Увертюра к опере <<Тангейзер>> |
Биография и творчество - Вагнер |
Аккордовая фактура придает теме строгость и простоту, а звучность кларнетов, фаготов и валторн сообщает ей особую мягкость, торжественность. Это -- медленное шествие пилигримов. Виолончели, а затем скрипки вступают со второй темой, отличающейся от первой: Первую тему исполняют духовые, вторую -- струнные; в первой -- тональная устойчивость, во второй -- модулирующие секвенции по малым терциям; первая диатонична, во второй появляются хроматизмы (ниспадающие хроматические интонации после октавного скачка вверх). Эта тема, вносящая трагическим акцент, характеризует покаяние Тангейзера, присоединившегося к пилигримам. Первоначальная тональность (ми мажор) восстанавливается, музыка приобретает фанфарно-торжественный характер, и снова звучит строгий напев пилигримов. Но, в отличие от начала увертюры, здесь он мощно (fortissimo) возглашается тромбонами в сопровождении характерных фигур скрипок: Нетрудно видеть, что фигуры скрипок (взлетающий октавный ход и нисходящие секундовые интонации, как бы окружающие тему пилигримов ослепительным сиянием) происходят из мотива покаяния Тангейзера (см. пример 81) . Звучность постепенно ослабевает, и снова тихо, мягко и строго (как вначале) звучит напев пилигримов, становящийся все глуше и замирающий. Весь первый раздел увертюры вызывает в воображении картину медленного, торжественного шествия, сопровождаемого пением: сначала звуки слышны издали, постепенно приближаясь и усиливаясь; но вот процессия проходит мимо, совсем близко; затем она удаляется, и пение стихает, -- лишь ветер доносит последние неясные звуки. Колорит музыки резко меняется. Звучание оркестра начинает, как бы мерцать и струиться. Строгий напев пилигримов уступает место волшебной, чарующей музыке, полной страстной неги и упоения. Это -- вакханалия в гроте Венеры, составляющая центральную часть увертюры (сонатное allegro). Tremolo скрипок divisi, легко пробегающая по большому диапазону мелодия альтов, предвосхищающая одну из тем главной партии, хроматические ходы и воздушные фанфары деревянных духовых, удвоенных тремолирующими скрипками и альтами, ладотональная неустойчивость (обилие уменьшенных гармоний) -- все это рисует картину сбегающихся со всех сторон в неясном сумраке волшебного грота и танцующих сатиров, фавнов, вакханок и, как вступление, подводит к главной партии. Главная партия состоит из двух тем, частично, уже прозвучавших во вступительной части Allegro, -- фанфарной темы в исполнении деревянных духовых: И легкой, танцевальной темы большого диапазона в исполнении альтов, кларнета и гобоя: Обе темы составляют музыкальную основу вакханалии и гроте Венеры. Связующая партия насыщена пламенной страстью. Звучность скрипок усиливает экспрессивный характер темы, а быстро <<бегущие>> вверх хроматические ходы виолончелей создают впечатление неясного подземного гула: Развиваясь по восходящим секвенциям, тема связующей партии постепенно подводит к побочной. Побочная партия имеет характер марша. В музыкальном содержании оперы это -- рыцарский гимн, который Тангейзер поет Венере, прославляя красоту богини и чары ее грота. Тот же гимн Тангейзер исполняет в сцене состязания певцов, проповедуя рыцарям силу настоящей любви: Одной из тем главной партии начинается разработка, Звучность постепенно спадает, колорит оркестра становится прозрачным, светлым, быстро пробегающая тема альтов и сопровождающие ее легкие фанфары деревянных духовых тоже приобретают более ясный и прозрачный характер -- словно розовый туман рассеивается и рельефно выступают скульптурные формы сплетающихся пар. Движение останавливается, все застывает в блаженном созерцании дивной красоты. На фоне засурдиненных тремолирующих скрипок divisi, создающих необычайно красивую, тонкую звучность, кларнет поет нежную, пленительную мелодию: В темах главной партии неистовство танца достигает крайнего предела. Все смешивается в диком экстазе и как бы окутывается густой мглой. Так заканчивается центральная часть увертюры -- сонатное allegro. Сквозь неясный гул скрипок в низком регистре вырисовывается спокойный, торжественный мотив пилигримов. Это реприза всей увертюры. В репризе мотив пилигримов, постепенно разрастаясь, достигает огромной силы в звучании тромбонов и труб. Мощное утверждение в конце увертюры начальной темы создает впечатление торжественного апофеоза. |
Читайте: |
---|
ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7![]() Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем... |
Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез![]() Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры... |
В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас![]() С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете... |
Органный хит-парад в Омске![]() Музыка великих мастеров прошлого, переложения классических и современных произведений для органа все, что составляет о... |
![]() Александра Николаевна ПахмутоваАлександра Николаевна Пахмутова (р. 9 XI 1929, Бекетовка, близ Волгограда) - советский композитор. Нар. арт Читать>> |
![]() ВИССАРИОН ЯКОВЛЕВИЧ ШЕБАЛИНВ В. Шебалине неразрывно связаны Художник, Мастер, Гражданин. Цельность его натуры и привлекательность творческого облика, скромность, отзывчивость,... Читать>> |
![]() Гуго фон Гофмансталь (Hofmannsthal)Гуго фон Гофмансталь (Hofmannsthal) (1874-1929) - австрийский поэт, драматург, либреттист. Творческую деятельность начал в 1890. Крупнейший представ... Читать>> |