Из жизни великих:

<<Летучий голландец>>.

News image

Успех <<Риенци>> побудил Дрезденский театр принять к постановке <<Летучего голландца>>, премье...

Увертюра <<Фауст>>.

News image

Увертюра <<Фауст>> Вагнера принадлежит к наиболее выдающимся произведениям раннего периода его творчеств...

Рихард Вагнер (Richard Wagner). Полет над гнездом вальк

News image

195 лет назад 22 мая в семье чиновника Карла Фридриха и дочери мельника Иоганны Розины родился самый успешный оп...

Закулисье:

Гнесинские виртуозы ночью выступили в Московском метр

News image

В ночь с 23 на 24 апреля московская подземка отметила завершение масштабной реконструкции, в ходе которой были обновле...

В Театре оперы и балета Екатеринбурга — кадровые перест

News image

Новый театральный сезон Екатеринбургский театр оперы и балета встретит во всех смыслах обновлённым. Заканчивается ремо...

Авторизация






ЛЮБОМИР ПИПКОВ
Композиторы - П

любомир пипков

Л. Пипков - композитор, который порождает влияния (Д. Шостакович), лидер болгарской композиторской школы, вышедшей на уровень современного европейского профессионализма и получившей международное признание. Пипков вырос в среде демократической прогрессивной интеллигенции, в семье музыканта. Его отец Панайот Пипков - один из пионеров профессиональной болгарской музыки, автор песен, имевших широкое хождение в революционных кругах. От отца будущий музыкант и унаследовал свой дар и гражданственные идеалы - в 20 лет он вступил в революционное движение, участвовал в деятельности подпольной тогда партии коммунистов, рискуя свободой, а подчас и жизнью.

В середине 20-х гг. Пипков - ученик Государственной музыкальной академии в Софии. Он выступает как пианист, и первые его композиторские опыты также лежат в сфере фортепианного творчества. Незаурядно одаренный юноша получает стипендию для обучения в Париже - здесь в 1926-32 гг. он занимается в Ecole Normale у известного композитора Поля Дюка и у педагога Нади Буланже. Пипков быстро вырастает в серьезного художника, о чем свидетельствуют его первые зрелые опусы: Концерт для духовых, ударных и фортепиано (1931), струнный Квартет (1928, это вообще был первый болгарский квартет), обработки народных песен. Но главное достижение этих лет-опера Девять братьев Яны , начатая в 1929, а завершенная после возвращения на родину в 1932 г. Пипков создал первую классическую болгарскую оперу, признанную историками музыки выдающимся сочинением, которое ознаменовало переломный этап в истории болгарского музыкального театра. Остросовременную социальную идею в те времена композитор мог воплотить лишь иносказательно, на материале народных преданий, отнеся действие в далекий XIV век. На легендарно-поэтическом материале раскрыта тема борьбы добра и зла, воплощенная прежде всего в конфликте двух братьев - злобного завистливого Георгия Грозника и загубленного им, светлого душой, талантливого художника Ангела. Личная драма перерастает в общенародную трагедию, ибо развертывается в глубинах народной массы, страдающей от иноземных угнетателей, от постигшей страну чумы... Рисуя трагические события давних времен, Пипков, однако, имеет в виду современную ему трагедию. Опеpa создавалась по свежим следам потрясшего всю страну Сентябрьского антифашистского восстания 1923 г., жестоко подавленного властями, - то было время, когда погибло много лучших людей страны, когда болгарин убивал болгарина. Злободневность ее была понята сразу же после премьеры в 1937 г. - тогда официальные критики обвинили Пипкова в коммунистической пропаганде , писали, что в опере видится протест против сегодняшнего общественного строя , - то есть против монархического фашистского режима. Много лет спустя композитор признал, что так оно и было, что он стремился в опере раскрыть правду жизни, полной мудрости, опыта и веры в будущее, веры, которая необходима для борьбы с фашизмом . Девять братьев Яны - симфонизированная музыкальная драма, с остро экспрессивным языком, полная сочных контрастов, с динамичными массовыми сценами, в которых прослеживается воздействие сцен Бориса Годунова М. Мусоргского. Музыка оперы, как и вообще всех творений Пипкова, отличается яркой национальной характерностью.

Среди произведений, которыми Пипков откликнулся на героизм и трагедию Сентябрьского антифашистского восстания, - кантата Свадьба (1935), названная им революционной симфонией для хора и оркестра, и вокальная баллада Всадники (1929). Обе они написаны на ст. крупного поэта Н. Фурнаджиева.

Возвратившись из Парижа, Пипков включается в музыкальную и общественную жизнь своей родины. В 1932 г. вместе с коллегами и сверстниками П. Владигеровым, П. Стайновым, В. Стояновым и другими он становится одним из создателей общества Современная музыка , объединившего все прогрессивное в отечественной композиторской школе, которая переживала первый высокий взлет. Пипков выступает также как музыкальный критик и публицист. В программной статье О болгарском музыкальном стиле он утверждает, что композиторское творчество должно развиваться в русле социально-активного искусства и что основой его является верность народной идее. Социальная значимость характерна для большинства крупных сочинений мастера. В 1940 г. он создает Первую симфонию - это первая в Болгарии подлинно национальная, вошедшая в отечественную классику крупная концепционная симфония. В ней находит отражение духовная атмосфера эпохи гражданской войны в Испании и начала второй мировой войны. Концепция симфонии - национально своеобразный вариант известной идеи через борьбу к победе - воплощена на основе болгарской образности и стилистики, опирающейся на закономерности фольклора.

