АЛЕКСЕЙ ДАВИДОВИЧ МАЧАВАРИАНИ |
Композиторы - М |
А. Мачавариани - один из крупнейших композиторов Грузии, С именем этого художника неразрывно связано развитие музыкального искусства республики. В его творчестве соединились благородство и величавая красота народного многоголосия, старинных грузинских песнопений и острота, импульсивность современных средств музыкальной выразительности. Мачавариани родился в Гори. Здесь находилась знаменитая Горийская учительская семинария, которая сыграла значительную роль в развитии образования в Закавказье (в ней учились композиторы У. Гаджибеков, М. Магомаев). С детства Мачавариани окружала народная музыка и сказочная по красоте природа. В доме отца будущего композитора, руководившего любительским хором, собиралась интеллигенция Гори, звучали народные песни. В 1936 г. Мачавариани оканчивает Тбилисскую государственную консерваторию по классу П. Рязанова, в 1940 г. - аспирантуру под руководством этого незаурядного педагога. В 1939 г. появляются первые симфонические сочинения Мачавариани - поэма Дуб и мошкара и поэма с хором Горийские картинки . Несколько лет спустя композитор пишет фортепианный концерт (1944), о котором Д. Шостакович сказал: Автор его - молодой и безусловно даровитый музыкант. У него намечается своя творческая индивидуальность, свой композиторский почерк . Откликом на события Великой Отечественной войны стала опера Мать и сын (1945, по одноим. поэме И. Чавчавадзе). Позже композитор напишет балладу-поэму Арсен для солистов и хора a cappella (1946), Первую симфонию (1947) и поэму для оркестра с хором На смерть героя (1948). В 1950 г. Мачавариани создает лирико-романтический Скрипичный концерт, с тех пор прочно вошедший в репертуар советских и зарубежных исполнителей. Величавая оратория День моей родины (1952) воспевает мирный труд, красоту родной земли. Этот цикл музыкальных картин, пронизанных элементами жанрового симфонизма, основан на народно-песенном материале, претворенном в романтическом духе. Образно-эмоциональным камертоном, своего рода эпиграфом оратории служит лирико-пейзажная 1 часть, носящая название Утро моей Родины . Тема красоты природы воплощена и в камерно-инструментальных сочинениях Мачавариани: в пьесе Хоруми (1949) и в балладе Базалетское озеро (1951) для фортепиано, в скрипичных миниатюрах Долури , Лазури (1962). Одним из самых примечательных сочинений грузинской музыки назвал К. Караев Пять монологов для баритона с оркестром на ст. В. Пшавела (1968). Особое место в творчестве Мачавариани занимает балет Отелло (1957), поставленный В. Чабукиани на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета в том же году. А. Хачатурян писал, что в Отелло Мачавариани раскрывается во всеоружии как композитор, мыслитель, гражданин . Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются. Воплощая образы произведения В. Шекспира, Мачавариани говорит на национальном музыкальном языке и в то же время выходит за пределы этнографической принадлежности. Образ Отелло в балете несколько отличается от литературного первоисточника. Мачавариани максимально сблизил его с образом Дездемоны - символом прекрасного, идеалом женственности, воплощая характеры главных героев в лирико-экспрессивной манере. К Шекспиру композитор обращается и в опере Гамлет (1974). Можно лишь позавидовать такой смелости в отношении к произведениям мировой классики , - писал К. Караев. Выдающимся событием в музыкальной культуре республики стал балет Витязь в тигровой шкуре (1974) по поэме Ш. Руставели. Работая над ним, я испытал особое волнение , - говорит А. Мачавариани. - Поэма великого Руставели - дорогой вклад в духовной сокровищнице грузинского народа, наш зов и знамя , если говорить словами поэта . Используя современные средства музыкальной выразительности (серийная техника, полигармонические сочетания, сложные ладовые образования), Мачавариани оригинально сочетает приемы полифонического развития с грузинским народным многоголосием. В 80-е гг. композитор активно работает. Он пишет Третью, Четвертую ( Юношескую ), Пятую и Шестую симфонии, балет Укрощение строптивой , который вместе с балетом Отелло и оперой Гамлет составил шекспировский триптих. В ближайших планах - Седьмая симфония, балет Пиросмани . Подлинный художник всегда в пути . ...Творчество - и труд, и радость, ни с чем не сравнимое счастье художника. Этим счастьем обладает и замечательный советский композитор - Алексей Давидович Мачавариани (К. Караев). |
Читайте: |
---|
Jam Hall покажет Дочь полка Доницетти![]() 29 сентября 2010 года, в среду в 20.00 в кинотеатре Jam Hall в Санкт-Петербурге, в рамках проекта Опера на большом эк... |
Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым![]() Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета... |
Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии![]() 8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио... |
Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным![]() Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен... |
![]() Леонард БернстайнЛеонард Бернстайн (Bernstein) (1918-1990) - американский дирижёр, композитор, пианист, музыкальный писатель, педагог. Деятельность Л. Бернстайна ... Читать>> |
![]() КАРЛО ДЖЕЗУАЛЬДО ДИ ВЕНОЗА (Gesualdo di Venosa)Творчество К. Джезуальдо выделяется своей необычностью, оно принадлежит сложной, переломной исторической эпохе - переходу от Ренессанса к XVII столе... Читать>> |
![]() ПАБЛО ДЕ САРАСАТЕ (Sarasate)Испанский скрипач и композитор П. Сарасате был блестящим представителем вечно живого, виртуозного искусства. Паганини конца века, король искусства ... Читать>> |