Из жизни великих:

Биография Вильгельма Фридемана Баха

News image

Вильгельм Фридеман Бах (Bach) (22.11.1710, Веймар - 1.7

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

News image

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина является известным итальянским композитором, одним из самых крупных полифонистов ...

Амадей Моцарт – некоторые интересные мелочи о нем

News image

Амадей Моцарт, по-видимому, мог одновременно писать музыку и играть в бильярд (как показано в знаменитом фильме Амад...

Закулисье:

Государственный молодежный оркестр Армении теперь являе

News image

IAMA на данный момент является единственной всемирной ассоциацией в районе менеджмента классической музыки. Именно она п...

Сайт знаменитого конкурса имени Чайковского сменил имид

News image

О грядущих реформах главного отечественного конкурса - имени Чайковского, говорили много. Но теперь новый веб-сайт кон...

Авторизация






ОСИП (ЮЗЕФ) АНТОНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ
Композиторы - К

осип (юзеф) антонович козловский

28 апреля 1791 г. в великолепный Таврический дворец князя Потемкина в Петербурге съехалось более трех тысяч гостей. Знатная столичная публика во главе с самой императрицей Екатериной II собралась здесь по случаю блистательной победы великого полководца А. Суворова в русско-турецкой войне - взятия крепости Измаил. Для устройства торжественного празднества были приглашены архитекторы, художники, поэты, музыканты. Знаменитый Г. Державин писал по заказу Г. Потемкина стихи для пения на празднике . Известный придворный балетмейстер француз Ле Пик ставил танцы. Сочинение же музыки и руководство хором и оркестром поручено было никому еще не знакомому музыканту О. Козловскому, участнику русско-турецкой войны. Как скоро высочайшие посетители соизволили воссесть на приуготовленные им места, то вдруг загремела голосовая и инструментальная музыка, из трехсот человек состоявшая . Огромный хор и оркестр исполнили Гром победы, раздавайся . Полонез произвел сильное впечатление. Общий восторг вызвали не только прекрасные стихи Державина, но и торжественная, блестящая, полная праздничного ликования музыка, автором которой и был Осип Козловский - тот самый молодой офицер, поляк по национальности, прибывший в Петербург в свите самого князя Потемкина. С этого вечера имя Козловского сделалось известным в столице, а его полонез Гром победы, раздавайся стал на долгое время российским гимном. Кто же был этот талантливый композитор, обретший в России вторую родину, - автор прекрасных полонезов, песен, театральной музыки?

Козловский родился в польской дворянской семье. История не сохранила сведений о первом, польском периоде его жизни. Неизвестно, кто были его родители. Не дошли до нас имена его первых учителей, давших ему хорошую профессиональную школу. Практическая деятельность Козловского началась в варшавском костеле Св. Яна, где молодой музыкант служил органистом и певчим. В 1773 г. он был приглашен учителем музыки к детям польского дипломата Анджея Огиньского. (Его ученик Михал Клеофас Огиньский стал впоследствии известным композитором.) В 1786 г. Козловский вступил в русскую армию. Молодой офицер был замечен князем Потемкиным. Пленительная наружность, талант, приятный голос Козловского привлекали всех окружающих. В то время на службе у Потемкина находился известный итальянский композитор Дж. Сарти, организатор любимых князем музыкальных развлечений. В них принимал участие и Козловский, исполняя свои песни и полонезы. После смерти Потемкина он нашел нового покровителя в лице петербургского мецената графа Л. Нарышкина, большого любителя искусств. В его доме на Мойке Козловский прожил несколько лет. Здесь постоянно бывали столичные знаменитости: поэты Г. Державин и Н. Львов, музыканты И. Прач и В. Трутовский (первые составители сборников русских народных песен), Сарти, скрипач И. Хандошкин и многие другие.

Увы! - вот тот чертог,
Где зодчества, убранства вкус
Ввели всех зрителей в восторг
И где под сладким пеньем муз
Козловского пленяли звуки! -

писал, вспоминая о музыкальных вечерах у Нарышкина, поэт Державин. В 1796 г. Козловский вышел в отставку, и с этого времени музыка становится его основной профессией. Он уже широко известен в Петербурге. Его полонезы гремят на придворных балах; повсюду распевают его российские песни (так назывались тогда романсы на стихи русских поэтов). Многие из них, как, например, Я птичкой быть желаю , Прежестокая судьбина , Пчелка (ст. Державина), пользовались особенной популярностью. Козловский явился одним из создателей русского романса (современники называли его творителем нового рода российских песен). Знал эти песни и М. Глинка. В 1823 г., приехав в Новоспасское, он научил свою младшую сестренку Людмилу модной в то время песенке Козловского Пчелка златая, что ты жужжишь . ...Его очень забавляло, как я это пела... - вспоминала впоследствии Л. Шестакова.

