Из жизни великих:

Моцарт (не Википедия) – влияние музыки на развитие чело

News image

Музыка Моцарта, как считают многие специалисты, оказывает влияние на способности человека, в особенности в детском во...

Биография Бетховена

News image

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в городе Бонн, принадлежавшему кёльнскому курфюрсту. В его жилах, по...

Происхождение. Детство и юность

News image

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фла...

Закулисье:

Самой первой в Казахстане радиостанции классической муз

News image

Радио "Классика" в эфире звучит уже два года, и там звучат исключительно произведения мировой классики, также записи кон...

Таких, как Сарвар Ганиев мало и они уходят

News image

Народный артист Азербайджана, известный композитор Хайам Мирзазаде посвятил когда-то сонату ушедшему вчера из жизни ск...

Авторизация






Фредерик Дилиус (Делиус)
Композиторы - Д

фредерик дилиус (делиус)

Фредерик Дилиус (Делиус) (Delius) (1862–1934) - английский композитор. Не получил профессионального музыкального образования. В детстве обучался игре на скрипке. В 1884 уехал в США, где работал на апельсиновых плантациях, продолжал заниматься музыкой самостоятельно, брал уроки у местного органиста Т. Ф. Уорда. Изучал негритянский фольклор, в т. ч. спиричуэлы, интонации которых использованы в симфонической сюите «Флорида» (дебют Дилиуса, 1886), симфонической поэме «Гайавата» (по Г. Лонгфелло), поэме для хора и оркестра «Аппалача», опере «Коанга» и др. Вернувшись в Европу, учился у X. Зитта, С. Ядассона и К. Рейнеке в Лейпцигской консерватории (1886-1888).

В 1887 Дилиус посетил Норвегию; на формирование творчества Дилиуса оказал влияние Э. Григ, который высоко оценил его дарование. Позднее Дилиус написал музыку к политической пьесе норвежского драматурга Г. Хейберга («Folkeraadet» - «Народный совет», 1897); возвращался к норвежской тематике также в симфоническом произведении «Эскизы северной страны» и балладе «Жили-были» («Eventyr», по «Народным сказкам Норвегии» П. Асбьёрнсена, 1917), циклах песен на норвежские тексты («Lieder auf norwegische Texte», на сл. Б. Бьёрнсона и Г. Ибсена, 1889-90).

В 1900-е гг. обратился к датским сюжетам в опере «Фенимор и Герда» (по роману «Нильс Лин» Е. П. Якобсена, 1908-10; пост. 1919, Франкфурт-на-Майне); написал также песни на сл. Якобсена, X. Драхмана и Л. Хольстейна. С 1888 жил во Франции, сначала в Париже, затем до конца жизни в Гре-сюр-Луэн, близ Фонтенбло, лишь изредка посещая родину. Встречался с И. А. Стриндбергом, П. Гогеном, М. Равелем и Ф. Шмиттом.

С конца 19 в. в творчестве Дилиуса ощутимо влияние импрессионистов, особенно ярко проявляющееся в приёмах оркестровки и красочности звуковой палитры. Творчество Дилиуса, отмеченное самобытностью, близко по характеру английской поэзии и живописи конца 19 - нач 20 вв.

Дилиус был одним из первых английских композиторов, обратившихся к национальным источникам. Образами английской природы проникнуты многие произведения Дилиуса, в которых он также отразил своеобразие английского бытового уклада. Его пейзажная звукопись проникнута тёплым, задушевным лиризмом - таковы пьесы для малого оркестра: «Слушая первую кукушку весною» («On hearing the first cuckoo in spring», 1912), «Летняя ночь на реке» («Summer night on the river», 1912), «Предрассветная песня» («A song before sunrise», 1918).

Признание пришло к Дилиусу благодаря деятельности дирижёра Т. Бичема, активно пропагандировавшего его сочинения и организовавшего посвященному его творчеству фестиваль (1929). Произведения Дилиуса включал в свои программы также Г. Дж. Вуд.

Первое опубликованное произведение Дилиуса - Легенда» («Legende», для скрипки с оркестром, 1892). Наиболее известная из его опер «Сельские Ромео и Юлия» («Romeo und Julia auf dem Dorfe», соч. 1901) ни в 1-й редакции на немецком языке (1907, «Комише опер», Берлин), ни в английском варианте («A village Romeo and Juliet», «Ковент-Гарден», Лондон, 1910) успеха не имела; лишь в новой постановке 1920 (там же) она была горячо принята английской публикой.

Характерна для дальнейшего творчества Дилиуса его ранняя элегически-пасторальная симфоническая поэма «За холмами и за дальними далями» («Over the hills and far away», 1895, исп. 1897), основанная на воспоминаниях о вересковых полях Йоркшира - родины Дилиуса; близок к ней по эмоциональному плану и краскам «Морской дрейф» («Sea-Drift») по У. Уитмену, поэзию которого Дилиус глубоко чувствовал и воплотил также в «Песнях прощания» («Songs of farewell», для хора и оркестра, 1930-1932).

Поздние музыкальные произведения Дилиуса были продиктованы больным композитором его секретарю Э. Фенби, автору книги «Дилиус, каким я его знал» («Delius as I knew him», 1936). Наиболее значительные из последних произведений Дилиуса - «Песня лета», «Фантастический танец» («Fantastic dance») и прелюдия «Ирмелин» для оркестра, соната No 3 для скрипки.

Сочинения: оперы (6), в т. ч. Ирмелин (1892, Оксфорд, 1953), Коанга (1904, Эльберфельд), Фенимор и Герда (1919, Франкфурт); для орк. - фантазия В летнем саду (In a summer garden, 1908), Поэма жизни и любви (A poem of life and love, 1919), Воздух и танец (Air and dance, 1925), Песнь лета (A song of summer, 1930), сюиты, рапсодии, пьесы; для инструментов с орк. - 4 концерта (для фп., 1906; для скр., 1916; двойной - для скр. и влч., 1916; для влч., 1925), каприс и элегия для влч. (1925); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1917), для скр. и фп. - 3 сонаты (1915, 1924, 1930), романс (1896); для фп. - 5 пьес (1921), 3 прелюда (1923); для хора с орк. - Месса жизни (Eine Messe des Lebens, по «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, 1905), Песни заката (Songs of sunset, 1907), Арабеска (Arabesk, 1911), Песня Высоких холмов (A song of the High Hills, 1912), Реквием (1916), Песни прощания (Songs of farewell, по Уитмену, 1932); для хора a cappella - Песнь странника (Wanderer's song, без слов, 1908), Нисходит красота (The splendour falls, по А. Теннисону, 1924); для голоса с орк. - Сакунтала (на сл. X. Драхмана, 1889), Идиллия (Idill, по У. Уитмену, 1930) и др.; музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к пьесе «Гассан, или Золотое путешествие в Самарканд» Дш. Флекера (1920, пост. 1923, Лондон) и мн. др.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым

News image

Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета...

Органный хит-парад в Омске

News image

Музыка великих мастеров прошлого, переложения классических и современных произведений для органа все, что составляет о...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

БОРИС ИВАНОВИЧ ТИЩЕНКО

Б. Тищенко - один из видных советских композиторов послевоенного поколения. Он автор известных балетов Ярославна , Двенадцать ; сценических произв...

Читать>>
News image

СОФИЯ АСГАТОВНА ГУБАЙДУЛИНА

С. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная си...

Читать>>
News image

ДЖУЗЕППЕ САРТИ (Sarti)

Известный итальянский композитор, дирижер и педагог Дж. Сарти внес заметный вклад в развитие русской музыкальной культуры. Он родился в семье юве...

Читать>>