Из жизни великих:

Бетховен. Поздние годы (1802—1812)

News image

В 34 года, когда Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором, Бетховен отка...

Начало творческого пути Вагнера

News image

Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года семье полицейского чиновника. Через несколько месяцев после рождения...

Вагнер в поисках пристанища.

News image

Вагнер поселился в Бибрихе на Рейне, где он начал работу над <<Нюрнбергскими мейстерзингерами>>. Материаль...

Закулисье:

Итальянцы в России. Театр имени Покровского открывает н

News image

В Московском государственном академическом Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского прошел сбор труппы театр...

Александр Сладковский возглавил Государственный симфони

News image

Российский дирижер, заслуженный артист РФ Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Татарс...

Авторизация






ДАНИЭЛЬ ФРАНСУА ОБЕР (Auber)
Композиторы - О

даниэль франсуа обер (auber)

Французский композитор. Член Института Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерческой карьере, посвятил себя музыке. Его первый, ещё дилетантский опыт театральной музыки - комическая опера «Юлия» (1811), одобренная Л. Керубини (под его руководством Обер впоследствии занимался композицией).

Первые поставленные комические оперы Обера - «Военные на привале» (1813) и «Завещание» (1819) - не получили признания. Известность принесла ему комическая опера «Пастушка - владелица замка» (1820). С 20-х гг. началось многолетнее плодотворное сотрудничество Обера с драматургом Э. Скрибом - автором либретто большинства его опер (первые из них «Лейчестер» и «Снег»).

В начале творческого пути Обер испытал влияние Дж. Россини и А. Буальдьё, но уже комическая опера «Каменщик» (1825) свидетельствует о творческой самостоятельности и самобытности композитора. В 1828 с триумфальным успехом была поставлена опера «Немая из Портичи» («Фенелла», либр. Скриба и Ж. Делавиня), утвердившая его славу. В 1842-71 Обер был директором Парижской консерватории, с 1857 - также придворным композитором.

Обер наряду с Дж. Мейербером является одним из создателей жанра большой оперы. К этому жанру относится опера «Немая из Портичи». Её сюжет - восстание неаполитанских рыбаков в 1647 против испанских поработителей - соответствовал общественным настроениям кануна Июльской революции 1830 во Франции. Своей направленностью опера отвечала запросам передового зрителя, вызывала порой революционные выступления (патриотическая манифестация на спектакле в 1830 в Брюсселе послужила началом восстания, приведшего к освобождению Бельгии от голландского господства). В России исполнение оперы на русском языке было допущено царской цензурой лишь под названием «Палермские бандиты» (1857).

Это - первая большая опера на реально-исторический сюжет, действующие лица которой не античные герои, а простые люди. Обер трактует героическую тему через ритмо-интонации народных песен, танцев, а также боевых песен и маршей Великой французской революции. В опере использованы приёмы контрастной драматургии, введены многочисленные хоры, массовые жанровые и героические сцены (на рынке, восстание), мелодраматические ситуации (сцена сумасшествия). Партия героини поручена балерине, что позволило композитору насытить партитуру образно-выразительными оркестровыми эпизодами, сопровождающими сценическую игру Фенеллы, ввести в оперу элементы действенного балета. Опера «Немая из Портичи» оказала воздействие на дальнейшее развитие народно-героической и романтической оперы.

Обер - крупнейший представитель французской комической оперы. Его опера «Фра-Дьяволо» (1830) знаменовала новый этап в истории этого жанра. Среди многочисленных комических опер выделяются: «Бронзовый конь» (1835), «Чёрное домино» (1837), «Бриллианты короны» (1841). Обер опирался на традиции мастеров французской комической оперы 18 в. (Ф. А. Филидора, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри), а также своего старшего современника Буальдьё, многое почерпнул в искусстве Россини.

В содружестве со Скрибом Обер создал новый тип комического оперного жанра, для которого характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие, иногда сказочные сюжеты, непринуждённо и стремительно развивающееся действие, изобилующее эффектными, игривыми, порой гротескными ситуациями.

Музыка Обера остроумна, чутко отражает комедийные повороты действия, полна грациозной лёгкости, изящества, веселья и блеска. В ней претворены интонации французской бытовой музыки (песенной и танцевальной). Его партитуры отмечены мелодической свежестью и разнообразием, острой пикантной ритмикой, часто тонкой и яркой оркестровкой. Обер применял разнообразные ариозные и песенные формы, мастерски вводил ансамбли и хоры, которые трактовал в игровом, действенном плане, создавая оживлённые, красочные жанровые сцены. Творческая плодовитость сочеталась у Обера с даром разнообразия и новизны. Высокую оценку, яркую характеристику композитору дал А. Н. Серов. Лучшие оперы Обера сохранили популярность.

