Из жизни великих:

Биография Иоганнеса Брамса (Johannes Brahms)

News image

Иоганнес Брамс (07.05.1833 - 03.04

Последнее сочинение, которое написал композитор Римский

News image

Творчество, которое подарил нам Николай Андреевич Римский-Корсаков, многопланово и многогранно. Но в его творчестве ...

Моцарт и Сальери

News image

Северный итальянский городок Леньяго пытается восстановить репутацию своего самого знаменитого сына, Антонио Сальери,...

Закулисье:

Липецкий симфонический оркестр обрёл нового дирижёра

News image

Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков. Как р...

Президент наградил солистку Мурманской филармонии

News image

Указом Президента РФ № 914 от 19 июля 2010 года медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени награждена ГИВА...

Авторизация






Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зале Чайковского
Классическая музыка - Анонсы концертов

василий синайский откроет абонемент большого театра в зале чайковского

Филармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальный руководитель Большого Василий Синайский. Объявленное ранее выступление Владимира Юровского не состоится по болезни маэстро, в связи с чем произошли некоторые изменения в программе концерта. Вместо сочинения Николая Обухова (Пролог к Книге жизни ) будут исполнены фрагменты музыки к драме А. Доде Арлезианка .

- Жорж БИЗЕ - Арлезианка , Фрагменты музыки к драме А.Доде
- Морис РАВЕЛЬ - Концерт №2 для фортепиано с оркестром, ре мажор (1931 г.) для левой руки (одночастный). Солист - Александр Таро (Франция, фортепиано)
- Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882-1971) - Пульчинелла - балет с пением (1920 г.)
Солисты - Александра Кадурина (меццо-сопрано)
Павел Колгатин (тенор)
Николай Казанский (бас-баритон)
Дирижёр - Василий Синайский

Музыка к драме Альфонса Доде Арлезианка - предпоследнее творение Жоржа Бизе. Премьера драмы состоялась в 1872 г. в театре Водевиль и успеха не имела. Впрочем, композитору ещё предстояло пережить гораздо более шумный провал, возможно, сокративший ему жизнь, провал премьеры Кармен .

Не лучшее из произведений известного французского писателя, Арлезианка пополнила ряд пьес, в которых гениальная музыка не смогла спасти слабой драматургии, но надолго пережила свой прообраз и начала жить самостоятелной жизнью как концертное произведение (вспомним Розамунду Ф. Шуберта или Князя Холмского М. Глинки). Первую сюиту из четырёх фрагментов музыки к Арлезианке составил сам Бизе, вторую - уже после смерти композитора - его друг и ученик Эрнест Гиро.

История провинциального юноши, из-за несчастной любви покончившего жизнь самоубийством во время всеобщего праздника, послужила Бизе к созданию лаконичных, но ярких музыкальных полотен - танцевальных и праздничных сцен, основанных на народных провансальских мотивах, и портретов отдельных персонажей - суровых, гротескных и наивно-трогательных.

Второй фортепианный концерт - последнее крупное сочинение Равеля. Он был предназначен для выдающегося пианиста Пауля Витгештейна, который потерял на Первой мировой войне правую руку, но довёл до совершенства владение левой и продолжал концертировать ( леворучные концерты для него написали также Сергей Прокофьев и Рихард Штраус).

Написанный одновременно с Первым, гораздо более популярным, фортепианным концертом, Второй отличается от него по форме и образно-эмоциональному строю. Компактная одночастная композиция несёт в себе черты симфонического цикла. Партия солиста полнозвучна и виртуозна, она как будто заставляет нас забыть об его ограниченных возможностях - но уже трудно узнать автора Болеро в сухом и резком, графичном звучании фортепиано и оркестра. Можно предположить, что эта музыка несёт в себе глубокий отпечаток личности исполнителя - победившего в себе трагедию войны, но ставшего живым олицетворением её страшных последствий. Трагические интонации явственно слышатся сквозь энергичную маршевую поступь основной темы, они ощутимы в джазовых ритмах среднего эпизода и даже в лирической кантилене побочной темы. С этой точки зрения, Второй концерт Равеля может быть поставлен в один ряд с Книгой жизни Обухова. В разных формах в них отразилось то, что суждено было пережить их современникам, отзвуки предшествующих (и предвестники будущих, ещё более страшных) катастроф XX столетия.

