Из жизни великих:

Биография Карла Филиппа Эммануила Баха (Carl Philipp Em

News image

Карл Филипп Эммануил Бах (Bach), второй сын И. С. Баха, известный под именем Берлинский или Гамбургский Бах (8.3

Лоэнгрин

News image

<<Лоэнгрин>>, так же как и <<Тангейзер>>, написан на сюжет средневековой рыцарской легенды, ...

Театр в Байрейте.

News image

Мысль о собственном театре все больше овладевала Вагнером. Помощником Вагнера в этом предприятии был его друг, талантл...

Закулисье:

6 мая хоронят известного дирижера Геннадия Проваторова

News image

Геннадий Проваторов скончался 4 мая в одиночестве в своей квартире на 82-м году жизни. Геннадий Пантелеймонович Проват...

Открывается Эдинбургский фестиваль

News image

Сегодня в столице Шотландии состоялось открытие традиционного Эдинбургского международного фестиваля. Вместе с этим тут ...

Авторизация






Увертюра к опере &lt;&lt;Тангейзер&gt;&gt
Биография и творчество - Вагнер

увертюра к опере <<тангейзер>>


Опера <<Тангейзер>> написана на сюжет средневековой рыцарской легенды. Основной конфликт оперы заключается в противопоставлении и борьбе двух начал: духовного и чувственного. Первое выражено в образах пилигримов и рыцарей-христиан, а также в образе невесты Тангейзера Елизаветы; второе -- в образе Венеры и ее волшебного грота. Это же противопоставление нашло симфоническое воплощение в замечательной увертюре к опере, являющейся одним из гениальнейших созданий программно-симфонической музыки. Увертюра к <<Тангейзеру>> существует в фортепианной транскрипции Листа. Увертюра не только заключает в себе основные темы оперы, она раскрывает и обобщает ее драматическую сущность. Поэтому Лист в статье о <<Тангейзере>> назвал эту увертюру <<симфонической поэмой на сюжет оперы>>.


вертюра к <<Тангейзеру>> представляет большую трехчастную композицию с динамической репризой, в которой крайние части основаны на изложении и развитии хорала пилигримов, а центральная часть, резко контрастирующая с ними, изображает вакханалию в гроте Венеры и Тангейзера, прославляющего красоту богини. Центральная часть увертюры написана в форме сонатного allegro с зеркальной (обращенной) репризой и с эпизодом в разработке. Таким образом, если представить себе схему увертюры как А Б А, то Б является сонатным allegro, обрамленным большими самостоятельными прологом и эпилогом, разрастающимся и мощный, торжественный апофеоз.

Аккордовая фактура придает теме строгость и простоту, а звучность кларнетов, фаготов и валторн сообщает ей особую мягкость, торжественность. Это -- медленное шествие пилигримов. Виолончели, а затем скрипки вступают со второй темой, отличающейся от первой:

Первую тему исполняют духовые, вторую -- струнные; в первой -- тональная устойчивость, во второй -- модулирующие секвенции по малым терциям; первая диатонична, во второй появляются хроматизмы (ниспадающие хроматические интонации после октавного скачка вверх). Эта тема, вносящая трагическим акцент, характеризует покаяние Тангейзера, присоединившегося к пилигримам.

Первоначальная тональность (ми мажор) восстанавливается, музыка приобретает фанфарно-торжественный характер, и снова звучит строгий напев пилигримов. Но, в отличие от начала увертюры, здесь он мощно (fortissimo) возглашается тромбонами в сопровождении характерных фигур скрипок:

Нетрудно видеть, что фигуры скрипок (взлетающий октавный ход и нисходящие секундовые интонации, как бы окружающие тему пилигримов ослепительным сиянием) происходят из мотива покаяния Тангейзера (см. пример 81) .

Звучность постепенно ослабевает, и снова тихо, мягко и строго (как вначале) звучит напев пилигримов, становящийся все глуше и замирающий. Весь первый раздел увертюры вызывает в воображении картину медленного, торжественного шествия, сопровождаемого пением: сначала звуки слышны издали, постепенно приближаясь и усиливаясь; но вот процессия проходит мимо, совсем близко; затем она удаляется, и пение стихает, -- лишь ветер доносит последние неясные звуки.

