Из жизни великих:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ оперы «Бельмонт и Констанца»

News image

За пять лет до начала работы над «Похищением из сераля» Моцарт мечтал о национальном австрийском музыкальном театре, ...

Германия эпохи Вагнера

News image

Германия первой половины XIX века, сохраняя все черты феодальной раздробленности, представляла собой конгломерат гос...

Макс Брух

News image

Полное имя звучит как Макс Христиан Фридрих Брух, и он родился второго октября в 1920-м году в Берлине. Этот человек я...

Закулисье:

Туган Сохиев станет главным дирижером Немецкого симфони

News image

Российский дирижер Туган Сохиев займет пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра в Берлине. Маэстро сме...

Названы лауреаты премии музыкальных критиков «Casta Div

News image

Событием года названа постановка оперы «Воццек» Альбана Берга, осуществленная в Большом театре (дирижер-постановщик - ...

StarLine двусторонняя автомобильная сигнализация купить.

Авторизация






МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС ЧЮРЛЕНИС
Композиторы - Ч

микалоюс константинас чюрленис

Жизнь М. К. Чюрлениса была недолгой, но творчески яркой и насыщенной. Он создал ок. 300 картин, ок. 350 музыкальных произведений, в основном фортепианных миниатюр (240). Есть у него несколько произведений для камерных ансамблей, для хора, органа, но более всего Чюрленис любил оркестр, хотя оркестровой музыки написал немного: 2 симфонические поэмы В лесу (1900), Море (1907), увертюру Кястутис (1902) (Кястутис - последний князь дохристианской Литвы, прославившийся в борьбе с крестоносцами, погиб в 1382 г.). Сохранились наброски Литовской пасторальной симфонии , эскизы симфонической поэмы Сотворение мира . (В настоящее время почти все наследие Чюрлениса - картины, графика, автографы музыкальных произведений - хранится в его музее в Каунасе.) Чюрленис жил в причудливом фантастическом мире, который, по его словам, может подсказать только интуиция . Он любил бывать наедине с природой: провожать закат солнца, бродить ночью по лесу, идти навстречу грозе. Слушая музыку природы, в своих произведениях он стремился передать ее вечную красоту и гармонию. Образы его произведений условны, ключ к ним - в символике народных легенд, в том особом слиянии фантазии и действительности, которое свойственно народному мироощущению. Народное искусство должно стать фундаментом нашего искусства... - писал Чюрленис. - ...Литовская музыка покоится в народных песнях... Эти песни - словно глыбы драгоценного мрамора и ожидают только гения, который сумеет создать из них бессмертные творения . Именно литовские народные песни, предания и сказки воспитали в Чюрленисе художника. С раннего детства проникли они в его сознание, стали частицей души, заняли место рядом с музыкой И. С. Баха, П. Чайковского.

Первым музыкальным учителем Чюрлениса был его отец, органист. В 1889-93 гг. Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского (внука композитора М. К. Огиньского) в Плунге; в 1894-99 гг. учился композиции в Варшавском музыкальном институте у 3. Московского; а в 1901-02 - совершенствовался в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке. Человек разносторонних интересов. Чюрленис жадно впитывал все музыкальные впечатления, увлеченно изучал историю искусств, психологию, философию, астрологию, физику, математику, геологию, палеонтологию и др. В его студенческих тетрадях - причудливое переплетение набросков музыкальных сочинений и математических формул, рисунков среза земной коры и стихов.

По окончании консерватории несколько лет Чюрленис жил в Варшаве (1902-06), и здесь начались все более и более увлекавшие его занятия живописью. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве, а с 1907 г. в Вильнюсе Чюрленис стал одним из учредителей литовского художественного общества и музыкальной секции при нем, руководил хором Канклес, организовывал литовские художественные выставки, музыкальные конкурсы, занимался музыкально-издательскими делами, упорядочением литовской музыкальной терминологии, участвовал в работе фольклорной комиссии, вел концертную деятельность хорового дирижера и пианиста. А сколько идей не удалось осуществить! Он лелеял мысли о литовской музыкальной школе и музыкальной библиотеке, о Национальном дворце в Вильнюсе. Мечтал он и о путешествиях в дальние страны, но мечты сбылись лишь отчасти: в 1905 г. Чюрленис побывал на Кавказе, в 1906 - посетил Прагу, Вену, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен. В 1908-09 гг. Чюрленис жил в Петербурге, где с 1906 г. его картины неоднократно экспонировались на выставках, вызывая восхищение А. Скрябина и художников Мира искусства . Интерес был взаимным. Романтическая символика Чюрлениса, космический культ стихий - моря, солнца, мотивы восхождения к сияющим вершинам за парящей птицей Счастья - все это перекликается с образами-символами А. Скрябина, Л. Андреева, М. Горького, А. Блока. Сближает их и характерное для эпохи стремление к синтезу искусств. В творчестве Чюрлениса часто возникает одновременно поэтическое, живописное и музыкальное воплощение замысла. Так, в 1907 г. он завершает симфоническую поэму Море , а вслед за нею пишет фортепианный цикл Море и живописный триптих Соната моря (1908). Наряду с фортепианными сонатами и фугами существуют картины Соната звезд , Соната весны , Соната солнца , Фуга ; поэтический цикл Соната осени . Общность их в тождестве образов, в тонком ощущении колорита, в стремлении воплотить вечно повторяющиеся и вечно изменчивые ритмы Природы - великой Вселенной, порожденной воображением и мыслью художника: ...Чем шире крылья распахнет, чем больше круг обогнет, тем легче станет, тем счастливее будет человек... (М. К. Чюрленис). Жизнь Чюрлениса была очень короткой. Он умер в самом расцвете творческих сил, на пороге всеобщего признания и славы, накануне самых великих своих свершений, не успев осуществить многое из задуманного. Подобно метеору, вспыхнул и погас его художественный дар, оставив нам искусство уникальное, неповторимое, рожденное воображением самобытной творческой натуры; искусство, которое Ромен Роллан назвал совершенно новым континентом . В нем - ощущение беспредельности и величия Вселенной, в нем - борьба могучих стихий, преодолевая которые Человек устремляется к истинному, доброму, прекрасному.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В Петербурге соберутся музыканты Под знаком вечности

News image

Международный музыкальный фестиваль Под знаком вечности пройдет в Санкт-Петербургской консерватории с 21 по 28 сентя...

Московская филармония представит «Сказки Гофмана»

News image

В воскресенье, 3 октября, в московской филармонии знаменитая опера Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана» откроет один из популя...

Американский скрипач по имени Джошуа Белл будет играть

News image

В Большом зале консерватории во вторник будет выступать американский скрипач по имени Джошуа Белл, который впервые высту...

В Санкт-Петербурге состоится «День романса»

News image

21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ...

Популярные статьи о композиторах:

News image

АЛЬБАН БЕРГ (Berg)

А. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шенберга, куда вх...

Читать>>
News image

ГЕРМАН ГЕРМАНОВИЧ ГАЛЫНИН

Творчество Г. Галынина - одна из ярчайших страниц послевоенной советской музыки. Оставленное им наследие невелико по количеству, главные сочинения о...

Читать>>
News image

ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ (Hindemith)

П. Хиндемит - крупнейший немецкий композитор, один из признанных классиков музыки XX в. Будучи личностью универсального масштаба (дирижер, исполните...

Читать>>