Жорж Орик (Auric) |
Композиторы - О |
Жорж Орик (Auric) (1899-1983) - французский композитор. Член Института Франции (1962). Занимался в консерватории г. Монпелье (фортепиано), затем в Парижской консерватории (класс контрапункта и фуги у Ж. Коссада), одновременно в 1914-16 - в «Схола канторум» у В. д'Энди (класс композиции). Уже в 10 лет начал сочинять, в 15 лет дебютировал как композитор (в 1914 в концертах Национального музыкального общества исполнялись его романсы). В 1920-е гг. входил в «Шестёрку». Как и другие члены этого объединения, Орик живо реагировал на новые веяния века. Например, влияния джаза ощущаются в его фокстроте «Прощай, Нью-Йорк» («Adieu, New York», 1920). Молодой композитор (ему Ж. Кокто посвятил брошюру-памфлет «Петух и Арлекин», 1918) увлекался театром, мюзик-холлом. В 20-е гг. он написал музыку ко многим драматическим спектаклям: «Докучные» Мольера (позже переработал в балет), «Свадьба Фигаро» Бомарше, «Мальбрук в поход собрался» Ашара, «Птицы» Зиммера и Менье по Аристофану; «Молчаливая женщина» Ашара и Бен-Джонсона и др. В эти годы начал сотрудничать с С. П. Дягилевым и его труппой «Русский балет», которая поставила балет Орика «Докучные» (1924), а также специально для неё написанные балеты «Матросы» (1925), «Пастораль» (1926), «Воображаемые» (1934). С появлением звукового кино Орик, увлёкшись этим массовым искусством, пишет музыку к фильмам, в т. ч. «Кровь поэта» (1930), «Свободу нам» (1932), «Цезарь и Клеопатра» (1946), «Красавица и чудовище» (1946), «Орфей» (1950). Входил в правление Народной музыкальной федерации (с 1935), участвовал в антифашистском движении. Создал ряд массовых песен, в т. ч. «Споёмте, девушки» (сл. Л. Муссинака), которая была своего рода гимном французской молодёжи в годы перед 2-й мировой войной. С конца 50-х гг. Орик пишет сравнительно мало. С 1954 президент Общества по охране авторских прав композиторов и музыкальных издателей, в 1957-60 президент «Концертов Ламурё», в 1962-68 генеральный директор Национальных оперных театров («Гранд-Опера» и «Опера комик»). Художник-гуманист, Орик - один из ведущих современных французских композиторов. Его отличают богатый мелодический дар, склонность к острой шутке, иронии. Для музыки Орика характерны ясность мелодического рисунка, подчёркнутая простота гармонического языка. Гуманистическим пафосом проникнуты такие его произведения, как «Четыре песни страдающей Франции» (на сл. Л. Арагона, Ж. Сюпервьеля, П. Элюара, 1947), цикл из 6 поэм на сл. Элюара (1948). Среди камерно-инструментальных сочинений выделяется драматическая фортепианная соната F-dur (1931). Одно из наиболее значительных его произведений - балет «Федра» (по сценарию Кокто, 1950), который французские критики называли «хореографической трагедией». Сочинения: балеты - Докучные (Les facheux, 1924, Монте-Карло); Матросы (Les matelots, 1925, Париж), Пастораль (1926, там же), Чары Альчины (Les enchantements d'Alcine 1929, там же), Соперничество (La concurrence, 1932, Монте-Карло), Воображаемые (Les imaginaires, 1934, там же), Художник и его модель (Le peintre et son modele, 1949, Париж), Федра (1950, Флоренция), Светлый путь (Le chemin de lumiere, 1952), Комната (La chambre, 1955, Париж), Бал воров (Le bal des voleurs, 1960, Нерви); для орк. - увертюра (1938), сюита из балета «Федра» (1950), симф. сюита (1960) и др.; сюита для гитары и орк.; камерно-инстр. ансамбли; для фп. - прелюдии, соната F-dur (1931), экспромты, 3 пасторали, Партита (для 2 фп., 1955); романсы, песни, музыка для драм. театра и кино. Лит. соч.: Autobiography, в кн.: Вruor J., L'йcran des musiciens, P., [1930]; Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык…, «СМ», 1971, No 5). Литературные сочинения: Autobiography, в кн.: Вruуr J., L'йcran des musiciens, P., (1930); Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык..., СМ , 1971, No 5). |
Читайте: |
---|
В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ... |
Музыкальные «Кружева» в Вологде«Всей семьей в музыку» - под таким девизом должны пройти для вологжан два воскресенья: 17 и 24 октября. В октябре в Во... |
Новые постановки в театрах ЭстонииВ осенние и зимние месяцы эстонским любителям театра, танца и музыки будут предложены разнообразные культурные програм... |
Jam Hall покажет петербуржцам Богему с бюджетом в 5 мС 16 по 22 сентября 2010 года в петербургском кинотеатре Jam Hall дважды в день (в 16 и 20 часов) будет демонстрироват... |
ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПАШКЕВИЧXVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комичес... Читать>> |
Алексей Львович РыбниковАлексей Рыбников является автором музыки к большому количеству фильмов, также музыкальным спектаклям, и рок-операм как: «Юнона» и «Авось», «Зве... Читать>> |
Кабалевский Дмитрий БорисовичКабалевский был известным советским композитором, педагогом, общественным деятелем. В 1936-м году Кабалевского признали народным артистом СССР. В... Читать>> |