Из жизни великих:

Чайковский о «Нибелунгах»

News image

П. И. Чайковский, прослушавший всю тетралогию в Байрейте в 1876 году, писал в своих воспоминаниях по поводу лейтмотивн...

Моцарт - исторические анекдоты

News image

Моцарт, очевидно, обладал поразительной способностью сочинять на месте , то есть импровизировать на фортепианной кла...

Персонажи (действующие лица) опер Рихарда Вагнера

News image

Валькирия 5  Вотан Фрика 7  Зигмунд Зигруна Хундинг 8  Зиглинда Ортлинда Росвейса 9  Гельмвига Герхильда Гримге...

Закулисье:

Томский симфонический оркестр выступал в 3-х сельских р

News image

Жители из районов Колпашевского, Асиновского и Первомайского районов смогли прослушать музыку Томского академического си...

В Зальцбурге - открытие самого крупного в мире фестивал

News image

19-го июля состоялось открытие ежегодного летнего фестиваля, под названием "Сотворение мира" в австрийском Зальцбурге. В...

Авторизация






ГУГО ВОЛЬФ (Wolf)
Композиторы - В

гуго вольф (wolf)

В творчестве австрийского композитора Г. Вольфа главное место занимает песня, камерная вокальная музыка. Композитор стремился к полному слиянию музыки с содержанием поэтического текста, его мелодии чутко реагируют на смысл и интонации каждого отдельного слова, каждой мысли стихотворения. В поэзии Вольф, по его собственным словам, находил подлинный источник музыкального языка. Представь меня как объективного лирика, который может свистеть на любой манер; которому в одинаковой степени доступны и самая избитая мелодия, и вдохновенные лирические напевы , - говорил композитор. Понять его язык не так просто: композитор стремился быть драматургом и насыщал свою музыку, мало похожую на обычные песни, интонациями человеческой речи.

Путь Вольфа в жизни и в искусстве был исключительно трудным. Годы подъема чередовались с мучительнейшими кризисами, когда в течение нескольких лет он не мог выжать из себя ни одной ноты. ( Это поистине собачья жизнь, когда не можешь работать .) Большая часть песен написана композитором в течение трех лет (1888-91). Отец композитора был большим любителем музыки, и дома, в семейном кругу, часто музицировали. Собирался даже оркестр (Гуго играл в нем на скрипке), звучала популярная музыка, отрывки из опер.

В 10 лет Вольф поступил в гимназию в Граце, а в 15 - стал студентом Венской консерватории. Там он подружился со своим сверстником Г. Малером, в будущем крупнейшим композитором-симфонистом и дирижером. Вскоре, однако, наступило разочарование в консерваторском обучении, и в 1877 г. Вольфа исключают из консерватории ввиду нарушения дисциплины (положение осложнял его резкий, прямой характер). Начались годы самообразования: Вольф осваивал игру на фортепиано и самостоятельно изучал музыкальную литературу. Вскоре он стал горячим приверженцем творчества Р. Вагнера; вагнеровские идеи о подчинении музыки драме, о единстве слова и музыки были по-своему претворены Вольфом в жанре песни. Начинающий музыкант посетил своего кумира, когда тот был в Вене. Некоторое время сочинение музыки совмещалось с работой Вольфа в качестве дирижера в городском театре Зальцбурга (1881-82). Немногим более продолжительным было сотрудничество в еженедельнике Венский салонный листок (1884-87). Как музыкальный критик Вольф отстаивал творчество Вагнера и провозглашенное им искусство будущего (которое должно объединить музыку, театр и поэзию). Но симпатии большинства венских музыкантов были на стороне И. Брамса, писавшего музыку в традиционных, привычных всем жанрах (и у Вагнера, и у Брамса был свой особый путь к новым берегам , сторонники каждого из этих великих композиторов объединились в 2 враждующих лагеря ). Благодаря всему этому положение Вольфа в музыкальном мире Вены становилось довольно сложным; его первые произведения получили недоброжелательную оценку прессы. Дело дошло до того, что в 1883 г. во время исполнения симфонической поэмы Вольфа Пентесилея (по трагедии Г. Клейста) оркестранты играли нарочито грязно, искажая музыку. Результатом этого стал почти полный отказ композитора от создания произведений для оркестра - только через 7 лет появится Итальянская серенада (1892). В 28 лет Вольф находит наконец свой жанр и свою тему, По словам самого Вольфа, его словно вдруг осенило : все свои силы он обратил теперь на сочинение песен (всего ок. 300). И уже в 1890-91 гг. приходит признание: в различных городах Австрии и Германии устраиваются концерты, в которых сам Вольф нередко аккомпанирует солисту-певцу. Стремясь подчеркнуть значение поэтического текста, композитор нередко называет свои произведения не песнями, а стихотворениями : Стихотворения Э. Мерике , Стихотворения И. Эйхендорфа , Стихотворения И. В. Гете . К лучшим произведениям относятся также две книги песен : Испанская и Итальянская .

Творческий процесс протекал у Вольфа сложно, напряженно - он долго обдумывал новое произведение, которое потом заносилось на бумагу в готовом виде. Подобно Ф. Шуберту или М. Мусоргскому, Вольф не мог раздваиваться между творчеством и служебными обязанностями. Непритязательный в отношении материальных условий существования композитор жил на случайные доходы от концертов и издания своих произведений. У него не было постоянного угла и даже инструмента (играть на рояле он ходил к друзьям), и только к концу жизни ему удалось снять комнату с роялем. В последние годы Вольф обратился к оперному жанру: им написаны комическая опера Коррехидор ( разве в наше время мы больше не можем смеяться от всей души ) и незавершенная музыкальная драма Мануэль Венегас (обе - на сюжеты испанца X. Аларкона). Окончить вторую оперу помешала тяжелая болезнь психики; в 1898 г. композитор был помещен в клинику для душевнобольных. Трагическая судьба Вольфа была во многом типичной. Некоторые ее моменты (любовные коллизии, болезнь и смерть) нашли отражение в романе Т. Манна Доктор Фаустус - в истории жизни композитора Адриана Леверкюна.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Новые постановки в театрах Эстонии

News image

В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

Баритон Лео Нуччи откроет оперный сезон Михайловского т

News image

16 сентября на открытии 178-го оперного сезона в Михайловском театре впервые в Петербурге выступит выдающийся итальянс...

Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии

News image

8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Шнитке Альфред

А. Шнитке является одним из самых известных советских композиторов, можно сказать он композитор второго поколения. Абсолютно все творчество Шнитке ...

Читать>>
News image

ЭРНЕСТ АМЕДЕ ШОССОН (Chausson)

Французский композитор. Учился в Парижской консерватории в классе композиции у Ж. Массне (1880). В 1880-83 брал уроки у С

Читать>>
News image

СЕЗАР ФРАНК (Franck)

Франк - необычная фигура во французском музыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность. Р. Роллан писал о нем от имени героя романа Жана ...

Читать>>