БОГУСЛАВ МАРТИНУ (Martinu) |
Композиторы - М |
В последние годы имя чешского композитора Б. Мартину все чаще упоминается в ряду крупнейших мастеров XX в. Мартину - композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир, эрудированный музыкант, щедро одаренный фантазией. Его музыке свойственны и сочная колористичность народно-жанровых образов, и трагедийный драматизм, рожденный событиями военного времени, и глубина лирико-философского высказывания, воплотившего его размышления о проблемах дружбы, любви и смерти . Переживший сложные перипетии жизненной судьбы, связанные с пребыванием в течение многих лет в других странах (Франции, Америке, Италии, Швейцарии), композитор навсегда сохранил в своей душе глубокую и благоговейную память о родном крае, преданность тому уголку земли, где впервые увидел свет. Он родился в семье звонаря, сапожника и театрала-любителя Фердинанда Мартину. Память хранила впечатления детства, проведенного на высокой башне костела Св. Якуба, звон колоколов, звучание органа и бесконечный простор, созерцаемый с высоты колокольни. ...Этот простор - одно из самых глубоких впечатлений детства, особенно сильно осознанных и, по-видимому, играющих большую роль во всем моем отношении к композиции... Это тот простор, который у меня постоянно перед глазами и который, как мне кажется, я всегда ищу в своих работах . Народные песни, предания, слышанные в семье, глубоко осели в сознании художника, наполнив его внутренний мир реальными представлениями и воображаемыми, рожденными детской фантазией. Они озарили лучшие страницы его музыки, исполненные поэтической созерцательности и ощущения объемности звукового пространства, колокольной окрашенности звучаний, лирической теплоты чешско-моравской песенности. В таинстве музыкальных фантазий композитора, назвавшего свою последнюю Шестую симфонию Симфоническими фантазиями , с их многоцветной, изысканно-живописной палитрой, и заключается, по словам Г. Рождественского, та особая магия, завораживающая слушателя с первых же тактов звучания его музыки . Но к таким вершинным лирико-философским откровениям композитор приходит в зрелый период творчества. Еще будут годы обучения в Пражской консерватории, где он занимался как скрипач, органист и композитор (1906-13), плодотворные занятия с И. Суком, ему выпадет счастливая возможность работать в оркестре знаменитого В. Талиха и в оркестре Национального театра. Вскоре он надолго уедет в Париж (1923-41), получив государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства под руководством А. Русселя (который в день своего 60-летия скажет: Моей славой будет Мартину! ). К этому времени уже определились склонности Мартину в отношении к национальной тематике, к импрессионистическому звуковому колориту. Он является уже автором симфонических поэм, балета Кто самый сильный на свете? (1923), кантаты Чешская рапсодия (1918), вокальных и фортепианных миниатюр. Однако впечатления от художественной атмосферы Парижа, новых веяний в искусстве 20-30-х гг., которые так обогатили восприимчивую натуру композитора, особенно увлекшегося новациями И. Стравинского и французской Шестерки , оказали огромное влияние на творческую биографию Мартину. Здесь он пишет кантату на чешские народные тексты Букет (1937), оперу на сюжет французского драматурга-сюрреалиста Ж. Неве Жюльетта (1937), неоклассические опусы - Concerto grosso (1938), Три ричеркара для оркестра (1938), балет с пением Шпаличек (1932), основанный на народных танцах, обрядах, легендах, Пятый струнный квартет (1938) и Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр (1938) с их тревожной атмосферой предвоенного времени. В 1941 г. Мартину вместе с женой-француженкой вынужден эмигрировать в США. Композитор, чьи сочинения включали в свои программы С. Кусевицкий, Ш. Мюнш, был принят с почестями, достойными известного маэстро; и хотя нелегко было включиться в новый ритм и уклад жизни, Мартину переживает здесь один из самых интенсивных творческих этапов: он преподает композицию, пополняет свои знания в области литературы, философии, эстетики, естественных наук, психологии, пишет музыкально-эстетические эссе, много сочиняет. Патриотические чувства композитора с особой художественной силой выразил его симфонический реквием Памятник Лидице (1943) - это отклик на трагедию чешского села, стертого с лица земли фашистами. В последние 6 лет после возвращения в Европу (1953) Мартину создает удивительные по глубине, искренности и мудрости произведения. В них - чистота и свет (цикл кантат на народно-национальную тему), какая-то особая рафинированность и поэтичность музыкальной мысли (оркестровые Притчи , Фрески Пьеро делла Франческа ), сила и глубина идей (опера Греческие пассионы , оратории Гора трех огней и Гильгамеш ), пронзительная, томительная лирика (Концерт для гобоя с оркестром, Четвертый и Пятый фортепианные концерты). Творчеству Мартину свойственна широта образного, жанрового и стилистического диапазона, в нем сочетаются импровизационная свобода мышления и рационализм, освоение самых смелых новаций своего времени и творческое переосмысление традиций, гражданственный пафос и сокровенно теплый лирический тон. Художник-гуманист, Мартину видел свою миссию в служении идеалам человечества. |
Читайте: |
---|
Раду Лупу открывает сезон в Женеве![]() 23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с... |
Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д![]() 27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ... |
Сюрпризы для своих поклонников приготовил казанский орк![]() Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция в режиме онлайн с участием художественного руководителя Казанског... |
Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь![]() Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ... |
Валерий ДидюляЗнаменитый Валерий Дидюля является гитаристом, который предпочитает играть в стиле фламинго, так же он лидер группы под названием «ДиДюЛя» и композ... Читать>> |
![]() Фелипе Педрель (Pedrell)Фелипе Педрель (Pedrell) (19 II 1841, Тортоса - 19 VIII 1922, Барселона) - испанский композитор и музыковед, фольклорист и муз.-обществ. деятель. Чл Читать>> |
![]() АМИЛЬКАРЕ ПОНКЬЕЛЛИ (Ponchielli)Итальянский композитор. В 1854 окончил Миланскую консерваторию. Ученик Ф. Фраси, А Читать>> |