВ
Композиторы - А

фикрет (мешади джамиль оглы) амиров

Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: Богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров , - писал Д. Шостакович. - Мелодия - душа его творчества .

Стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Он родился в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. Шуша, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья , - вспоминал Амиров. - ...Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов. Еще будучи ребенком, я стремился подражать его игре на таре. Иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость . Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки - композитор У. Гаджибеков и певец Бюль-Бюль. В 1949 г. Амиров окончил консерваторию, где занимался в классе композиции Б. Зейдмана. В годы учебы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У. Гаджибекова - основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим , - писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма Посвящение Узеиру Гаджибекову (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949). Под воздействием оперетт Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется Аршин мал алан ) у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию Похитители сердец (пост. 1943). Работа протекала под руководством У. Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжелые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров пишет вторую музыкальную комедию - Радостная весть (пост. 1946). В этот период появляются также опера Улдиз ( Звезда , 1948), симфоническая поэма Памяти героев Великой Отечественной войны (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946). В 1947 г. композитор пишет симфонию Низами - первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 г. Амиров создает свои знаменитые симфонические мугамы Шур и Кюрд-овшары , представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки.

Создание симфонических мугамов Шур и Кюрд-овшары - инициатива Бюль-Бюля , - отмечал Амиров, Бюль-Бюль являлся самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне . Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Главная роль в диптихе принадлежит мугаму Шур. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.

Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы опере Севиль (пост. 1953) - первой национальной лирико-психологической опере. Драма Дж. Джабарлы знакома мне со школьной скамьи , - писал Амиров. - В начале 30-х годов в городском драмтеатре г. Гяндж мне пришлось сыграть роль сына Севиль - маленького Гюндюза. ...Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы - идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж. Джабарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом . Горячо приветствовал появление оперы народный поэт Азербайджана Самед Вургун: ... Севиль богата чарующими мелодиями, почерпнутыми из неиссякаемой сокровищницы мугамного искусства и искусно преломленными в опере .

Важное место в творчестве Амирова 50-60-х гг. занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита Азербайджан (1950), Азербайджанское каприччио (1961), Симфонические танцы (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов Шур и Кюрд-овшары спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова - Гюлистан Баяты-шираз (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока - Хафиза и Сзади. В 1964 г. композитор делает вторую редакцию симфонии для струнного оркестра Низами . (Поэзия великого азербайджанского поэта и мыслителя вдохновила его позднее на создание балета Низами .) По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта - Насими - Амиров пишет хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы Сказание о Насими , а позже делает оркестровую редакцию этого балета.

Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет Тысяча и одна ночь (пост. 1979) - красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н. Назаровой (балетмейстер-постановщик балета. - Н. А.) посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое... - писал Амиров. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров вводит в партитуру еще одну тембровую краску - голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.

Амиров наряду с композиторской активно занимался музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарем правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии (1947), директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1956-59). Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара... Ведь по музыке народа судят о нем самом! И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив , - так выразил свое творческое кредо Фикрет Амиров.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. Акцынов

News image

В октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ...

ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7

News image

Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Андрей Гаврилов в Самаре

News image

В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЛУИДЖИ КЕРУБИНИ (Cherubini)

В 1818 г. Л. Бетховен, отвечая на вопрос, кто ныне является величайшим композитором (исключая самого Бетховена), сказал: Керубини . Выдающимся ...

Читать>>
News image

ДАРИУС МИЙО (Milhaud)

Творчество Д. Мийо вписало яркую, красочную страницу во французскую музыку XX в. Оно броско и отчетливо выразило мироощущение послевоенных 20-х гг.,...

Читать>>
News image

КАРЛ ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ БАХ (Bach)

Из всего рода Бахов лишь Карл Филипп Эмануэль, второй сын И. С. Баха, и его младший брат Иоганн Кристиан добились при жизни звания великий . Хотя и...

Читать>>