Совсем другим идеалам отвечает музыка балета Пульчинелла Игоря Стравинского. Ещё в предвоенное десятилетие, благодаря Русским сезонам Дягилева, его имя стало известным в Париже; а в 20-е годы Стравинский и вовсе становится законодателем мод в культурной столице мира.

Идея создания Пульчинеллы , поданная Стравинскому Дягилевым, носилась в воздухе - это было время новых открытий хорошо забытого старого . Европейская культура повторно открывала для себя Вивальди, Скарлатти, Пёрселла, Перголези и других композиторов эпохи барокко и Ренессанса. Адаптированная для современного оркестрового звучания, эта музыка пользовалась равным успехом и в концертном зале, и на театральных подмостках. Дягилев предложил написать балет, сюжетом которого послужили бы похождения героя итальянской комедии масок (дель арте) Пульчинеллы, а музыкальной основой - фрагменты произведений, найденных им в итальянских архивах (их авторство музыковеды приписали Перголези). Композитор сразу вдохновился замыслом, хотя понимал, что задача перед ним не из лёгких: вдохнуть новую жизнь в разрозненные фрагменты и свести воедино отдельные отрывки, принадлежащие композитору, к которому я всегда чувствовал большую склонность и совсем особую нежность .

Так творческий арсенал Стравинского обогатился новым методом, которому он позже последует в балете Поцелуй феи (вариации на тему музыки Чайковского) и в Monumentum pro Gesualdo .

Музыка, отдалённая на два столетия, но невольно вошедшая в контекст современности , получила новое рождение в творчестве одного из крупнейших новаторов своего времени. Премьера балета поставленного хореографом Леонидом Мясиным (сценографом выступил Пабло Пикассо) состоялась в 1920 г. Плод совместного труда этих великих людей увенчался бурным успехом у парижан. Подобно другим балетам Стравинского, Пульчинелла быстро обрёл популярность и в качестве концертного произведения - в виде оркестровой сюиты и нескольких вариантов камерной. Звучит эта музыка и в нашей стране, однако, полное исполнение балета, включая вокальные номера, - большая редкость для московской публики.

Сочинение Стравинского в этот вечер исполнят участники молодёжной программы Большого театра - лауреаты международных конкурсов Александра Кадурина и Павел Колгатин, а также ведущий солист Большого театра Николай Казанский.

Партию фортепиано в концерте Равеля исполнит французский пианист Александр Таро. Получивший широкую известность на европейском и американском континентах, он впервые выступит в России. Интерпретации Таро подчас спорны и вызывают дискуссии, однако его репутация как исполнителя французской музыки безупречна: в частности, диск с записью полного собрания фортепианных сочинений Равеля получил высшие оценки семи авторитетных музыкальных изданий (среди них Гран-При Академии Шарля Кро, диск года Diapason d Or и награда месяца BBC Music Magazine ).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Детский театр Зазеркалье открывает сезон. В планах -

News image

.Свой 24-й сезон Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр Зазеркалье открывает в Международный ...

Органный зал Набережных Челнов открыл VI концертный сез

News image

Осень – пора творческого вдохновения. В хмурые, унылые осенние вечера творческие коллективы после летнего отдыха откры...

Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се

News image

Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со...

На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери

News image

Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Александр Зацепин

Александр Сергеевич Зацепин родился 10-го марта в 1926-м году в Новосибирске. После того, как окончил обучения в школе, Зацепин отправился учиться в...

Читать>>
News image

ВАНО ИЛЬИЧ МУРАДЕЛИ

Искусство должно обобщать, должно отражать наиболее характерное и типичное для нашей жизни - этот принцип В. Мурадели постоянно проводил в своем т...

Читать>>
News image

ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ

Творческая жизнь И. Стравинского - это живая история музыки XX в. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо...

Читать>>