ОСИП (ЮЗЕФ) АНТОНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ |
Композиторы - К |
28 апреля 1791 г. в великолепный Таврический дворец князя Потемкина в Петербурге съехалось более трех тысяч гостей. Знатная столичная публика во главе с самой императрицей Екатериной II собралась здесь по случаю блистательной победы великого полководца А. Суворова в русско-турецкой войне - взятия крепости Измаил. Для устройства торжественного празднества были приглашены архитекторы, художники, поэты, музыканты. Знаменитый Г. Державин писал по заказу Г. Потемкина стихи для пения на празднике . Известный придворный балетмейстер француз Ле Пик ставил танцы. Сочинение же музыки и руководство хором и оркестром поручено было никому еще не знакомому музыканту О. Козловскому, участнику русско-турецкой войны. Как скоро высочайшие посетители соизволили воссесть на приуготовленные им места, то вдруг загремела голосовая и инструментальная музыка, из трехсот человек состоявшая . Огромный хор и оркестр исполнили Гром победы, раздавайся . Полонез произвел сильное впечатление. Общий восторг вызвали не только прекрасные стихи Державина, но и торжественная, блестящая, полная праздничного ликования музыка, автором которой и был Осип Козловский - тот самый молодой офицер, поляк по национальности, прибывший в Петербург в свите самого князя Потемкина. С этого вечера имя Козловского сделалось известным в столице, а его полонез Гром победы, раздавайся стал на долгое время российским гимном. Кто же был этот талантливый композитор, обретший в России вторую родину, - автор прекрасных полонезов, песен, театральной музыки? Козловский родился в польской дворянской семье. История не сохранила сведений о первом, польском периоде его жизни. Неизвестно, кто были его родители. Не дошли до нас имена его первых учителей, давших ему хорошую профессиональную школу. Практическая деятельность Козловского началась в варшавском костеле Св. Яна, где молодой музыкант служил органистом и певчим. В 1773 г. он был приглашен учителем музыки к детям польского дипломата Анджея Огиньского. (Его ученик Михал Клеофас Огиньский стал впоследствии известным композитором.) В 1786 г. Козловский вступил в русскую армию. Молодой офицер был замечен князем Потемкиным. Пленительная наружность, талант, приятный голос Козловского привлекали всех окружающих. В то время на службе у Потемкина находился известный итальянский композитор Дж. Сарти, организатор любимых князем музыкальных развлечений. В них принимал участие и Козловский, исполняя свои песни и полонезы. После смерти Потемкина он нашел нового покровителя в лице петербургского мецената графа Л. Нарышкина, большого любителя искусств. В его доме на Мойке Козловский прожил несколько лет. Здесь постоянно бывали столичные знаменитости: поэты Г. Державин и Н. Львов, музыканты И. Прач и В. Трутовский (первые составители сборников русских народных песен), Сарти, скрипач И. Хандошкин и многие другие. Увы! - вот тот чертог, писал, вспоминая о музыкальных вечерах у Нарышкина, поэт Державин. В 1796 г. Козловский вышел в отставку, и с этого времени музыка становится его основной профессией. Он уже широко известен в Петербурге. Его полонезы гремят на придворных балах; повсюду распевают его российские песни (так назывались тогда романсы на стихи русских поэтов). Многие из них, как, например, Я птичкой быть желаю , Прежестокая судьбина , Пчелка (ст. Державина), пользовались особенной популярностью. Козловский явился одним из создателей русского романса (современники называли его творителем нового рода российских песен). Знал эти песни и М. Глинка. В 1823 г., приехав в Новоспасское, он научил свою младшую сестренку Людмилу модной в то время песенке Козловского Пчелка златая, что ты жужжишь . ...