Из жизни великих:

Король-пастух

News image

Поездка в Мангейм. Моцарт был занят в эти зальцбургские годы и произведением для театра. По заказу он написал театрал...

Отец оперетты

News image

Отцом оперетты является Флоримон Эрве, который написал превосходную оперу под названием «Мадмуазель Нитуш» согласно ...

Митридат, царь Понтийский

News image

В год юбилея Моцарта немецкая компания Deutsche Grammophon вынула из запасников настоящие драгоценности - серию фильм...

Закулисье:

В Уфе проходит Третий Международный фестиваль под назва

News image

В Уфе, если быть точнее, в Башкирской государственной филармонии, благодаря поддержке Австрийского культурного центра со...

6 мая хоронят известного дирижера Геннадия Проваторова

News image

Геннадий Проваторов скончался 4 мая в одиночестве в своей квартире на 82-м году жизни. Геннадий Пантелеймонович Проват...

Авторизация






Владимир Фёдорович Одоевский
Композиторы - О

владимир фёдорович одоевский

Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) - князь - русский писатель, философ, музыкальный теоретик, критик, учёный. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22). Был одним из организаторов и председателем (1823-25) Общества любомудрия - первого в России философского кружка. В 1823 сблизился с В. К. Кюхельбекером, вместе с ним издавал альманах «Мнемозина» (1824-25), где опубликовал несколько статей по философии. Увлекаясь философскими идеями Ф. В. Шеллинга, пытался построить систему «философии музыки», частично реализовав свой замысел в трактатах «Опыт Теории Изящных Искусств, с особенным применением оной к Музыке» и «Гномы XIX столетия» (не завершены). Влияние идей декабризма (его двоюродный брат - поэт-декабрист А. И. Одоевский), а также сближение с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, Д. В. Веневитиновым способствовало формированию демократических взглядов Одоевского на литературу и искусство.

В 1826-62 жил в Петербурге, затем снова в Москве, попеременно занимая высокие должности в министерствах внутренних дел, государственных имуществ, в Сенате и др. Служил в цензурном комитете (с 1826), с 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея в Петербурге (до перевода последнего в Москву), в 60-е гг. сенатор в Москве.

Дом Одоевского в Петербурге был одним из культурных центров русской столицы. В литературно-музыкальных вечерах участвовал М. И. Глинка, с которым Одоевского связывала дружба. Свидетельством их идейно-творческой близости явился совместный проект издания музыкального журнала в конце 30 - нач. 40-х гг. (не осуществлён). В этот период общался также с М. Ю. Лермонтовым, В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем. С юных лет принимал участие в литературно-художественной жизни Москвы, затем Петербурга. Сотрудничал в журналах «Вестник Европы», «Московский телеграф» (руководитель отдела музыкального фельетона) и «Сын отечества» (до 1826), «Московский вестник» (1827-30), «Отечественные записки» (совместно с Белинским, 1839-1848), в пушкинском «Современнике» (с конца 30-х гг.), «Искре» (60-е гг.) и др.

С конца 50-х гг. усилилась общественная деятельность Одоевского. Он участвовал в организации РМО (был его почётным членом, входил также в состав Совещательной комиссии Петербургского, затем Московского отделения РМО), Петербургской и Московской консерваторий, в работе различных учебных заведений. Был одним из инициаторов бесплатного класса хорового пения при Московском отделении РМО (открыт в 1864).

В 60-е гг., выступая против засилья итальянской оперы, Одоевский активно боролся за создание в Москве постоянного русского оперного театра. Был в числе организаторов (совместно с А. Н. Островским, Н. Г. Рубинштейном, П. М. Садовским и др.) «Артистического кружка» (1865). С целью распространения и популяризации музыкально-теоретических знаний выступал с лекциями и докладами, издал «Музыкальную грамоту, или Основания музыки для немузыкантов» (1868), составлял методические пособия.

Один из просвещённых деятелей своего времени, Одоевский, помимо философии, литературы, музыки, обладал большими знаниями в области точных, естественных и прикладных наук. Писал о юриспруденции, математике, физике, географии, истории, педагогике, финансах, медицине и др. Был также одним из первых популяризаторов научных знаний в народе. С этой целью издавал совместно с А. П. Заблоцким-Десятковским журнал для крестьян «Сельское чтение» (статьи Одоевского в увлекательной форме излагали начатки химии, физики, арифметики, истории).

