Жорж Орик (Auric) |
Композиторы - О |
Жорж Орик (Auric) (1899-1983) - французский композитор. Член Института Франции (1962). Занимался в консерватории г. Монпелье (фортепиано), затем в Парижской консерватории (класс контрапункта и фуги у Ж. Коссада), одновременно в 1914-16 - в «Схола канторум» у В. д'Энди (класс композиции). Уже в 10 лет начал сочинять, в 15 лет дебютировал как композитор (в 1914 в концертах Национального музыкального общества исполнялись его романсы). В 1920-е гг. входил в «Шестёрку». Как и другие члены этого объединения, Орик живо реагировал на новые веяния века. Например, влияния джаза ощущаются в его фокстроте «Прощай, Нью-Йорк» («Adieu, New York», 1920). Молодой композитор (ему Ж. Кокто посвятил брошюру-памфлет «Петух и Арлекин», 1918) увлекался театром, мюзик-холлом. В 20-е гг. он написал музыку ко многим драматическим спектаклям: «Докучные» Мольера (позже переработал в балет), «Свадьба Фигаро» Бомарше, «Мальбрук в поход собрался» Ашара, «Птицы» Зиммера и Менье по Аристофану; «Молчаливая женщина» Ашара и Бен-Джонсона и др. В эти годы начал сотрудничать с С. П. Дягилевым и его труппой «Русский балет», которая поставила балет Орика «Докучные» (1924), а также специально для неё написанные балеты «Матросы» (1925), «Пастораль» (1926), «Воображаемые» (1934). С появлением звукового кино Орик, увлёкшись этим массовым искусством, пишет музыку к фильмам, в т. ч. «Кровь поэта» (1930), «Свободу нам» (1932), «Цезарь и Клеопатра» (1946), «Красавица и чудовище» (1946), «Орфей» (1950). Входил в правление Народной музыкальной федерации (с 1935), участвовал в антифашистском движении. Создал ряд массовых песен, в т. ч. «Споёмте, девушки» (сл. Л. Муссинака), которая была своего рода гимном французской молодёжи в годы перед 2-й мировой войной. С конца 50-х гг. Орик пишет сравнительно мало. С 1954 президент Общества по охране авторских прав композиторов и музыкальных издателей, в 1957-60 президент «Концертов Ламурё», в 1962-68 генеральный директор Национальных оперных театров («Гранд-Опера» и «Опера комик»). Художник-гуманист, Орик - один из ведущих современных французских композиторов. Его отличают богатый мелодический дар, склонность к острой шутке, иронии. Для музыки Орика характерны ясность мелодического рисунка, подчёркнутая простота гармонического языка. Гуманистическим пафосом проникнуты такие его произведения, как «Четыре песни страдающей Франции» (на сл. Л. Арагона, Ж. Сюпервьеля, П. Элюара, 1947), цикл из 6 поэм на сл. Элюара (1948). Среди камерно-инструментальных сочинений выделяется драматическая фортепианная соната F-dur (1931). Одно из наиболее значительных его произведений - балет «Федра» (по сценарию Кокто, 1950), который французские критики называли «хореографической трагедией». Сочинения: балеты - Докучные (Les facheux, 1924, Монте-Карло); Матросы (Les matelots, 1925, Париж), Пастораль (1926, там же), Чары Альчины (Les enchantements d'Alcine 1929, там же), Соперничество (La concurrence, 1932, Монте-Карло), Воображаемые (Les imaginaires, 1934, там же), Художник и его модель (Le peintre et son modele, 1949, Париж), Федра (1950, Флоренция), Светлый путь (Le chemin de lumiere, 1952), Комната (La chambre, 1955, Париж), Бал воров (Le bal des voleurs, 1960, Нерви); для орк. - увертюра (1938), сюита из балета «Федра» (1950), симф. сюита (1960) и др.; сюита для гитары и орк.; камерно-инстр. ансамбли; для фп. - прелюдии, соната F-dur (1931), экспромты, 3 пасторали, Партита (для 2 фп., 1955); романсы, песни, музыка для драм. театра и кино. Лит. соч.: Autobiography, в кн.: Вruor J., L'йcran des musiciens, P., [1930]; Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык…, «СМ», 1971, No 5). Литературные сочинения: Autobiography, в кн.: Вruуr J., L'йcran des musiciens, P., (1930); Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык..., СМ , 1971, No 5). |
Читайте: |
---|
Классика и современность в одном концертеОмский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко... |
Гидон Кремер привезет на фестиваль Юрия Башмета скрипкуV Фестиваль Юрия Башмета пройдет в Минске с 6 по 13 октября. - Вместе с артистами в Минск прибудут раритетные музыкаль... |
В СПб Филармонии пройдёт вечер, посвящённый юбилею Л.Де16 октября 2010 года исполняется 55 лет известному петербургскому композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ. Именно в этот день ... |
Смоленская филармония откроет сезон фестивалем СмоленсОтличительным, фирменным знаком открытия концертных сезонов областной филармонии стали музыкальные фестивали. Нынешняя... |
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЛЯТОШИНСКИЙС именем Бориса Николаевича Лятошинского связан не только огромный и, может быть, самый славный период развития украинской советской музыки, но и па... Читать>> |
АНДРЕЙ МЕЛИТОНОВИЧ БАЛАНЧИВАДЗЕТворчество А. Баланчивадзе - выдающегося композитора Грузии - стало яркой страницей в развитии национальной музыкальной культуры. С его именем много... Читать>> |
АЛЬБЕР (Шарль Поль Мари) РУССЕЛЬ (Roussel)Необычна биография А. Русселя - одного из видных французских композиторов первой половины XX в. Свои молодые годы он провел в плаваниях по Индийском... Читать>> |