ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПЕРГОЛЕЗИ (Pergolesi) |
Композиторы - П |
Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell'arte), опера-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в.; она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся в творчестве Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям. Историческое развитие onepa-buffa ведет от ранних образцов Перголези ( Служанка-госпожа ) - к В. А. Моцарту ( Свадьба Фигаро ) и Дж. Россини ( Севильский цирюльник ) и далее в XX век ( Фальстаф Дж. Верди; Мавра И. Стравинского, темы Перголези композитор использовал в балете Пульчинелла ; Любовь к трем апельсинам С. Прокофьева). Вся жизнь Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию (среди его педагогов были известные оперные композиторы - Ф. Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео). В неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена первая опера Перголези - Салюстия (1731), а через год в том же театре состоялась историческая премьера оперы Гордый пленник . Внимание публики привлек, однако, не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria. Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу - Служанка-госпожа . Все было новым в этом спектакле - простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства. Одна из первых опер-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, Служанка-госпожа способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г. Гастроли труппы итальянских буффонов стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так наз. войны буффонов ), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты - Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии). Хотя по приказу короля буффоны были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых - Деревенский колдун знаменитого французского писателя и философа Руссо - составила достойную конкуренцию Служанке-госпоже . Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор опер-buffa (кроме Служанки-госпожи - Влюбленный монах , Фламинио и др.), он с успехом работал и в других жанрах: писал оперы-seria, духовную хоровую музыку (мессы, кантаты, оратории), инструментальные произведения (трио-сонаты, увертюры, концерты). Незадолго до смерти была создана кантата Stabat mater - одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством. Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. В его музыке , - писал о Перголези Б. Асафьев, - наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов . |
Читайте: |
---|
Знаменитый тенор Сергей Семишкур выступит в СПб Филармо![]() 5 октября 2010 года, во вторник в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии состоится сольный концерт мо... |
Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным![]() Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен... |
Хосе Каррерас впервые выступит в Киеве![]() 13 октября во дворце «Украина» великий испанский певец представит программу «Средиземноморская страсть». И страсти по ... |
Музыкальные «Кружева» в Вологде![]() «Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во... |
![]() АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ КАСТАЛЬСКИЙРусский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной... Читать>> |
![]() Гийом Дюфаи (Dufay)Гийом Дюфаи (Dufay) (ок. 1400-1474) - франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской полифонической школы (см. Нидерландская ш... Читать>> |
![]() ИСААК ОСИПОВИЧ ДУНАЕВСКИЙОгромный талант Дунаевского в наибольшей степени раскрылся в области легких жанров. Он выступил создателем новой советской массовой песни, самобыт... Читать>> |