Однако среди его многообразных интересов и влечений главное место занимали литература и музыка. Одоевскому принадлежит видное место в развитии русской литературы. О его литературном таланте положительно отзывались Пушкин, Кюхельбекер, Белинский, Гоголь. Одним из первых в русской художественной литературе обратился к темам музыкального творчества и образам музыкантов («Последний квартет Бетховена», 1831; «Себастьян Бах», 1835).

Литературный критик и публицист, Одоевский сыграл выдающуюся роль в борьбе за признание комедии Грибоедова «Горе от ума», в конце 40-50-х гг. был в числе первых, высоко оценивших творчество Гоголя, А. Н. Островского, M. E. Салтыкова-Щедрина.

Музыка - одна из наиболее постоянных и существенных сторон творческой деятельности Одоевского. Ещё в годы учёбы в пансионе он прославился как композитор и пианист. Его музыкальным руководителем был преподаватель музыки Д. И. Шпревиц (Шпревич). В 20-х гг. в Петербурге Одоевский брал уроки фортепианной игры у Дж. Филда. По некоторым сведениям, в 1826-27 занимался теорией музыки и композицией у И. Г. Миллера.

Сочинения Одоевского - органные фантазии, фуги, каноны и др. - обнаруживают дарование композитора-полифониста. Был автором музыки к водевилям («Жизнь холостого», 1825), аранжировал музыку из оперы «Отелло» Россини для драматического спектакля (1836, Александринский театр).

Одоевский - один из основоположников русского классического музыковедения. Огромен его вклад в историю и теорию музыки: работы о творчестве русских и зарубежных композиторов и исполнителей, заметки и рецензии о текущей концертной жизни Москвы и Петербурга, исследования в области русской народной музыки, древне-русского церковного пения, музыкальной педагогики и др. (часто печатался под псевд.: О. О. О., К. В. О., Аб. Ир., W. W., Ь. Ъ. Й., Любитель музыки и др.).

Традиции передовой русской литературы, нашедшие место в литературно-публицистическом творчестве Одоевского, в известной степени определили основную идейную направленность его музыкально-критических статей - глубокое понимание народности и общественно-воспитательной роли искусства.

Одоевский теоретически обосновал реалистические принципы русской музыкальной классики. Ближайший друг и вдохновитель многих русских музыкантов (в числе их - А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, A. Н. Серов), Одоевский вместе с ними участвовал в становлении и развитии русской национальной композиторской школы, способствовал утверждению мирового значения отечественной музыки.

Уже статьи 20-х гг. охватывают широкий круг явлений. Одоевский освещает музыкальную жизнь Москвы и Петербурга, полемизируя с противниками русской музыки (отстаивает творчество Верстовского и Алябьева). Расцвет музыкально-критической деятельности Одоевского (30-е гг.) связан с творчеством Глинки. Одоевский первым дал исторически прозорливую и верную оценку Глинке как композитору, который «начал новый период в искусстве - период русской музыки». В статьях, посвященных операм «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», сформировалась центральная проблема классической русской критики - проблема народности как цельного и глубокого выражения народного характера. Высоко оценил Одоевский и симфонические произведения Глинки. Большое внимание уделил Одоевский творчеству Даргомыжского, М. А. Балакирева (50-е гг.), Серова (60-е гг.), с теплотой отзывался о первых произведениях П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Одоевскому принадлежат также работы о творчестве И. С. Баха, Л. Бетховена, B. А. Моцарта, Й. Гайдна, К. М. Вебера. Он высоко оценил искусство современных ему зарубежных композиторов (Г. Берлиоза, Ф. Листа и др.), высказал верные критические замечания об оперном стиле Р. Вагнера.

