Из жизни великих:

Музыкальные факты

News image

Миланская консерватория, следует сказать, что носит имя композитора Джузеппе Верди, которому она в 1833-м году отка...

Амадей Моцарт – некоторые интересные мелочи о нем

News image

Амадей Моцарт, по-видимому, мог одновременно писать музыку и играть в бильярд (как показано в знаменитом фильме Амад...

Снова на родине

News image

Тем временем Вагнер получил разрешение вернуться в Германию. Большой радостью был приезд Вагнера в Веймар на торжество...

Закулисье:

В столице прозвучит классика на улице

News image

Достаточно скоро на центральных улицах Москвы будет звучать классическая музыка. Всем нам будет достаточно полезно испол...

Липецкий симфонический оркестр обрёл нового дирижёра

News image

Вчера его представили музыкантам. Место руководителя оркестра занял 43-летний Константин Владимирович Борков. Как р...

Авторизация






Жорж Орик (Auric)
Композиторы - О

жорж орик (auric)

Жорж Орик (Auric) (1899-1983) - французский композитор. Член Института Франции (1962). Занимался в консерватории г. Монпелье (фортепиано), затем в Парижской консерватории (класс контрапункта и фуги у Ж. Коссада), одновременно в 1914-16 - в «Схола канторум» у В. д'Энди (класс композиции). Уже в 10 лет начал сочинять, в 15 лет дебютировал как композитор (в 1914 в концертах Национального музыкального общества исполнялись его романсы).

В 1920-е гг. входил в «Шестёрку». Как и другие члены этого объединения, Орик живо реагировал на новые веяния века. Например, влияния джаза ощущаются в его фокстроте «Прощай, Нью-Йорк» («Adieu, New York», 1920). Молодой композитор (ему Ж. Кокто посвятил брошюру-памфлет «Петух и Арлекин», 1918) увлекался театром, мюзик-холлом. В 20-е гг. он написал музыку ко многим драматическим спектаклям: «Докучные» Мольера (позже переработал в балет), «Свадьба Фигаро» Бомарше, «Мальбрук в поход собрался» Ашара, «Птицы» Зиммера и Менье по Аристофану; «Молчаливая женщина» Ашара и Бен-Джонсона и др.

В эти годы начал сотрудничать с С. П. Дягилевым и его труппой «Русский балет», которая поставила балет Орика «Докучные» (1924), а также специально для неё написанные балеты «Матросы» (1925), «Пастораль» (1926), «Воображаемые» (1934). С появлением звукового кино Орик, увлёкшись этим массовым искусством, пишет музыку к фильмам, в т. ч. «Кровь поэта» (1930), «Свободу нам» (1932), «Цезарь и Клеопатра» (1946), «Красавица и чудовище» (1946), «Орфей» (1950).

Входил в правление Народной музыкальной федерации (с 1935), участвовал в антифашистском движении. Создал ряд массовых песен, в т. ч. «Споёмте, девушки» (сл. Л. Муссинака), которая была своего рода гимном французской молодёжи в годы перед 2-й мировой войной. С конца 50-х гг. Орик пишет сравнительно мало. С 1954 президент Общества по охране авторских прав композиторов и музыкальных издателей, в 1957-60 президент «Концертов Ламурё», в 1962-68 генеральный директор Национальных оперных театров («Гранд-Опера» и «Опера комик»).

Художник-гуманист, Орик - один из ведущих современных французских композиторов. Его отличают богатый мелодический дар, склонность к острой шутке, иронии. Для музыки Орика характерны ясность мелодического рисунка, подчёркнутая простота гармонического языка. Гуманистическим пафосом проникнуты такие его произведения, как «Четыре песни страдающей Франции» (на сл. Л. Арагона, Ж. Сюпервьеля, П. Элюара, 1947), цикл из 6 поэм на сл. Элюара (1948). Среди камерно-инструментальных сочинений выделяется драматическая фортепианная соната F-dur (1931). Одно из наиболее значительных его произведений - балет «Федра» (по сценарию Кокто, 1950), который французские критики называли «хореографической трагедией».

Сочинения: балеты - Докучные (Les facheux, 1924, Монте-Карло); Матросы (Les matelots, 1925, Париж), Пастораль (1926, там же), Чары Альчины (Les enchantements d'Alcine 1929, там же), Соперничество (La concurrence, 1932, Монте-Карло), Воображаемые (Les imaginaires, 1934, там же), Художник и его модель (Le peintre et son modele, 1949, Париж), Федра (1950, Флоренция), Светлый путь (Le chemin de lumiere, 1952), Комната (La chambre, 1955, Париж), Бал воров (Le bal des voleurs, 1960, Нерви); для орк. - увертюра (1938), сюита из балета «Федра» (1950), симф. сюита (1960) и др.; сюита для гитары и орк.; камерно-инстр. ансамбли; для фп. - прелюдии, соната F-dur (1931), экспромты, 3 пасторали, Партита (для 2 фп., 1955); романсы, песни, музыка для драм. театра и кино. Лит. соч.: Autobiography, в кн.: Вruor J., L'йcran des musiciens, P., [1930]; Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык…, «СМ», 1971, No 5).

Литературные сочинения: Autobiography, в кн.: Вruуr J., L'йcran des musiciens, P., (1930); Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык..., СМ , 1971, No 5).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Конкурс юных скрипачей

News image

До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое....

Три зарубежных тенора посетят Псков с концертом

News image

4 октября в БКЗ Псковской областной филармонии состоится гала-концерт трёх теноров. Как сообщила корреспонденту ПАИ на...

Филармония заменит Большой зал консерватории Концертным

News image

Московская филармония в сезоне 2010/11 освоит новую для себя площадку - Концертный зал Российской академии музыки имен...

Большой театр отметит 170-летие Чайковского Лебединым

News image

Большой театр отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и посвящает композитору представление балета...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ФРАНСУА АНДРЕ ФИЛИДОР (Philidor)

При дворе французского монарха Людовика XIII служил замечательный гoбоист Мишель Даникан Филидор, принадлежавший к французскому роду Куперен. Однажд...

Читать>>
News image

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ АФАНАСЬЕВ

Русский скрипач, композитор и пианист-педагог. Музыкой занимался под рук. отца - скрипача Якова Ивановича А. В 1838-41 скрипач оркестра Большого т-р...

Читать>>
News image

ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ

Творческая жизнь И. Стравинского - это живая история музыки XX в. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо...

Читать>>