Из жизни великих:

ПУШКИН И САЛЬЕРИ. СОВМЕСТИМЫ ЛИ ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО?

News image

7. Мотивацию, столь недостающую версии Моцарт-Сальери мифа об отравлении, развил А.С.Пушкин

Реквием Моцарта

News image

«Покой вечный дай нам» - этими словами начинается древняя молитва. Начальное ёё слово – «покой» и есть перевод с лати...

Бетховен. Поздние годы (1802—1812)

News image

В 34 года, когда Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором, Бетховен отка...

Закулисье:

Знаменитый венский Концертхаус теперь банкрот

News image

Матиас Наске, как известно, является директором венского Концертхауса и совершенно недавно он заявил о банкротстве всем ...

Александр Сладковский возглавил Государственный симфони

News image

Российский дирижер, заслуженный артист РФ Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Татарс...

Авторизация






ТОМАЗО АЛЬБИНОНИ (Albinoni)
Композиторы - А

томазо альбинони (albinoni)

О жизни Т. Альбинони - итальянского скрипача и композитора - известны лишь отдельные факты. Родился он в Венеции в обеспеченной бюргерской семье и, видимо, мог спокойно заниматься музыкой, не особенно тревожась о своем материальном положении. С 1711 г. он перестает подписывать свои сочинения венецианский дилетант (delettanta venete) и называет себя musico de violino, тем самым подчеркивая свой переход в статус профессионала. Где и у кого учился Альбинони - неизвестно. Предполагают, что у Дж. Легренци. После женитьбы композитор переезжает в Верону. Видимо, некоторое время он жил во Флоренции - по крайней мере, там, в 1703г. исполняется одна из его опер ( Гризельда , на либр. А. Дзено). Альбинони бывал в Германии и, очевидно, показал себя там как незаурядный мастер, так как именно ему была предоставлена честь написать и исполнить в Мюнхене (1722) оперу к свадьбе курпринца Карла Альберта. Больше об Альбинони ничего не известно, кроме того, что умер он в Венеции.

Немногочисленны и дошедшие до нас сочинения композитора - в основном инструментальные концерты и сонаты. Однако, будучи современником А. Вивальди, И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, Альбинони не остался в рядах композиторов, имена которых известны только историкам музыки. В эпоху расцвета итальянского инструментального искусства барокко, на фоне творчества выдающихся мастеров концерта XVII - первой половины XVIII в. - Т. Мартини, Ф. Верачини, Дж. Тартини, А. Корелли, Дж. Торелли, А. Вивальди и др. - Альбинони сказал свое значительное художественное слово, которое с течением времени заметили и оценили потомки. Концерты Альбинони широко исполняются, записываются на пластинки. Но есть свидетельства признания его творчества и при жизни. В 1718 г. в Амстердаме издается сборник, включающий 12 концертов наиболее известных в то время итальянских композиторов. Среди них - концерт соль мажор Альбинони, лучший в этом собрании. Великий Бах, тщательно изучавший музыку своих современников, выделил сонаты Альбинони, пластичную красоту их мелодий и на две из них он написал свои клавирные фуги. Сохранилась также корректура, сделанная рукой Баха и к 6 сонатам Альбинони (ор. 6). Следовательно, Бах учился на сочинениях Альбинони.

Нам известны 9 опусов Альбинони - среди них циклы трио-сонат (ор. I, 3, 4, 6, 8) и циклы симфоний и концертов (ор. 2, 5, 7, 9). Разрабатывая тот тип concerto grosso, каким он сложился у Корелли и Торелли, Альбинони достигает в нем исключительного художественного совершенства - в пластике переходов от tutti к solo (которых обычно у него 3), в тончайшем лиризме, благородной чистоте стиля. Концерты ор. 7 и ор. 9, в некоторые из которых введен гобой (ор. 7 №№ 2, 3, 5, 6, 8, 11), отличаются особой мелодической красотой сольной партии. Их часто называют концертами для гобоя.

В сравнении с концертами Вивальди, их размахом, блестящими виртуозными партиями solo, контрастами, динамикой и страстностью, концерты Альбинони выделяются сдержанной строгостью, изысканной проработанностью оркестровой ткани, мелодизмом, мастерством контрапунктической техники (отсюда и внимание к ним Баха) и, главное, - той почти зримой конкретностью художественных образов, за которой угадывается влияние оперы. Альбинони написал около 50 опер (больше, чем оперный композитор Гендель), над которыми работал на протяжении всей жизни. Судя по названиям ( Ценобия - 1694, Тигран - 1697, Радамисто - 1698, Родриго - 1702, Гризельда - 1703, Покинутая Дидона - 1725 и др.), а также по именам либреттистов (Ф. Сильвани, Н. Минато, А. Аурели, А. Дзено, П. Метастазио) развитие оперы в творчестве Альбинони шло по направлению от барочной оперы к классицистской опере-seria и, соответственно, к той отшлифованности оперных характеров, аффектов, драматургической кристалличности, ясности, которые составляли суть концепции оперы-seria. В музыке инструментальных концертов Альбинони ясно ощущается присутствие оперных образов. Приподнятые в своем упругом ритмическом тонусе мажорные allegri первых частей соответствуют героике, открывающей оперное действие. Интересно, что заглавный оркестровый мотив вступительного tutti, характерный для Альбинони, стал потом повторяться у многих итальянских композиторов. Мажорные финалы концертов по характеру и типу материала перекликаются со счастливой развязкой оперного действия (ор. 7 Э 3). Минорные части концертов, великолепные по мелодической красоте, созвучны оперным ариям lаmento и стоят в одном ряду с шедеврами ламентозной лирики опер А. Скарлатти и Генделя. Как известно, связь инструментального концерта с оперой в истории музыки второй половины XVII - начала XVIII в. была особенно тесной и многозначительной. Главный принцип концерта - чередование tutti и solo - был подсказан построением оперных арий (вокальная часть - инструментальный ритурнель). И в дальнейшем взаимообогащение оперы и инструментального концерта плодотворно сказывалось на развитии обоих жанров, усиливаясь по мере формирования сонатно-симфонического цикла.

Драматургия концертов Альбинони отточенно совершенна: 3 части (Allegro - Andante - Allegro) с лирической вершиной в центре. В четырехчастных циклах его сонат (Grave - Allegro - Andante - Allegro) лирическим центром выступает 3 часть. Тонкая, пластичная, в каждом своем голосе мелодичная ткань инструментальных концертов Альбинони привлекательна для современного слушателя той совершенной, строгой, лишенной всяких преувеличений красотой, которая является всегда приметой высокого искусства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в з

News image

Филармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн...

Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым

News image

Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета...

Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се

News image

Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Эрнст Дохнаньи (Донаньи)

Эрнст Дохнаньи (Донаньи) (Dohnanyi) (1877-1960) - венгерский композитор, пианист, дирижёр и педагог. В 1885-93 учился игре на фортепиано, позднее из...

Читать>>
News image

КЛОД ДЕБЮССИ (Debussy)

Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому...

Читать>>
News image

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ (Mendelssohn-Bartholdy)

Ф. Мендельсон-Бартольди - немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятель...

Читать>>