Из жизни великих:

Увертюра <<Фауст>>.

News image

Увертюра <<Фауст>> Вагнера принадлежит к наиболее выдающимся произведениям раннего периода его творчеств...

Чайковский о Вагнере.

News image

Небольшая заметка П. И. Чайковского о Вагнере, написанная им в 1891 году для нью-йоркской газеты «Морнинг Джернал», да...

Рихард Вагнер (Richard Wagner). Полет над гнездом вальк

News image

195 лет назад 22 мая в семье чиновника Карла Фридриха и дочери мельника Иоганны Розины родился самый успешный оперн...

Закулисье:

Во Франции Денис Мацуев открывает фестиваль классическо

News image

На восточной части Франции, ну, а точнее, в городе Анси на сегодняшний день было открытие традиционного фестиваля класси...

Вдове Паваротти дадут компенсацию

News image

Знаменитого итальянского лирического тенора Лучано Паваротти наградят британской премией в области классической музыки п...

Авторизация






ТОМАЗО АЛЬБИНОНИ (Albinoni)
Композиторы - А

томазо альбинони (albinoni)

О жизни Т. Альбинони - итальянского скрипача и композитора - известны лишь отдельные факты. Родился он в Венеции в обеспеченной бюргерской семье и, видимо, мог спокойно заниматься музыкой, не особенно тревожась о своем материальном положении. С 1711 г. он перестает подписывать свои сочинения венецианский дилетант (delettanta venete) и называет себя musico de violino, тем самым подчеркивая свой переход в статус профессионала. Где и у кого учился Альбинони - неизвестно. Предполагают, что у Дж. Легренци. После женитьбы композитор переезжает в Верону. Видимо, некоторое время он жил во Флоренции - по крайней мере, там, в 1703г. исполняется одна из его опер ( Гризельда , на либр. А. Дзено). Альбинони бывал в Германии и, очевидно, показал себя там как незаурядный мастер, так как именно ему была предоставлена честь написать и исполнить в Мюнхене (1722) оперу к свадьбе курпринца Карла Альберта. Больше об Альбинони ничего не известно, кроме того, что умер он в Венеции.

Немногочисленны и дошедшие до нас сочинения композитора - в основном инструментальные концерты и сонаты. Однако, будучи современником А. Вивальди, И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, Альбинони не остался в рядах композиторов, имена которых известны только историкам музыки. В эпоху расцвета итальянского инструментального искусства барокко, на фоне творчества выдающихся мастеров концерта XVII - первой половины XVIII в. - Т. Мартини, Ф. Верачини, Дж. Тартини, А. Корелли, Дж. Торелли, А. Вивальди и др. - Альбинони сказал свое значительное художественное слово, которое с течением времени заметили и оценили потомки. Концерты Альбинони широко исполняются, записываются на пластинки. Но есть свидетельства признания его творчества и при жизни. В 1718 г. в Амстердаме издается сборник, включающий 12 концертов наиболее известных в то время итальянских композиторов. Среди них - концерт соль мажор Альбинони, лучший в этом собрании. Великий Бах, тщательно изучавший музыку своих современников, выделил сонаты Альбинони, пластичную красоту их мелодий и на две из них он написал свои клавирные фуги. Сохранилась также корректура, сделанная рукой Баха и к 6 сонатам Альбинони (ор. 6). Следовательно, Бах учился на сочинениях Альбинони.

Нам известны 9 опусов Альбинони - среди них циклы трио-сонат (ор. I, 3, 4, 6, 8) и циклы симфоний и концертов (ор. 2, 5, 7, 9). Разрабатывая тот тип concerto grosso, каким он сложился у Корелли и Торелли, Альбинони достигает в нем исключительного художественного совершенства - в пластике переходов от tutti к solo (которых обычно у него 3), в тончайшем лиризме, благородной чистоте стиля. Концерты ор. 7 и ор. 9, в некоторые из которых введен гобой (ор. 7 №№ 2, 3, 5, 6, 8, 11), отличаются особой мелодической красотой сольной партии. Их часто называют концертами для гобоя.

В сравнении с концертами Вивальди, их размахом, блестящими виртуозными партиями solo, контрастами, динамикой и страстностью, концерты Альбинони выделяются сдержанной строгостью, изысканной проработанностью оркестровой ткани, мелодизмом, мастерством контрапунктической техники (отсюда и внимание к ним Баха) и, главное, - той почти зримой конкретностью художественных образов, за которой угадывается влияние оперы. Альбинони написал около 50 опер (больше, чем оперный композитор Гендель), над которыми работал на протяжении всей жизни. Судя по названиям ( Ценобия - 1694, Тигран - 1697, Радамисто - 1698, Родриго - 1702, Гризельда - 1703, Покинутая Дидона - 1725 и др.), а также по именам либреттистов (Ф. Сильвани, Н. Минато, А. Аурели, А. Дзено, П. Метастазио) развитие оперы в творчестве Альбинони шло по направлению от барочной оперы к классицистской опере-seria и, соответственно, к той отшлифованности оперных характеров, аффектов, драматургической кристалличности, ясности, которые составляли суть концепции оперы-seria. В музыке инструментальных концертов Альбинони ясно ощущается присутствие оперных образов. Приподнятые в своем упругом ритмическом тонусе мажорные allegri первых частей соответствуют героике, открывающей оперное действие. Интересно, что заглавный оркестровый мотив вступительного tutti, характерный для Альбинони, стал потом повторяться у многих итальянских композиторов. Мажорные финалы концертов по характеру и типу материала перекликаются со счастливой развязкой оперного действия (ор. 7 Э 3). Минорные части концертов, великолепные по мелодической красоте, созвучны оперным ариям lаmento и стоят в одном ряду с шедеврами ламентозной лирики опер А. Скарлатти и Генделя. Как известно, связь инструментального концерта с оперой в истории музыки второй половины XVII - начала XVIII в. была особенно тесной и многозначительной. Главный принцип концерта - чередование tutti и solo - был подсказан построением оперных арий (вокальная часть - инструментальный ритурнель). И в дальнейшем взаимообогащение оперы и инструментального концерта плодотворно сказывалось на развитии обоих жанров, усиливаясь по мере формирования сонатно-симфонического цикла.

Драматургия концертов Альбинони отточенно совершенна: 3 части (Allegro - Andante - Allegro) с лирической вершиной в центре. В четырехчастных циклах его сонат (Grave - Allegro - Andante - Allegro) лирическим центром выступает 3 часть. Тонкая, пластичная, в каждом своем голосе мелодичная ткань инструментальных концертов Альбинони привлекательна для современного слушателя той совершенной, строгой, лишенной всяких преувеличений красотой, которая является всегда приметой высокого искусства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Два ГРЭММИ на одном фестивале!

News image

Невероятная возможность услышать на минской сцене сразу двух обладателей самой престижной музыкальной премии Грэмми ...

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

Андрей Гаврилов в Самаре

News image

В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ

Жизнь наша всегда богата событиями, богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить, и есть, что сопережить - глубоко и вдохновенно . В этих ...

Читать>>
News image

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН

Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, акти...

Читать>>
News image

ГРЕТРИ (Gretry) Андре Эрнест Модест

Французский оперный композитор XVIII в. А. Гретри - современник и свидетель Великой Французской революции - был самой крупной фигурой оперного театр...

Читать>>