На петербургской сцене пройдет премьера оперы Аттила Джузеппе Верди |
Классическая музыка - Новости классической музыки |
Премьера оперы Аттила Джузеппе Верди, которую нередко сравнивают с полномасштабным историческим блокбастером, пройдет в Мариинском театре. Это первая ее постановка на петербургской сцене. Чем отечественный Аттила отличается, к примеру, от американского и почему вердиевская опера актуальна по сей день? Об этом корреспонденту РГ рассказал исполнитель заглавной партии, один из лучших басов России Ильдар Абдразаков. Опера на четверых Россйиская газета: В начале 2010 года Аттила был поставлен в Нью-Йорке, на сцене Метрополитен-опера. Вот-вот премьера спектакля состоится в Мариинке. Ильдар, объясните, почему по обе стороны океана случился такой приступ аттиломании ? Ведь это отнюдь не самая популярная опера Верди. Ильдар Абдразаков: В Европе Аттила ставится довольно часто, особенно в Италии. А вот для американского и российского слушателя эта опера в новинку. Думаю, это прежде всего связано с ее сложностью. Для того чтобы поставить Аттилу , нужно как минимум четыре центральных исполнителя с блестящими голосами. Собрать вместе такое количество звезд непросто. РГ: Правда, что с Аттилой у вас сложились долгие и, можно сказать, личные отношения? Абдразаков: Я мечтал исполнить роль Аттилы с шестнадцати лет. Тогда я только начал серьезно заниматься пением, поступив в Уфимский государственный институт искусств. Мне в руки попала видеозапись Аттилы с легендарным американским басом Самуэлем Ремеем в главной роли. Я влюбился в эту оперу! Рассказал об этом старшему брату, оперному певцу Аскару. Ильдар, всему свое время. Когда-нибудь Аттилу споешь и ты , - ответил он. И оказался прав. Петербургская постановка оперы будет для меня третьей. Первый раз я попробовал себя в роли Аттилы в 2009 году в Лиме. Потом был упомянутый вами спектакль в Метрополитен-опера, где я также исполнил эту роль. Надеюсь, постановка в Мариинке не последняя встреча с вождем гуннов. РГ: Неужели Аттила еще не надоел? Абдразаков: Для оперного певца накатанность - одна из лучших характеристик спектакля. Оперу, как человека, надо хорошо узнать, чтобы по-настоящему полюбить. Петербургские костюмы лучше Прады РГ: Говорят, американская постановка отличилась огромным бюджетом. Роскошные декорации, звездные певцы... Абдразаков: С вокальной точки зрения эта постановка была сделана на 150 процентов - еще бы, ведь собрался очень сильный состав: Виолетта Урмана, Рамон Варгас, Карлос Алварез. Одну из ролей исполнил Самуэл Ремей. А вот режиссура немного подвела - спектакль, сделанный нидерландцем Пьером Ауди, оказался слишком статичным. Петербургская постановка в этом плане выигрывает. Немецкий режиссер Артуро Гама, который ставит оперу в Мариинке, требует от актеров больше активности, оригинальной игры. Это не даст зрителю заскучать. РГ: А как же знаменитые костюмы, созданные Прада специально для нью-йоркского Аттилы ? Абдразаков: Костюмы скорее смущали, чем помогали воскресить на сцене борьбу варварских орд с латинской цивилизацией. У моего героя на голове был мотоциклетный шлем, украшенный лампочками. А Виолетте Урмана, исполнявшей главную женскую роль, пришлось надеть огромный парик, похожий на прическу героини мультфильма Симпсоны . Миучча Прада, видимо, стремилась полностью реализовать себя как дизайнер, что помешало придать действию историческое правдоподобие. РГ: То есть мариинские костюмы лучше? Абдразаков: Да. Мой костюмчик, что называется, сидит. Между любовью и войной РГ: Постановка Аттилы политически актуальна? Абдразаков: В Аттиле поднимаются вечные темы. Война, захват территорий - это актуально всегда. Впрочем, никаких конкретных аналогий с современной жизнью я проводить не хочу. И даже не думайте спрашивать меня, на какого политического деятеля похож главный герой: все равно не отвечу. Я - вне политики. РГ: Кто он, Аттила, в вашем исполнении? Бездушный варвар? Отважный герой? Абдразаков: У моего персонажа две ипостаси. В начале оперы Аттила прежде всего воин, преданный интересам своего народа. Но когда он влюбляется в главную героиню (роль неустрашимой итальянки Одабеллы исполнит Мария Гулегина. - Авт.), многое меняется. Женщина с железной волей, она фактически подминает грозного гунна под себя. По иронии судьбы (точнее, по замыслу либреттистов Солера и Пиаве), в финале Аттила лишится жизни именно от рук возлюбленной. Она убьет его, чтобы отомстить за отца. Впрочем, эта линия отнюдь не отменяет образа Аттилы как воинственного героя: до последнего мига он мечтает завоевать Рим. РГ: У драматических актеров есть такой тест. Когда режиссер хочет узнать, достаточно ли хорошо артист вжился в роль, он спрашивает: Что лежит у вашего героя в кармане? Ильдар, а что может быть в кармане у Аттилы? Абдразаков: Кинжал? (Собеседник уходит в минутное раздумье. - Прим. авт.). - Нет, кинжал вождь гуннов, скорее всего, носил за пазухой. Карманов у Аттилы, конечно же, не было. Но если бы они были, то там могли бы лежать... ключи от юрты. Кстати Аттила - девятая опера Джузеппе Верди, написанная в 1846 году. В ее основе - романтическая трагедия Захариуса Вернера Аттила, царь гуннов . Действие происходит в 453 году: главный герой, покоривший едва ли не половину Европы, приводит свои войска в Италию, чтобы завоевать Рим. И встречает Одабеллу... |
В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р![]() 24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ... |
Баритон Лео Нуччи откроет оперный сезон Михайловского т![]() 16 сентября на открытии 178-го оперного сезона в Михайловском театре впервые в Петербурге выступит выдающийся итальянс... |
В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас![]() С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете... |
Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д![]() 27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ... |
![]() ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach)1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова Бах и музыкант в течение нескол... Читать>> |
![]() ЛЕО ДЕЛИБ (Delibes)Среди французских композиторов XIX в. творчество Л. Делиба выделяется особой чистотой французского стиля: его музыка лаконична и красочна, мелодична... Читать>> |
![]() МАКС БРУХ (Bruch)Родился в Кельне (Германия). Музыкальное образование он получил в Бонне, а затем — в Кельне, где ему была присуждена стипендия им. Моцарта. В 1858-1... Читать>> |