Колорит музыки резко меняется. Звучание оркестра начинает, как бы мерцать и струиться. Строгий напев пилигримов уступает место волшебной, чарующей музыке, полной страстной неги и упоения. Это -- вакханалия в гроте Венеры, составляющая центральную часть увертюры (сонатное allegro). Tremolo скрипок divisi, легко пробегающая по большому диапазону мелодия альтов, предвосхищающая одну из тем главной партии, хроматические ходы и воздушные фанфары деревянных духовых, удвоенных тремолирующими скрипками и альтами, ладотональная неустойчивость (обилие уменьшенных гармоний) -- все это рисует картину сбегающихся со всех сторон в неясном сумраке волшебного грота и танцующих сатиров, фавнов, вакханок и, как вступление, подводит к главной партии. Главная партия состоит из двух тем, частично, уже прозвучавших во вступительной части Allegro, -- фанфарной темы в исполнении деревянных духовых:

И легкой, танцевальной темы большого диапазона в исполнении альтов, кларнета и гобоя:

Обе темы составляют музыкальную основу вакханалии и гроте Венеры.

Связующая партия насыщена пламенной страстью. Звучность скрипок усиливает экспрессивный характер темы, а быстро <<бегущие>> вверх хроматические ходы виолончелей создают впечатление неясного подземного гула:

Развиваясь по восходящим секвенциям, тема связующей партии постепенно подводит к побочной.

Побочная партия имеет характер марша. В музыкальном содержании оперы это -- рыцарский гимн, который Тангейзер поет Венере, прославляя красоту богини и чары ее грота. Тот же гимн Тангейзер исполняет в сцене состязания певцов, проповедуя рыцарям силу настоящей любви:

Одной из тем главной партии начинается разработка, Звучность постепенно спадает, колорит оркестра становится прозрачным, светлым, быстро пробегающая тема альтов и сопровождающие ее легкие фанфары деревянных духовых тоже приобретают более ясный и прозрачный характер -- словно розовый туман рассеивается и рельефно выступают скульптурные формы сплетающихся пар. Движение останавливается, все застывает в блаженном созерцании дивной красоты. На фоне засурдиненных тремолирующих скрипок divisi, создающих необычайно красивую, тонкую звучность, кларнет поет нежную, пленительную мелодию:
Это эпизод в разработке, изображающий богиню Венеру, манящую Тангейзера упиться чарами ее грота. Но вот нежная мелодия Венеры отзвучала, и снова начинается прежнее движение. Вакханалия становится еще более стремительной. Тема связующей партии усиливается, растет и вливается в мощный рыцарский гимн Тангейзера. Темой побочной партии начинается зеркальная реприза.

В темах главной партии неистовство танца достигает крайнего предела. Все смешивается в диком экстазе и как бы окутывается густой мглой. Так заканчивается центральная часть увертюры -- сонатное allegro. Сквозь неясный гул скрипок в низком регистре вырисовывается спокойный, торжественный мотив пилигримов. Это реприза всей увертюры. В репризе мотив пилигримов, постепенно разрастаясь, достигает огромной силы в звучании тромбонов и труб. Мощное утверждение в конце увертюры начальной темы создает впечатление торжественного апофеоза.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д

News image

27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ...

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ЖОРЖ БИЗЕ (Bizet)

Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества - Кармен - до сих пор остается одной из са...

Читать>>
News image

Дмитрий Игнатьевич Аракишвили (Аракчиев)

Дмитрий Игнатьевич Аракишвили (Аракчиев) (11(23) II 1873, Владикавказ, ныне Орджоникидзе - 13 VIII 1953, Тбилиси) - советский композитор, музыковед-...

Читать>>
News image

АЛЬБЕР (Шарль Поль Мари) РУССЕЛЬ (Roussel)

Необычна биография А. Русселя - одного из видных французских композиторов первой половины XX в. Свои молодые годы он провел в плаваниях по Индийском...

Читать>>