Одоевский много сделал для утверждения и развития в России профессионального исполнительского искусства. Выступая против бессодержательной виртуозности, он пропагандировал мастерство талантливых отечественных и зарубежных музыкантов. Эстетические воззрения Одоевского в некоторых случаях не лишены известной односторонности. Например, изучая старинный пласт русской песни, Одоевский в то же время недооценивал городскую песенно-романсовую культуру, а также связанное с ней творчество Д. Н. Кашина, А. Л. Гурилёва, А. Е. Варламова. Одоевский несколько преувеличивал художественные достоинства опер Серова (в частности, «Рогнеды»); чрезмерная критичность присуща его суждениям об итальянской опере (Дж. Верди, В. Беллини, Дж. Россини), что было вызвано сложностью общественных условий, в которых протекала борьба за утверждение русской национальной композиторской школы.

Одоевский внёс также большой вклад в развитие русской музыкальной теории. Он поставил сложные вопросы мелодического, ладового и ритмического своеобразия народной песни - важнейшего источника русской классической музыки. Много (особенно в 60-е гг.) занимался историей, теорией и палеографией древне-русского певческого искусства и знаменной нотации (с 1862 творчески общался с Д. В. Разумовским, готовил материалы к 1-му Археологическому съезду). Собрал ценную коллекцию древне-русских певческих рукописей, сборников народных песен. Одним из первых рассматривал русскую народную песню и древне-русскую церковную музыку как явления, сложившиеся на единой мелодической и ладовой основе. Им написаны также статьи о музыке (в т. ч. по теории) для «Энциклопедического лексикона» А. А. Плюшара (т. 7-14, 1836-38) и «Энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами» (1861). Одоевский переработал и дополнил «Музыкальную терминологию» А. Гарраса (изд. под назв.: «Карманный музыкальный словарь. Второе издание музыкальной терминологии А. Гарраса, исправленное и умноженное», 1866), опубликовал письма Глинки («Русский архив», 1869, т. 2, стлб. 341-48); с ним советовался Разумовский при написании книги «Церковное пение в России» (вып. 1-3, М., 1867-69).

Увлекаясь музыкальными опытами и изобретениями, Одоевский сконструировал орган «Себастьянон» (кон. 40 - нач. 50-х гг.) и 19-ступенный энгармонический клавесин. Труды Одоевского оказали большое и плодотворное воздействие на дальнейшее развитие музыкальной науки. В сфере влияния его идей формировалась деятельность крупнейших музыкальных критиков и учёных 2-й половины 19 в. - А. Н. Серова, Г. А. Лароша. Горячий поборник творчества Глинки, Одоевский заложил, в частности, фундамент русской научной глинкианы.

