Из жизни великих:

Начало творческого пути Вагнера

News image

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года семье полицейского чиновника. Через несколько месяцев после рождения...

Раскрыта тайна смерти Бетховена: его убили

News image

Другие исследователи, возможно, не разделяют его точку зрения, однако один факт неоспорим: маэстро был очень серьезн...

<<Тристан и Изольда>>.

News image

Сюжет музыкальной драмы <<Тристан и Изольда>> заимствован из средневекового рыцарского романа, впервые поэ...

Закулисье:

Высоким слогом русского романса

News image

Altera Musica - единственный ансамбль такого рода в Самаре. Но за 12 лет существования его успели узнать и оценить во ...

Синайский полуостров. В Большом театре опять сменился х

News image

Вчера генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заявил о том, что художественный руководитель театра Леони...

Авторизация






ЗОЛТАН КОДАЙ (Kodaly)
Композиторы - К

золтан кодай (kodaly)

З. Кодай - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист - глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Как и Б. Барток, Кодай создал свой композиторский стиль на основе творческого претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности.

Кодай начал заниматься музыкой под руководством матери, участвовал в традиционных семейных музыкальных вечерах. В 1904 г. он окончил Будапештскую музыкальную академию с дипломом композитора. Кодай получил также университетское образование (литература, эстетика, языкознание). С 1905 г. он начал собирать и изучать венгерские народные песни. Знакомство с Бартоком перешло в крепкую многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество в сфере научной фольклористики. Завершив образование, Кодай отправился в Берлин и Париж (1906-07), где изучал западноевропейскую музыкальную культуру. В 1907-19 гг. Кодай - профессор Будапештской музыкальной академии (класс теории, композиции). В эти годы его деятельность развертывается во многих областях: он пишет музыку; продолжает систематическое собирание и исследование венгерского крестьянского фольклора, выступает в печати как музыковед и критик, активно участвует в музыкально-общественной жизни страны. В сочинениях Кодая 1910-х гг. - фортепианных и вокальных циклах, квартетах, камерно-инструментальных ансамблях - органично сочетаются традиции классической музыки, творческое претворение особенностей венгерского крестьянского фольклора и современные новации в области музыкального языка. Его произведения получают противоречивые оценки критики и музыкальной общественности Венгрии. Консервативная часть слушателей и критиков видит в Кодае только ниспровергателя традиций. дерзкого экспериментатора и лишь немногие дальновидные музыканты связывают с его именем будущее новой венгерской композиторской школы.

В период образования Венгерской республики (1919) Кодай был заместителем директора Государственной высшей школы музыкального искусства им. Ф. Листа (так была переименована музыкальная академия); вместе с Бартоком и Э. Донаньи он вошел в состав музыкальной Директории, ставившей своей целью преобразование музыкальной жизни страны. За эту деятельность при хортистском режиме Кодай подвергся гонениям и был на 2 года отстранен от работы в школе (он вновь преподавал композицию в 1921-40 гг.). 20-30-е гг. - период расцвета творчества Кодая, он создает произведения, принесшие ему мировую известность и признание: Венгерский псалом для хора, оркестра и солиста (1923); оперу Секейская прядильня (1924, 2-я ред. 1932); героико-комическую оперу Хари Янош (1926). Те Deum Будайской крепости для солистов, хора, органа и оркестра (1936); Концерт для оркестра (1939); Танцы из Марошсека (1930) и Танцы из Таланты (1939) для оркестра и др. Одновременно Кодай продолжал активную научно-исследовательскую деятельность в области фольклористики. Он разработал свой метод массового музыкального просвещения и воспитания, основой которого стало постижение народной музыки с самых ранних лет, впитывание ее как родного музыкального языка. Метод Кодая получил широкое признание и развитие не только в Венгрии, но и во многих других странах. Его перу принадлежит 200 книг, статей, методических пособий, в том числе монография Венгерская народная музыка (1937, переведена на русск. яз.). Кодай был также президентом Международного совета по народной музыке (1963-67).

В течение долгих лет Кодай сохранял творческую активность. Среди его сочинений послевоенного периода получили известность опера Цинка Панна (1948), Симфония (1961), кантата 'Каллаи Кеттеш (1950). Кодай выступал также в качестве дирижера с исполнением собственных произведений. Он побывал во многих странах, дважды приезжал в СССР (1947, 1963).

Характеризуя творчество Кодая, его друг и соратник Бела Барток писал: Эти сочинения - исповедь венгерской души. Внешне это объясняется тем, что творчество Кодая уходит своими корнями исключительно в венгерскую народную музыку. Внутренняя же причина - безграничная вера Кодая в творческую силу своего народа и его будущее .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д

News image

27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ...

Новые постановки в театрах Эстонии

News image

В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Популярные статьи о композиторах:

News image

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды . Эти слова принадлежат С. Рахманинову - великому композитору, ...

Читать>>
News image

Жорж Орик (Auric)

Жорж Орик (Auric) (1899-1983) - французский композитор. Член Института Франции (1962). Занимался в консерватории г. Монпелье (фортепиано), затем в П...

Читать>>
News image

Отто Карл Эренфрид Николаи (Nicolai)

Отто Карл Эренфрид Николаи (Nicolai) (1810-1849) - немецкий композитор. В детстве обучался игре на фортепиано. Затем с 1827 занимался в Берлине у К....

Читать>>