АЛЕКСЕЙ ДАВИДОВИЧ МАЧАВАРИАНИ |
Композиторы - М |
А. Мачавариани - один из крупнейших композиторов Грузии, С именем этого художника неразрывно связано развитие музыкального искусства республики. В его творчестве соединились благородство и величавая красота народного многоголосия, старинных грузинских песнопений и острота, импульсивность современных средств музыкальной выразительности. Мачавариани родился в Гори. Здесь находилась знаменитая Горийская учительская семинария, которая сыграла значительную роль в развитии образования в Закавказье (в ней учились композиторы У. Гаджибеков, М. Магомаев). С детства Мачавариани окружала народная музыка и сказочная по красоте природа. В доме отца будущего композитора, руководившего любительским хором, собиралась интеллигенция Гори, звучали народные песни. В 1936 г. Мачавариани оканчивает Тбилисскую государственную консерваторию по классу П. Рязанова, в 1940 г. - аспирантуру под руководством этого незаурядного педагога. В 1939 г. появляются первые симфонические сочинения Мачавариани - поэма Дуб и мошкара и поэма с хором Горийские картинки . Несколько лет спустя композитор пишет фортепианный концерт (1944), о котором Д. Шостакович сказал: Автор его - молодой и безусловно даровитый музыкант. У него намечается своя творческая индивидуальность, свой композиторский почерк . Откликом на события Великой Отечественной войны стала опера Мать и сын (1945, по одноим. поэме И. Чавчавадзе). Позже композитор напишет балладу-поэму Арсен для солистов и хора a cappella (1946), Первую симфонию (1947) и поэму для оркестра с хором На смерть героя (1948). В 1950 г. Мачавариани создает лирико-романтический Скрипичный концерт, с тех пор прочно вошедший в репертуар советских и зарубежных исполнителей. Величавая оратория День моей родины (1952) воспевает мирный труд, красоту родной земли. Этот цикл музыкальных картин, пронизанных элементами жанрового симфонизма, основан на народно-песенном материале, претворенном в романтическом духе. Образно-эмоциональным камертоном, своего рода эпиграфом оратории служит лирико-пейзажная 1 часть, носящая название Утро моей Родины . Тема красоты природы воплощена и в камерно-инструментальных сочинениях Мачавариани: в пьесе Хоруми (1949) и в балладе Базалетское озеро (1951) для фортепиано, в скрипичных миниатюрах Долури , Лазури (1962). Одним из самых примечательных сочинений грузинской музыки назвал К. Караев Пять монологов для баритона с оркестром на ст. В. Пшавела (1968). Особое место в творчестве Мачавариани занимает балет Отелло (1957), поставленный В. Чабукиани на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета в том же году. А. Хачатурян писал, что в Отелло Мачавариани раскрывается во всеоружии как композитор, мыслитель, гражданин . Музыкальная драматургия этой хореографической драмы основана на развернутой системе лейтмотивов, которые в процессе развития симфонически трансформируются. Воплощая образы произведения В. Шекспира, Мачавариани говорит на национальном музыкальном языке и в то же время выходит за пределы этнографической принадлежности. Образ Отелло в балете несколько отличается от литературного первоисточника. Мачавариани максимально сблизил его с образом Дездемоны - символом прекрасного, идеалом женственности, воплощая характеры главных героев в лирико-экспрессивной манере. К Шекспиру композитор обращается и в опере Гамлет (1974). Можно лишь позавидовать такой смелости в отношении к произведениям мировой классики , - писал К. Караев. Выдающимся событием в музыкальной культуре республики стал балет Витязь в тигровой шкуре (1974) по поэме Ш. Руставели. Работая над ним, я испытал особое волнение , - говорит А. Мачавариани. - Поэма великого Руставели - дорогой вклад в духовной сокровищнице грузинского народа, наш зов и знамя , если говорить словами поэта . Используя современные средства музыкальной выразительности (серийная техника, полигармонические сочетания, сложные ладовые образования), Мачавариани оригинально сочетает приемы полифонического развития с грузинским народным многоголосием. В 80-е гг. композитор активно работает. Он пишет Третью, Четвертую ( Юношескую ), Пятую и Шестую симфонии, балет Укрощение строптивой , который вместе с балетом Отелло и оперой Гамлет составил шекспировский триптих. В ближайших планах - Седьмая симфония, балет Пиросмани . Подлинный художник всегда в пути . ...Творчество - и труд, и радость, ни с чем не сравнимое счастье художника. Этим счастьем обладает и замечательный советский композитор - Алексей Давидович Мачавариани (К. Караев). |
Читайте: |
---|
Московская филармония представит «Сказки Гофмана»![]() В воскресенье, 3 октября, в московской филармонии знаменитая опера Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» откроет один из популя... |
На сцене «Геликон-Опера» вечная тема: Моцарт и Сальери![]() Опера «Моцарт и Сальери» вернулась на сцену театра «Геликон-Опера». К произведению композитора Римского-Корсакова моск... |
В Петербурге пройдёт новый фестиваль Планета Контрабас![]() С 9 по 26 октября 2010 года в Петербурге пройдёт новый международный музыкальный фестиваль Планета Контрабас . В Пете... |
В Санкт-Петербурге состоится «День романса»![]() 21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ... |
![]() НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ ДИЛЕЦКИЙИмя Н. Дилецкого связано с глубоким обновлением отечественной профессиональной музыки в XVII в., когда на смену углубленно сосредоточенному знаменно... Читать>> |
![]() АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ ГРЕЧАНИНОВБыло в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского ин... Читать>> |
![]() Анри Дютийё (Dutilleux)Анри Дютийё (Dutilleux) (р. 1916) - французский композитор. Учился y B. Галлуа, c 1933 - в Парижской консерватории y Ж Читать>> |