Его очень забавляло, как я это пела... - вспоминала впоследствии Л. Шестакова. В 1798 г. Козловский создал монументальное хоровое сочинение - Реквием, который 25 февраля прозвучал в Петербургской католической церкви на церемонии погребения польского короля Станислава Августа Понятовского. В 1799 г. Козловский получил должность инспектора, а затем, с 1803 г. - директора музыки императорских театров. Знакомство с артистической средой, с русскими драматургами побудило его обратиться к сочинению театральной музыки. Его привлекал возвышенный стиль русской трагедии, царившей на сцене в начале XIX в. Здесь он мог проявить свое драматическое дарование. Музыка Козловского, полная мужественного пафоса, усиливала строй чувств трагических героев. Важная роль в трагедиях принадлежала оркестру. Чисто симфонические номера (увертюры, антракты) наряду с хорами составляли основу музыкального сопровождения. Козловский создал музыку к героико-чувствительным трагедиям В. Озерова ( Эдип в Афинах и Фингал ), Я. Княжнина ( Владисан ), А. Шаховского ( Дебора ) и А. Грузинцева ( Эдип царь ), к трагедии французского драматурга Ж. Расина (в русском переводе П. Катенина) Эсфирь . Лучшим произведением Козловского в этом жанре явилась музыка к трагедии Озерова Фингал . И драматург и композитор во многом предвосхитили в ней жанры будущей романтической драмы. Суровый колорит средневековья, образы древнешотландского эпоса (в основу трагедии положен сюжет из песен легендарного кельтского барда Оссиана о храбром воине Фингале) ярко воплощены Козловским в разнообразных музыкальных эпизодах - увертюре, антрактах, хорах, балетных сценах, мелодраме. Премьера трагедии Фингал состоялась 8 декабря 1805 г. в петербургском Большом театре. Спектакль покорил зрителей роскошью постановки, превосходными стихами Озерова. В нем играли лучшие трагические актеры. Служба Козловского в императорских театрах продолжалась до 1819 г., когда пораженный тяжелой болезнью композитор вынужден был выйти на пенсию. Еще в 1815 г. наряду с Д. Бортнянским и другими крупными музыкантами того времени Козловский стал почетным членом петербургского Филармонического общества. О последних годах жизни музыканта сохранились скупые сведения. Известно, что в 1822-23 гг. он с дочерью посетил Польшу, однако остаться там не пожелал: Петербург давно уже стал для него родным городом. С именем Козловского соединяется множество воспоминаний, сладостных для русского сердца , - писал автор некролога в Санкт-петербургских ведомостях . Звуки сочиненной Козловским музыки раздавались некогда в чертогах царских, в палатах вельмож и в домах среднего состояния. Кто не знает, кто не слыхал славного полонеза с хором: Гром победы, раздавайся ... Кто не помнит полонеза, сочиненного Козловским на торжество коронации императора Александра Павловича Росскими летит стрелами на златых крылах молва ... Целое поколение пело и ныне поют многие песни Козловского, сочиненные им на слова Ю. Нелединского-Мелецкого. Не имея соперников. кроме графа Огиньского, в сочинениях полонезов и народных мелодий, Козловский заслужил одобрение знатоков и высшими композициями. ...Осип Антонович Козловский был человек добрый, тихий, постоянный в дружеских связях, и оставил после себя хорошую память. Имя его займет почетное место в истории русской музыки. Русских композиторов вообще очень мало, а О. А. Козловский стоит в первом ряду между ними . |
Читайте: |
---|
Большой театр отметит 170-летие Чайковского ЛебединымБольшой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета... |
На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и СальериОпера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск... |
В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ... |
Филармония заменит Большой зал консерватории КонцертнымМосковская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен... |
Генрих Альбертович ПахульскийГенрих Альбертович Пахульский (4(16)Х 1857 или 1859, Лазы, Седлецкой губ. - 1921, Москва) - русский пианист, композитор, педагог. Окончил в 1876 Вар... Читать>> |
НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ МЕТНЕРН. Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пи... Читать>> |
ДАРИУС МИЙО (Milhaud)Творчество Д. Мийо вписало яркую, красочную страницу во французскую музыку XX в. Оно броско и отчетливо выразило мироощущение послевоенных 20-х гг.,... Читать>> |