Соч.: К редактору Вестника Европы, «Вестник Европы», 1822, No 8, с. 313-17; Несколько слов о кантатах Верстовского (письмо к редактору), там же, 1824, No 1, с. 64-69; О музыке в Москве и о московских концертах в 1825 году, «Прибавление к Московскому телеграфу», 1825, No 8, с. 129-37; Последний квартет Бетховена, в сб.: Северные цветы на 1831 год, СПБ, 1830, с. 101-19; Дон-Жуан, опера Моцарта, представленная на Александрийском театре 22 октября, в бенефис г-жи Карл, «Северная пчела», 1833, No 245; Себастьян Бах, «Московский наблюдатель», 1835, ч. 2, [май, кн. 1], с. 55-112; то же, в кн.: Соч. князя В. Ф. Одоевского, ч. 1 - Русские ночи, СПБ, 1844 (с авторскими исправлениями и доп.); Смесь [о 9-й симфонии Бетховена в связи с исполнением в концерте Филармонич. общества], «Северная пчела», 1836, No 55; Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Жизнь за царя, там же, 1836, No 280; Второе письмо к любителю музыки об опере Глинки: Жизнь за царя, или Сусанин, там же, 1836, No 287-88; то же, «РМГ», 1903, No 16, стлб. 437-43; О новой сцене в опере «Жизнь за царя», соч. М. И. Глинки, «Литературные прибавления к Русскому инвалиду», 1837, No 41; Еще о представлении «Нормы», там же, 1837, No 43; [О скрипачах-гастролерах Вьётане, Липиньском, Арто, Уле Булле], там же, 1838, No 12; Письма в Москву о петербургских концертах, «Спб. ведомости», 1839, No 25, 41, 48, 50, 56, 59, 69; Реквием Берлиоза в концерте г. Ромберга, там же, 1841, No 48; «Руслан и Людмила», там же, 1842, No 260; Записки для моего праправнука о литературе нашего времени и о прочем (письмо г. Бичева - Руслан и Людмила, опера Глинки), «Отечественные записки», 1843, т. 26, No 2 (Смесь), с. 94-100; Последний концерт Рубинштейнов, «Русский инвалид», 1844, No 69; Замечательный концерт г-на Л. Маурера, сегодня, в среду, 28 марта, в Большом театре [о музыке Глинки и Бетховена], там же, 1845, No 69; Берлиоз в Петербурге, «Спб. ведомости», 1847, No 49; Концерт Берлиоза в Петербурге (письмо к М. И. Глинке), там же, 1847, No 51; то же, «РМГ», 1903, No 49, стлб. 1213-17; О Русских концертах Общества посещения бедных в музыкальном отношении [о симф. произв. Глинки], «Спб. ведомости», 1850, No 80; Письмо кн. В. Ф. Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке, в сб.: Калики перехожие. Сб. стихов и исследование П. Бессонова, ч.2, вып. 5, 1863, с. I-XI; Старинная песня, «Русский архив», 1863, вып. 2, стлб. 107-11; Вагнер в Москве, «Современная летопись. Воскресные прибавления к Московским ведомостям», 1863, No 8; Рихард Вагнер и его музыка, там же, 1863, No 11, с. 11-16; Заметка о пении в приходских церквах, «День», 1864, No 4; Из бумаг князя В. Ф. Одоевского. Примечание к письму М. И. Глинки к В. Ф. Одоевскому (1846-1849) [о фактах, связанных с первой пост. «Ивана Сусанина»], «Русский архив», 1864, No 7-8, стлб. 841-42; Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве, «День», 1864, No 46; К делу о церковном пении, «Домашняя беседа», 1866, вып. 27 и 28; Музыкальная грамота или Основания музыки для не-музыкантов, вып. 1, М., 1868: Лучше поздно, нежели никогда [о постановке «Руслана и Людмилы» в Москве], «Московские ведомости», 1868, No 19; Перехваченные письма, «Современные известия», 1868, No 99; Письма М. И. Глинки к К. А. Булгакову. Предисл. [В. Ф. Одоевского к истории творч. взаимоотношений О. и Глинки], «Русский архив», 1869, т. 2, стлб. 341-48; Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения, в кн.: Труды первого Археологического съезда в Москве, 1869, т. 2, М., 1871, с. 476-80; Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Кirchen-tonarten, tons d'йglise), там же, с. 481-84; Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами, там же, с. 484-91; Новые материалы для биографии М. И. Глинки. Два письма князя В. Ф. Одоевского с примечаниями В. В. Стасова, «ЕИТ», 1894, сезон 1892-1893; Избр. муз.-критич. статьи, М. - Л., 1951; Статьи о М. И. Глинке, М., 1953; Лагруа в роли Донны Анны [о драматургии оперы «Дон Жуан» Моцарта и трактовке образа Донны Анны], «СМ», 1955, No 10; Музыкально-литературное наследие, общая ред., вступ. ст. и прим. Г. Б. Бернандта, М., 1956.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Спиваков покажет политикам, что музыка способна прекрат

News image

26 сентября в Киеве в Национальном театре оперы и балета в рамках гастрольного тура по столицам СНГ состоится выступле...

Органный хит-парад в Омске

News image

Музыка великих мастеров прошлого, переложения классических и современных произведений для органа все, что составляет о...

В СПб Филармонии пройдёт вечер, посвящённый юбилею Л.Де

News image

16 октября 2010 года исполняется 55 лет известному петербургскому композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ. Именно в этот день ...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Популярные статьи о композиторах:

News image

РИХАРД ШТРАУС (Strauss)

Р. Штраус - один из крупнейших немецких композиторов, рубежа XIX-XX вв. Наряду с Г. Малером он был также одним из лучших дирижеров своего времени

Читать>>
News image

ОЛИВЬЕ МЕССИАН (Messiaen)

Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. От...

Читать>>
News image

АРРИГО БОЙТО (Boito)

Итальянский композитор, поэт (псевдоним Тобиа Горрио, Gorrio), либреттист. В 1853-61 учился в Миланской консерватории у А. Маццукато. В 60-е гг

Читать>>