В 1798 г. Козловский создал монументальное хоровое сочинение - Реквием, который 25 февраля прозвучал в Петербургской католической церкви на церемонии погребения польского короля Станислава Августа Понятовского.

В 1799 г. Козловский получил должность инспектора, а затем, с 1803 г. - директора музыки императорских театров. Знакомство с артистической средой, с русскими драматургами побудило его обратиться к сочинению театральной музыки. Его привлекал возвышенный стиль русской трагедии, царившей на сцене в начале XIX в. Здесь он мог проявить свое драматическое дарование. Музыка Козловского, полная мужественного пафоса, усиливала строй чувств трагических героев. Важная роль в трагедиях принадлежала оркестру. Чисто симфонические номера (увертюры, антракты) наряду с хорами составляли основу музыкального сопровождения. Козловский создал музыку к героико-чувствительным трагедиям В. Озерова ( Эдип в Афинах и Фингал ), Я. Княжнина ( Владисан ), А. Шаховского ( Дебора ) и А. Грузинцева ( Эдип царь ), к трагедии французского драматурга Ж. Расина (в русском переводе П. Катенина) Эсфирь . Лучшим произведением Козловского в этом жанре явилась музыка к трагедии Озерова Фингал . И драматург и композитор во многом предвосхитили в ней жанры будущей романтической драмы. Суровый колорит средневековья, образы древнешотландского эпоса (в основу трагедии положен сюжет из песен легендарного кельтского барда Оссиана о храбром воине Фингале) ярко воплощены Козловским в разнообразных музыкальных эпизодах - увертюре, антрактах, хорах, балетных сценах, мелодраме. Премьера трагедии Фингал состоялась 8 декабря 1805 г. в петербургском Большом театре. Спектакль покорил зрителей роскошью постановки, превосходными стихами Озерова. В нем играли лучшие трагические актеры.

Служба Козловского в императорских театрах продолжалась до 1819 г., когда пораженный тяжелой болезнью композитор вынужден был выйти на пенсию. Еще в 1815 г. наряду с Д. Бортнянским и другими крупными музыкантами того времени Козловский стал почетным членом петербургского Филармонического общества. О последних годах жизни музыканта сохранились скупые сведения. Известно, что в 1822-23 гг. он с дочерью посетил Польшу, однако остаться там не пожелал: Петербург давно уже стал для него родным городом. С именем Козловского соединяется множество воспоминаний, сладостных для русского сердца , - писал автор некролога в Санкт-петербургских ведомостях . Звуки сочиненной Козловским музыки раздавались некогда в чертогах царских, в палатах вельмож и в домах среднего состояния. Кто не знает, кто не слыхал славного полонеза с хором: Гром победы, раздавайся ... Кто не помнит полонеза, сочиненного Козловским на торжество коронации императора Александра Павловича Росскими летит стрелами на златых крылах молва ... Целое поколение пело и ныне поют многие песни Козловского, сочиненные им на слова Ю. Нелединского-Мелецкого. Не имея соперников. кроме графа Огиньского, в сочинениях полонезов и народных мелодий, Козловский заслужил одобрение знатоков и высшими композициями. ...Осип Антонович Козловский был человек добрый, тихий, постоянный в дружеских связях, и оставил после себя хорошую память. Имя его займет почетное место в истории русской музыки. Русских композиторов вообще очень мало, а О. А. Козловский стоит в первом ряду между ними .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Андрей Гаврилов в Самаре

News image

В Самарской филармонии большой праздник – открытие юбилейного симфонического сезона. Этому событию посвящена большая в...

Смоленская филармония откроет сезон фестивалем Смоленс

News image

Отличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя...

ТАГТОиБ им.М.Джалиля раскрыл подробности предстоящего 7

News image

Новый 72-й сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет 20 сентября прем...

Классика и современность в одном концерте

News image

Омский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ИОГАНН ШТРАУС (Strauss) (сын)

Австрийского композитора И. Штрауса называют королем вальса . Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью...

Читать>>
News image

НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ДИЛЕЦКИЙ

Имя Н. Дилецкого связано с глубоким обновлением отечественной профессиональной музыки в XVII в., когда на смену углубленно сосредоточенному знаменно...

Читать>>
News image

КАМИЛЬ СЕН-САНС (Saint-Saens)

К. Сен-Санс вошел в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог, дирижер. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой пои...

Читать>>