ЛУИДЖИ ДАЛЛАПИККОЛА (Dallapiccola) |
Композиторы - Д |
Л. Даллапиккола - один из создателей современной итальянской оперы. От классиков эпохи бельканто, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччиии, он унаследовал эмоциональность мелодической интонации и при этом использовал сложные современные выразительные средства. Первым из итальянских композиторов Даллапиккола обратился к методу додекафонии. Автор трех опер, Даллапиккола писал в самых разных жанрах: музыку для хора, оркестра, для голоса с оркестром или с фортепиано. Родился Даллапиккола в Истрии (эта область тогда принадлежала Австро-Венгрии, сейчас - частично Югославии). Во время первой мировой войны, когда австрийское правительство закрыло школу его отца (преподавателя греческого языка), семья переехала в Грац. Там Даллапиккола впервые побывал в оперном театре, самое большое впечатление произвели на него оперы Р. Вагнера. Мать однажды заметила, что, когда мальчик слушал Вагнера, в нем заглушалось чувство голода. Послушав оперу Летучий голландец , тринадцатилетний Луиджи решил стать композитором. По окончании войны (когда Истрия отошла к Италии) семья возвратилась на родину. Даллапиккола окончил консерваторию во Флоренции по классу фортепиано (1924) и композиции (1931). Найти свой стиль, свой путь в музыке удалось не сразу. Несколько лет в начале 20-х гг. Даллапиккола, открывший для себя новые горизонты (импрессионизм К. Дебюсси и старинную итальянскую музыку), был занят их осмыслением и вообще не сочинял. В произведениях, созданных в конце 20-х гг. (по желанию автора они не исполнялись), чувствуется своеобразный неоклассицизм и даже влияние композитора XVII в. К. Монтеверди (впоследствии, в 1942 г., Даллапиккола сделал переложение оперы Монтеверди Возвращение Улисса ). В середине 30-х гг. (возможно, не без влияния встречи с А. Бергом, крупнейшим композитором-экспрессионистом) Даллапиккола обратился к додекафонной технике. Применяя этот способ письма, итальянский композитор не отказывается от таких привычных выразительных средств, как напевная мелодия, тональность. Строгий расчет сочетается у него с вдохновением. Даллапяккола вспоминал, как однажды, идя по улице Флоренции, он набросал свою первую додекафонную мелодию, ставшую основой Хоров из Микеланджело . Вслед за Бергом и А. Шенбергом Даллапиккола применяет додекафонию для передачи повышенного эмоционального напряжения и даже как своеобразное средство протеста. Впоследствии композитор скажет: Мой путь музыканта, начиная с 1935-36 годов, когда я окончательно осознал первобытное варварство фашизма, стремившегося задушить испанскую революцию, идет в прямой к нему оппозиции. К этому времени относятся и мои додекафонические опыты. Ведь в то время официальная музыка и ее идеологи воспевали фальшивый оптимизм. Я не мог не выступить тогда против этой фальши . Тогда же начинается и педагогическая деятельность Даллапикколы. Свыше 30 лет (1934-67) он вел во Флорентийской консерватории классы фортепиано и композиции. Выступая с концертами (в т. ч. в дуэте со скрипачом С. Матерасси), Даллапиккола пропагандировал современную музыку - он первый познакомил итальянскую публику с творчеством крупнейшего из современных композиторов Франции О. Мессиана. Известность к Даллапикколе пришла с постановкой его первой оперы Ночной полет в 1940 г., написанной по повести А. Сент-Экзюпери. Не раз композитор обращался к теме протеста против насилия над человеческой личностью. В кантате Песни узников (1941) используются тексты молитвы Марии Стюарт перед казнью, последней проповеди Дж. Савонаролы и фрагменты из трактата античного философа Боэция, приговоренного к смерти. Стремление к свободе воплотилось и в опере Узник (1948), где использованы сюжеты новеллы В. Лиль-Адана и романа Легенда об Уленшпигеле Ш. де Костера. Крах фашизма позволил Даллапикколе оказывать более активное воздействие на музыкальную жизнь: в первые послевоенные годы он работает музыкальным критиком газеты Иль Мондо и секретарем Общества итальянской современной музыки. Имя композитора стало авторитетным и за рубежом. Его приглашают на педагогическую работу в США: в Беркширский музыкальный центр (Танглвуд, штат Массачусетс, 1951-52), в Куинс-колледж (НьюЙорк, 1956-57), а также в Австрию - на летние курсы Моцартеума (Зальцбург). Начиная с 50-х гг. Даллапиккола усложняет свой стиль, что сказалось и в самом значительном произведении этих лет - опере Улисс ( Одиссей ), поставленной в 1968 г. в Берлине. Вспоминая детство, композитор писал, что все персонажи поэмы Гомера (благодаря профессии отца) были для нашей семьи как бы живыми и близкими родственниками. Мы знали их и говорили о них как о друзьях . Даллапиккола и раньше (в 40-е гг.) написал немало произведений для голоса и инструментального ансамбля на слова древнегреческих поэтов: Сафо, Алкея, Анакреона. Но главным делом для него была опера. В 60-е гг. появляются его исследования Слово и музыка в опере. Заметки о современной опере и др. Опера кажется мне средством, наиболее пригодным для выражения моих мыслей... она зачаровывает меня - так выразил свое отношение к любимому жанру сам композитор. |
Читайте: |
---|
Фабио Мастранжело выступит с оркестром СПб Филармонии8 октября 2010 года, в пятницу Академический Симфонический Оркестр СПб филармонии в Большом зале под управлением Фабио... |
В Краснодарском Музыкальном театре проходят последние р24 и 26 сентября в краснодарском Музыкальном театре пройдет премьера оперы П. И. Чайковского Пиковая дама . Премьера ... |
В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся мВ Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч... |
Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в зФилармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн... |
Отто Карл Эренфрид Николаи (Nicolai)Отто Карл Эренфрид Николаи (Nicolai) (1810-1849) - немецкий композитор. В детстве обучался игре на фортепиано. Затем с 1827 занимался в Берлине у К.... Читать>> |
РОБЕРТ ШУМАН (Schumann)П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное... Читать>> |
Пётр Перковский (Perkowski)Пётр Перковский (Perkowski) (р. 17 III 1901, Овечаче) - польский композитор, педагог и муз.-обществ. деятель Читать>> |