Из жизни великих:

Оперы Моцарта

News image

Моцарт говорил, что опера – это настоящее вместилище всех жанров. В переводе это короткое слово, за которым стоит кол...

Симфонии Моцарта

News image

Итак, для начала давайте разберёмся, что же такое симфония? Слово симфония пришло к нам из Древней Греции. Когда-то о...

и .

News image

Оперы <<Тангейзер>> и <<Лоэнгрин>> являются вершиной творчества Вагнера в, 40-е годы. В них на...

Закулисье:

Уникальная премьера оперы «Кармен» знаменитого итальянс

News image

Кинотеатр «Салют» подготовил сюрприз для истинных ценителей искусства. 21 июня здесь состоится показ оперы Ж. Бизе «Ка...

Пласидо Доминго признали человеком года

News image

Латиноамериканская академия музыкальных искусств и наук присудила испанскому тенору Пласидо Доминго титул Человек год...

Special fresh news about Max Polyakov read here

Авторизация






ЛУИДЖИ ДАЛЛАПИККОЛА (Dallapiccola)
Композиторы - Д

луиджи даллапиккола (dallapiccola)

Л. Даллапиккола - один из создателей современной итальянской оперы. От классиков эпохи бельканто, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччиии, он унаследовал эмоциональность мелодической интонации и при этом использовал сложные современные выразительные средства. Первым из итальянских композиторов Даллапиккола обратился к методу додекафонии. Автор трех опер, Даллапиккола писал в самых разных жанрах: музыку для хора, оркестра, для голоса с оркестром или с фортепиано. Родился Даллапиккола в Истрии (эта область тогда принадлежала Австро-Венгрии, сейчас - частично Югославии). Во время первой мировой войны, когда австрийское правительство закрыло школу его отца (преподавателя греческого языка), семья переехала в Грац. Там Даллапиккола впервые побывал в оперном театре, самое большое впечатление произвели на него оперы Р. Вагнера. Мать однажды заметила, что, когда мальчик слушал Вагнера, в нем заглушалось чувство голода. Послушав оперу Летучий голландец , тринадцатилетний Луиджи решил стать композитором. По окончании войны (когда Истрия отошла к Италии) семья возвратилась на родину.

Даллапиккола окончил консерваторию во Флоренции по классу фортепиано (1924) и композиции (1931). Найти свой стиль, свой путь в музыке удалось не сразу. Несколько лет в начале 20-х гг. Даллапиккола, открывший для себя новые горизонты (импрессионизм К. Дебюсси и старинную итальянскую музыку), был занят их осмыслением и вообще не сочинял. В произведениях, созданных в конце 20-х гг. (по желанию автора они не исполнялись), чувствуется своеобразный неоклассицизм и даже влияние композитора XVII в. К. Монтеверди (впоследствии, в 1942 г., Даллапиккола сделал переложение оперы Монтеверди Возвращение Улисса ).

В середине 30-х гг. (возможно, не без влияния встречи с А. Бергом, крупнейшим композитором-экспрессионистом) Даллапиккола обратился к додекафонной технике. Применяя этот способ письма, итальянский композитор не отказывается от таких привычных выразительных средств, как напевная мелодия, тональность. Строгий расчет сочетается у него с вдохновением. Даллапяккола вспоминал, как однажды, идя по улице Флоренции, он набросал свою первую додекафонную мелодию, ставшую основой Хоров из Микеланджело . Вслед за Бергом и А. Шенбергом Даллапиккола применяет додекафонию для передачи повышенного эмоционального напряжения и даже как своеобразное средство протеста. Впоследствии композитор скажет: Мой путь музыканта, начиная с 1935-36 годов, когда я окончательно осознал первобытное варварство фашизма, стремившегося задушить испанскую революцию, идет в прямой к нему оппозиции. К этому времени относятся и мои додекафонические опыты. Ведь в то время официальная музыка и ее идеологи воспевали фальшивый оптимизм. Я не мог не выступить тогда против этой фальши .

Тогда же начинается и педагогическая деятельность Даллапикколы. Свыше 30 лет (1934-67) он вел во Флорентийской консерватории классы фортепиано и композиции. Выступая с концертами (в т. ч. в дуэте со скрипачом С. Матерасси), Даллапиккола пропагандировал современную музыку - он первый познакомил итальянскую публику с творчеством крупнейшего из современных композиторов Франции О. Мессиана.

Известность к Даллапикколе пришла с постановкой его первой оперы Ночной полет в 1940 г., написанной по повести А. Сент-Экзюпери. Не раз композитор обращался к теме протеста против насилия над человеческой личностью. В кантате Песни узников (1941) используются тексты молитвы Марии Стюарт перед казнью, последней проповеди Дж. Савонаролы и фрагменты из трактата античного философа Боэция, приговоренного к смерти. Стремление к свободе воплотилось и в опере Узник (1948), где использованы сюжеты новеллы В. Лиль-Адана и романа Легенда об Уленшпигеле Ш. де Костера.

Крах фашизма позволил Даллапикколе оказывать более активное воздействие на музыкальную жизнь: в первые послевоенные годы он работает музыкальным критиком газеты Иль Мондо и секретарем Общества итальянской современной музыки. Имя композитора стало авторитетным и за рубежом. Его приглашают на педагогическую работу в США: в Беркширский музыкальный центр (Танглвуд, штат Массачусетс, 1951-52), в Куинс-колледж (НьюЙорк, 1956-57), а также в Австрию - на летние курсы Моцартеума (Зальцбург).

Начиная с 50-х гг. Даллапиккола усложняет свой стиль, что сказалось и в самом значительном произведении этих лет - опере Улисс ( Одиссей ), поставленной в 1968 г. в Берлине. Вспоминая детство, композитор писал, что все персонажи поэмы Гомера (благодаря профессии отца) были для нашей семьи как бы живыми и близкими родственниками. Мы знали их и говорили о них как о друзьях . Даллапиккола и раньше (в 40-е гг.) написал немало произведений для голоса и инструментального ансамбля на слова древнегреческих поэтов: Сафо, Алкея, Анакреона. Но главным делом для него была опера. В 60-е гг. появляются его исследования Слово и музыка в опере. Заметки о современной опере и др. Опера кажется мне средством, наиболее пригодным для выражения моих мыслей... она зачаровывает меня - так выразил свое отношение к любимому жанру сам композитор.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

15 сентября в малом зале Белгосфилармонии состоится кон

News image

15 сентября в Малом зале им. Г.Ширмы Белгосфилармонии при поддержке Института Польского в Минске состоится концерт фор...

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

В Петербурге соберутся музыканты Под знаком вечности

News image

Международный музыкальный фестиваль Под знаком вечности пройдет в Санкт-Петербургской консерватории с 21 по 28 сентя...

Камерная музыка прозвучит в Петербурге на фестивале Се

News image

Камерная музыка прозвучит на фестивале Северные цветы в четырех российских городах, в том числе в Петербурге. Как со...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ БОРТНЯНСКИЙ

Д. Бортнянский - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественник...

Читать>>
News image

ЭДУАРД АЛЕКСАНДЕР МАК-ДОУЭЛЛ (MacDowell)

Американский композитор и пианист. По национальности шотландец. Учился в детстве игре на фортепиано у М. Т

Читать>>
News image

АЛЬБАН БЕРГ (Berg)

А. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шенберга, куда вх...

Читать>>