Сочинения: оперы - Юлия (1811, частный театр в замке Шиме), Жан дё Кувен (1812, там же), Военные на привале (Le sejour militaire, 1813, театр «Фейдо», Париж), Завещание, или Любовные записки (Le testament ou Les billets doux, 1819, театр «Опера комик», Париж), Пастушка - владелица замка (La bergere chatelaine, 1820, там же), Эмма, или Неосторожное обещание (Emma ou La promesse imprudente, 1821, там же), Лейчестер (1823, там же), Снег (La neige, 1823, там же), Вандом в Испании (Vendome en Espagne, совм. с P. Герольдом, 1823, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Придворный концерт (Le concert а la cour, 1824, театр «Опера комик», Париж), Леокадия (1824, там же), Каменщик (Le macon, 1825, там же), Застенчивый (Le timide, 1825, там же), Фиорелла (1825, там же), Немая из Портичи (La muette de Portici, 1828, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Невеста (La fiancee, 1829, театр «Опера комик», Париж), Фра-Дьяволо (1830, там же), Бог и Баядера (Le dieu et la bayadere, 1830, «Корол. академия музыки и танца», Париж; роль немой баядеры исп. балерина М. Тальони), Любовный напиток (Le philtre, 1831, там же), Маркиза де Бренвилье (La marquise de Brinvilliers, совм. с 8 др. композиторами, 1831, театр «Опера комик», Париж), Клятва (Le serment, 1832, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Густав III, или Бал-маскарад (Gustave III ou Le bal masquй, 1833, там же), Лесток (Lestocq, 1834, театр «Опера комик», Париж), Бронзовый конь (Le cheval de bronze, 1835, там же; в 1857 переработана в большую оперу), Актеон (1836, там же), Белые капюшоны (Les chaperons blancs, 1836, там же), Посланница (L'ambassadrice, 1836, там же), Чёрное домино (Le domino noir, 1837, там же), Озеро фей (Le lac des fees, 1839, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Занетта (1840, театр «Опера комик», Париж), Бриллианты короны (Les diamants de la couronne, 1841, там же), Герцог Олоннский (Le duc d'Olonne, 1842, там же), Доля дьявола (La part du diable, 1843, там же), Сирена (La sirene, 1844, там же), Баркарола, или Любовь и музыка (La barcarolle ou L'amour et la musique, 1845, там же), Гайдэ (Haydee, 1847, там же), Блудный сын (L'enfant prodigue, 1850, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Церлина (Zerline ou La corbeille d'oranges, 1851, там же), Марко Спада (1852, театр «Опера комик», Париж; в 1857 перераб. в балет), Женни Белл (1855, там же), Манон Леско (1856, там же), Черкешенка (La circassienne, 1861, там же), Невеста короля де Гарб (La fiancee du roi de Garbe, 1864, там же), Первый день счастья (Le premier jour de bonheur, 1868, там же), Мечта любви (Reve d'amour, 1869, там же); струн. квартеты (неопубл.) и др.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Jam Hall покажет Дочь полка Доницетти

News image

29 сентября 2010 года, в среду в 20.00 в кинотеатре Jam Hall в Санкт-Петербурге, в рамках проекта Опера на большом эк...

Хосе Каррерас впервые выступит в Киеве

News image

13 октября во дворце «Украина» великий испанский певец представит программу «Средиземноморская страсть». И страсти по ...

Музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при

News image

VI музыкальный фестиваль «Сrescendo» в Пскове пройдет при аншлаге. Как сообщила Псковской Ленте Новостей начальник отд...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ПЬЕТРО МАСКАНЬИ (Mascagni)

П. Масканьи родился в семье булочника, большого любителя музыки. Заметив у сына музыкальные способности, отец, не жалея скудных средств, нанял ребен...

Читать>>
News image

Арка́нджело Коре́лли

Арка́нджело Коре́лли является итальянским композитором и скрипачом, который создал художественную игру на скрипке. Все сочинения Корелли на протяж...

Читать>>
News image

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАПОРИН

Творчество и личность Ю. Шапорина - явление значительное в советском музыкальном искусстве. Носитель и продолжатель культурных традиций подлинной ру...

Читать>>