АЛЬБЕР (Шарль Поль Мари) РУССЕЛЬ (Roussel) |
Композиторы - Р |
Необычна биография А. Русселя - одного из видных французских композиторов первой половины XX в. Свои молодые годы он провел в плаваниях по Индийскому и Тихому океанам, как и Н. Римский-Корсаков, посетил экзотические страны. Морской офицер Руссель и не помышлял о музыке как о профессии. Только в возрасте 25 лет он решает полностью посвятить себя музыке. Пройдя период колебаний и сомнений, Руссель просит об отставке, поселяется в небольшом городе Рубэ. Здесь он начинает занятия по гармонии с директором местной музыкальной школы. С октября 1894г. Руссель живет в Париже, где берет уроки композиции у Э. Жиго. Через 4 года он поступает в Schola cantorum в класс композиции В. д'Энди, куда уже в 1902 г. его приглашают на пост профессора контрапункта. Там он преподает до начала первой мировой войны. В классе Русселя занимаются композиторы, занявшие впоследствии видное место в музыкальной культуре Франции,Э. Сати, Э. Варез, П. Ле Флем, А. Ролан-Манюэль. Первые сочинения Русселя, исполненные под его управлением в 1898г. и получившие премию на конкурсе Общества композиторов, не сохранились. В 1903 г. в концерте Национального музыкального общества было исполнено симфоническое произведение Воскресение , вдохновленное романом Л. Толстого (дирижировал А. Корто). А еще до этого события имя Русселя становится известным в музыкальных кругах благодаря его камерным и вокальным сочинениям (Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Четыре поэмы для голоса и фортепиано на стихи А. Ренье, Проходят часы для фортепиано). Интерес к Востоку заставляет Русселя вновь предпринять большое путешествие в Индию, Камбоджу и на Цейлон. Композитор вновь любуется величественными храмами, посещает представления театра теней, слушает оркестр гамелана. Большое впечатление производят на него руины древнего индийского города Читора, где когда-то царствовала Падмавати. Восток, с музыкальным искусством которого Руссель познакомился еще в юности, существенно обогатил его музыкальный язык, В произведениях ранних лет композитор использует характерные интонационные особенности индийской, камбоджийской, индонезийской музыки. Особенно ярко образы Востока представлены в опере-балете Падмавати , поставленной в Grand Opera (1923) и имевшей большой успех. Позже, в 30-х гг. Руссель одним из первых начинает использовать в своем творчестве так называемые экзотические лады - древнегреческие, китайские, индийские (Соната для скрипки и фортепиано). Руссель не избежал влияния импрессионизма. В одноактном балете Пир паука (1912) он создал партитуру, отмеченную изысканной красотой образов, изящной, изобретательной оркестровкой. Участие в первой мировой войне стало переломным временем в жизни Русселя. Вернувшись с фронта, композитор меняет свою творческую манеру. Он примыкает к новому течению неоклассицизма. Альбер Руссель нас покидает , - писал критик Э. Вийермоз, приверженец импрессионизма, - покидает не попрощавшись, молчаливо, сосредоточенно, сдержанно... Он уйдет, он уходит, он ушел. Но куда? Отход от импрессионизма виден уже во Второй симфонии (1919-22). В Третьей (1930) и Четвертой симфониях (1934-35) композитор все больше утверждается на новом пути, создавая произведения, в которых конструктивное начало все больше выдвигается на первый план. В конце 20-х гг. сочинения Русселя становятся известными за рубежом. В 1930 г. он посещает США и присутствует на исполнении своей Третьей симфонии Бостонским симфоническим оркестром под управлением С. Кусевицкого, по заказу которого она и была написана. Руссель имел большой авторитет педагога. Среди его учеников многие известные композиторы XX века: наряду с упоминавшимися выше это Б. Мартину, К. Рисагер, П. Петридис. С 1935 г. и до конца жизни (1937) Руссель был председателем Народной музыкальной федерации Франции. Определяя свой идеал, композитор говорил: Культ духовных ценностей - основа всякого общества, претендующего на цивилизованность, а среди других искусств музыка - наиболее чуткое и возвышенное выражение этих ценностей . |
Читайте: |
---|
Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зФилармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн... |
В Петербурге соберутся музыканты Под знаком вечностиМеждународный музыкальный фестиваль Под знаком вечности пройдет в Санкт-Петербургской консерватории с 21 по 28 сентя... |
Раду Лупу открывает сезон в Женеве23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с... |
В Радуге стартует проект Чебоксарская осень. АкцыновВ октябре в чебоксарском культурно-выставочном центре Радуга открывается новый сезон музыкальных встреч: народная и ... |
СЕРГЕЙ НИКИФОРОВИЧ ВАСИЛЕНКОКомпозитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель С. Василенко сложился как творческая индивидуальность в дореволюционные годы. Главной ... Читать>> |
ВАЛЕНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ СИЛЬВЕСТРОВВероятно, может показаться, что в наше время эти слова были бы типичны для композитора-песенника. Но их произнес музыкант, к чьему имени в течение д... Читать>> |
Отто Карл Эренфрид Николаи (Nicolai)Отто Карл Эренфрид Николаи (Nicolai) (1810-1849) - немецкий композитор. В детстве обучался игре на фортепиано. Затем с 1827 занимался в Берлине у К.... Читать>> |