Вторая опера Пипкова Момчил (имя народного героя, предводителя гайдуков) создавалась в 1939-43 гг., завершена в 1948 г. Она отразила патриотические настроения и демократический подъем в болгарском обществе на рубеже 40-х гг. Это народная музыкальная драма, с ярко выписанным, многогранно показанным образом народа. Важное место занимает героическая образная сфера, использован язык массовых жанров, в частности революционной маршевой песни - она здесь органично соединяется с исконными крестьянскими фольклорными истоками. Сохраняются характерные для Пипкова мастерство драматурга-симфониста и глубинная национальная почвенность стиля. Опера, впервые показанная в 1948 г. в Софийском театре, стала первой ласточкой нового этапа развития болгарской музыкальной культуры, этапа, наступившего после революции 9 сентября 1944 г. и вступления страны на путь социалистического развития.

Композитор-демократ, коммунист, обладающий большим общественным темпераментом, Пипков развертывает кипучую деятельность. Он - первый директор возрожденной Софийской оперы (1944-48), первый секретарь созданного в 1947 г. Союза болгарских композиторов (194757). С 1948 г. он профессор Болгарской государственной консерватории. В этот период в творчестве Пипкова с особой силой утверждается современная тема. Особенно ярко раскрыта она оперой Антигона-43 (1963), остающейся поныне лучшей болгарской оперой и одной из наиболее значительных опер на современный сюжет в европейской музыке, и ораторией О нашем времени (1959). Чуткий художник возвысил здесь голос против войны - не той, что прошла, а той, что вновь угрожает людям. Богатство психологического содержания оратории обусловливает смелость и остроту контрастов, динамику переключений - от интимной лирики писем солдата к возлюбленной к жестокой картине всеобщего уничтожения в результате атомного удара, к трагическому образу погибших детей, окровавленных птиц. Подчас оратория обретает театральную силу воздействия.

Юная героиня оперы Антигона-43 - школьница Анна, как когда-то Антигона, вступает в героический поединок с властями. Из неравной борьбы Анна-Антигона выходит победительницей, хотя достается ей эта моральная победа ценою жизни. Музыка оперы отличается суровой сдержанной силой, самобытностью, тонкостью психологической разработки вокальных партий, в которых доминирует ариозно-декламационный стиль. Драматургия остроконфликтна, напряженному динамизму сцен-поединков, характерных для музыкальной драмы и кратких, как пружина, напряженных оркестровых интерлюдий, противостоят эпические хоровые интермедии - это как бы голос народа, с его философскими размышлениями и этическими оценками происходящего.

В конце 60-х - начале 70-х гг. намечается новый этап в творчестве Пипкова: от героических и трагедийных концепций гражданственного звучания происходит все больший поворот к лирико-психологической, философско-этической проблематике, особой интеллектуальной утонченности лирики. Наиболее значительные произведения этих лет - Пять песен на ст. иностранных поэтов (1964) для баса, сопрано и камерного оркестра, Концерт для кларнета с камерным оркестром и Третий квартет с литаврами (1966), лирико-медитативная двухчастная Четвертая симфония для струнного оркестра (1970), хоровой камерный цикл на ст. М. Цветаевой Приглушенные песни (1972), циклы пьес для фортепиано. В стилистике поздних сочинений Пипкова заметно обновление выразительного потенциала, обогащение его новейшими средствами. Композитор прошел большой путь. На каждом витке своей творческой эволюции он решал задачи новые и актуальные для всей национальной школы, прокладывая ей путь в будущее.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Шаповалов и Крамер – в Хакасии сыграют мировые знаменит

News image

Уже в октябре в Хакасию приедет знаменитый виолончелист Денис Шаповалов. Он сыграет концерт с симфоническим оркестром ...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

В Екатеринбурге в рамках года России-Франции открылся м

News image

В Екатеринбурге в рамках года сотрудничества России и Франции открылся международный музыкальный проект с участием луч...

Оркестр СПб Филармонии продолжит цикл Страсти по роман

News image

27 сентября 2010 года, в понедельник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостакович...

Популярные статьи о композиторах:

News image

БАЛЬДАССАРЕ ГАЛУППИ (Galuppi)

Имя Б. Галуппи мало о чем говорит современному любителю музыки, но в свое время он был одним из ведущих мастеров итальянской комической оперы. Галуп...

Читать>>
News image

ДАНИЭЛЬ ФРАНСУА ОБЕР (Auber)

Французский композитор. Член Института Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовив...

Читать>>
News image

Гильом де Машо (Machaut)

Гильом де Машо (Machaut) (ок.1300-1377) (известен также под латинским именем Guillelmus de Mascandio) - французский поэт и композитор. С 1323 (?) жи...

Читать>>