ФИКРЕТ (Мешади Джамиль оглы) АМИРОВ |
Композиторы - А |
Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: Богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров , - писал Д. Шостакович. - Мелодия - душа его творчества . Стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Он родился в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. Шуша, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья , - вспоминал Амиров. - ...Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов. Еще будучи ребенком, я стремился подражать его игре на таре. Иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость . Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки - композитор У. Гаджибеков и певец Бюль-Бюль. В 1949 г. Амиров окончил консерваторию, где занимался в классе композиции Б. Зейдмана. В годы учебы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У. Гаджибекова - основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим , - писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма Посвящение Узеиру Гаджибекову (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949). Под воздействием оперетт Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется Аршин мал алан ) у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию Похитители сердец (пост. 1943). Работа протекала под руководством У. Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжелые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров пишет вторую музыкальную комедию - Радостная весть (пост. 1946). В этот период появляются также опера Улдиз ( Звезда , 1948), симфоническая поэма Памяти героев Великой Отечественной войны (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946). В 1947 г. композитор пишет симфонию Низами - первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 г. Амиров создает свои знаменитые симфонические мугамы Шур и Кюрд-овшары , представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки. Создание симфонических мугамов Шур и Кюрд-овшары - инициатива Бюль-Бюля , - отмечал Амиров, Бюль-Бюль являлся самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне . Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Главная роль в диптихе принадлежит мугаму Шур. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане. Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы опере Севиль (пост. 1953) - первой национальной лирико-психологической опере. Драма Дж. Джабарлы знакома мне со школьной скамьи , - писал Амиров. - В начале 30-х годов в городском драмтеатре г. Гяндж мне пришлось сыграть роль сына Севиль - маленького Гюндюза. ...Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы - идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж. Джабарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом . Горячо приветствовал появление оперы народный поэт Азербайджана Самед Вургун: ... Севиль богата чарующими мелодиями, почерпнутыми из неиссякаемой сокровищницы мугамного искусства и искусно преломленными в опере . Важное место в творчестве Амирова 50-60-х гг. занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита Азербайджан (1950), Азербайджанское каприччио (1961), Симфонические танцы (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов Шур и Кюрд-овшары спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова - Гюлистан Баяты-шираз (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока - Хафиза и Сзади. В 1964 г. композитор делает вторую редакцию симфонии для струнного оркестра Низами . (Поэзия великого азербайджанского поэта и мыслителя вдохновила его позднее на создание балета Низами .) По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта - Насими - Амиров пишет хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы Сказание о Насими , а позже делает оркестровую редакцию этого балета. Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет Тысяча и одна ночь (пост. 1979) - красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н. Назаровой (балетмейстер-постановщик балета. - Н. А.) посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое... - писал Амиров. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров вводит в партитуру еще одну тембровую краску - голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала. Амиров наряду с композиторской активно занимался музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарем правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии (1947), директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1956-59). Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара... Ведь по музыке народа судят о нем самом! И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив , - так выразил свое творческое кредо Фикрет Амиров. |
Читайте: |
---|
Северные цветы расцветут в пяти городах России![]() С 17 октября по 1 ноября 2010 года в Петербурге, Мурманске, Великом Новгороде и Петрозаводске будет проходить XI Между... |
Андрей Гаврилов в Самаре![]() В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в... |
Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат![]() 26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле... |
Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман![]() 27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович... |
![]() ФИКРЕТ (Мешади Джамиль оглы) АМИРОВМузыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с аз... Читать>> |
![]() ЛУИДЖИ РОДОЛФО БОККЕРИНИ (Boccherini)Музыкальное наследие итальянского виолончелиста и композитора Л. Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений. В век оперы , как н... Читать>> |
Бортнянский Дмитрий СтепановичЭтот человек был знаменитым русским композитором, хоть по национальности он украинец. Будучи еще маленьким, он брал уроки у известного Б. Галуппи. В к... Читать>> |