Из жизни великих:

Инструментальное творчество Моцарта

News image

Как уже неоднократно было сказано ранее Моцарт попробовал свои силы практически во всех инструментальных жанрах, с уд...

Вагнер в поисках пристанища.

News image

Вагнер поселился в Бибрихе на Рейне, где он начал работу над <<Нюрнбергскими мейстерзингерами>>. Материаль...

Амадей Моцарт – некоторые интересные мелочи о нем

News image

Амадей Моцарт, по-видимому, мог одновременно писать музыку и играть в бильярд (как показано в знаменитом фильме Амад...

Закулисье:

В Германии найдено фортепиано Моцарта

News image

В Германии было найдено фортепиано, на котором предположительно играл Вольфганг Амадеус Моцарт. Инструмент был создан ...

Кусково: летние развлечения для любителей концертной му

News image

Уникальный концерт планируется провести 13 июля в Кусково. Здесь известные мастера исторического исполнительства предста...

Авторизация






АНТОН ФОН ВЕБЕРН (Webern)
Композиторы - В

антон фон веберн (webern)

Австрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода. Первоначально Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, начаткам музыкальной теории. К 1899 г. относятся первые композиторские опыты. В 1902 - 06 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете, где проходит гармонию у Г. Греденера, контрапункту К. Навратила. За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии. Уже первые сочинения - песий и идиллия для оркестра В летнем ветре (1901-04) - обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у А. Шенберга. В статье Учитель он ставит эпиграфом слова Шенберга: Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности - поощрять . В период 1907-09 гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.

Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики. Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений - 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) - музыку сфер, идущую из самых глубин души , как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др. В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.

В 1922-34 гг. Веберн - дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шенберга, а также хоры Г. Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.

Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды-К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович. Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. - 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата Свет глаз , единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано - Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.

В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему Путь к новой музыке . Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.

Приход Гитлера к власти и аншлюс Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как дегенеративной и культур-большевистской веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской Kulturpolitik . В последних сочинениях Веберна - квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) - можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания. Словами поэтессы X. ионе Веберн призывал колокол сердец - любовь: да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее (3 ч. Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства. Трагична и смерть композитора: уже после окончания войны в результате нелепой ошибки Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск.

Центр мировоззрения Веберна - идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию: Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры! - восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник - непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.

Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе его художественной системы - картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гете о развитии природных форм. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому прекрасное есть символ прекрасно-доброго . В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы. Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: Рондо (Дахштайн) , снег и лед, кристально чистый воздух , вторая побочная тема - цветы высокогорья , далее - дети на льду и на снегу, свет, небо , в коде - взгляд в высокогорье . Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих разливов и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более - показ будничных сторон действительности.

В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шенберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. П. Булез сказал даже, что Веберн - единственное преддверие музыки будущего . Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Три зарубежных тенора посетят Псков с концертом

News image

4 октября в БКЗ Псковской областной филармонии состоится гала-концерт трёх теноров. Как сообщила корреспонденту ПАИ на...

Челябинский оперный театр обновит Руслана и Людмилу к

News image

2 и 3 октября 2010 года на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки будет...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ПОЛЬ АБРАХАМ ДЮКА (Dukas)

Французский композитор, музыкальный писатель и педагог. B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фортепиано), Э. Гиро (класс к...

Читать>>
News image

Гуго фон Гофмансталь (Hofmannsthal)

Гуго фон Гофмансталь (Hofmannsthal) (1874-1929) - австрийский поэт, драматург, либреттист. Творческую деятельность начал в 1890. Крупнейший представ...

Читать>>
News image

АНТОНИО САЛЬЕРИ (Salieri)

Итальянский композитор, педагог и дирижер А. Сальери был одним из наиболее знаменитых деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв....

Читать>>