Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зале Чайковского |
Классическая музыка - Анонсы концертов |
Филармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальный руководитель Большого Василий Синайский. Объявленное ранее выступление Владимира Юровского не состоится по болезни маэстро, в связи с чем произошли некоторые изменения в программе концерта. Вместо сочинения Николая Обухова (Пролог к Книге жизни ) будут исполнены фрагменты музыки к драме А. Доде Арлезианка . - Жорж БИЗЕ - Арлезианка , Фрагменты музыки к драме А.Доде Музыка к драме Альфонса Доде Арлезианка - предпоследнее творение Жоржа Бизе. Премьера драмы состоялась в 1872 г. в театре Водевиль и успеха не имела. Впрочем, композитору ещё предстояло пережить гораздо более шумный провал, возможно, сокративший ему жизнь, провал премьеры Кармен . Не лучшее из произведений известного французского писателя, Арлезианка пополнила ряд пьес, в которых гениальная музыка не смогла спасти слабой драматургии, но надолго пережила свой прообраз и начала жить самостоятелной жизнью как концертное произведение (вспомним Розамунду Ф. Шуберта или Князя Холмского М. Глинки). Первую сюиту из четырёх фрагментов музыки к Арлезианке составил сам Бизе, вторую - уже после смерти композитора - его друг и ученик Эрнест Гиро. История провинциального юноши, из-за несчастной любви покончившего жизнь самоубийством во время всеобщего праздника, послужила Бизе к созданию лаконичных, но ярких музыкальных полотен - танцевальных и праздничных сцен, основанных на народных провансальских мотивах, и портретов отдельных персонажей - суровых, гротескных и наивно-трогательных. Второй фортепианный концерт - последнее крупное сочинение Равеля. Он был предназначен для выдающегося пианиста Пауля Витгештейна, который потерял на Первой мировой войне правую руку, но довёл до совершенства владение левой и продолжал концертировать ( леворучные концерты для него написали также Сергей Прокофьев и Рихард Штраус). Написанный одновременно с Первым, гораздо более популярным, фортепианным концертом, Второй отличается от него по форме и образно-эмоциональному строю. Компактная одночастная композиция несёт в себе черты симфонического цикла. Партия солиста полнозвучна и виртуозна, она как будто заставляет нас забыть об его ограниченных возможностях - но уже трудно узнать автора Болеро в сухом и резком, графичном звучании фортепиано и оркестра. Можно предположить, что эта музыка несёт в себе глубокий отпечаток личности исполнителя - победившего в себе трагедию войны, но ставшего живым олицетворением её страшных последствий. Трагические интонации явственно слышатся сквозь энергичную маршевую поступь основной темы, они ощутимы в джазовых ритмах среднего эпизода и даже в лирической кантилене побочной темы. С этой точки зрения, Второй концерт Равеля может быть поставлен в один ряд с Книгой жизни Обухова. В разных формах в них отразилось то, что суждено было пережить их современникам, отзвуки предшествующих (и предвестники будущих, ещё более страшных) катастроф XX столетия. Совсем другим идеалам отвечает музыка балета Пульчинелла Игоря Стравинского. Ещё в предвоенное десятилетие, благодаря Русским сезонам Дягилева, его имя стало известным в Париже; а в 20-е годы Стравинский и вовсе становится законодателем мод в культурной столице мира. Идея создания Пульчинеллы , поданная Стравинскому Дягилевым, носилась в воздухе - это было время новых открытий хорошо забытого старого . Европейская культура повторно открывала для себя Вивальди, Скарлатти, Пёрселла, Перголези и других композиторов эпохи барокко и Ренессанса. Адаптированная для современного оркестрового звучания, эта музыка пользовалась равным успехом и в концертном зале, и на театральных подмостках. Дягилев предложил написать балет, сюжетом которого послужили бы похождения героя итальянской комедии масок (дель арте) Пульчинеллы, а музыкальной основой - фрагменты произведений, найденных им в итальянских архивах (их авторство музыковеды приписали Перголези). Композитор сразу вдохновился замыслом, хотя понимал, что задача перед ним не из лёгких: вдохнуть новую жизнь в разрозненные фрагменты и свести воедино отдельные отрывки, принадлежащие композитору, к которому я всегда чувствовал большую склонность и совсем особую нежность . Так творческий арсенал Стравинского обогатился новым методом, которому он позже последует в балете Поцелуй феи (вариации на тему музыки Чайковского) и в Monumentum pro Gesualdo . Музыка, отдалённая на два столетия, но невольно вошедшая в контекст современности , получила новое рождение в творчестве одного из крупнейших новаторов своего времени. Премьера балета поставленного хореографом Леонидом Мясиным (сценографом выступил Пабло Пикассо) состоялась в 1920 г. Плод совместного труда этих великих людей увенчался бурным успехом у парижан. Подобно другим балетам Стравинского, Пульчинелла быстро обрёл популярность и в качестве концертного произведения - в виде оркестровой сюиты и нескольких вариантов камерной. Звучит эта музыка и в нашей стране, однако, полное исполнение балета, включая вокальные номера, - большая редкость для московской публики. Сочинение Стравинского в этот вечер исполнят участники молодёжной программы Большого театра - лауреаты международных конкурсов Александра Кадурина и Павел Колгатин, а также ведущий солист Большого театра Николай Казанский. Партию фортепиано в концерте Равеля исполнит французский пианист Александр Таро. Получивший широкую известность на европейском и американском континентах, он впервые выступит в России. Интерпретации Таро подчас спорны и вызывают дискуссии, однако его репутация как исполнителя французской музыки безупречна: в частности, диск с записью полного собрания фортепианных сочинений Равеля получил высшие оценки семи авторитетных музыкальных изданий (среди них Гран-При Академии Шарля Кро, диск года Diapason d Or и награда месяца BBC Music Magazine ). |
Читайте: |
---|
Концерты Московской Консерватории будут проходить во Д![]() 27 сентября 2010 года Московская Консерватория откроет сезон на новой площадке - в Театрально-концертном зале Дворец ... |
Новые постановки в театрах Эстонии![]() В осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм... |
Раду Лупу открывает сезон в Женеве![]() 23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с... |
Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се![]() Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со... |
![]() Апостоло Дзено (Zeno)Апостоло Дзено (Zeno) (1668-1750) - итальянский драматург, либреттист. Примыкал к группе венецианских поэтов и театральных писателей классицистского... Читать>> |
![]() МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ (Falla)М. де Фалья - выдающийся испанский композитор XX в. - в своем творчестве развивал эстетические принципы Ф. Педреля - идейного руководителя и организ... Читать>> |
![]() ЖОРЖ БИЗЕ (Bizet)Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества - Кармен - до сих пор остается одной из са... Читать>> |