Из жизни великих:

Вагнер. Работа в немецких оперных театрах

News image

После сравнительно успешного исполнения до-мажорной симфонии в Лейпцигском Гевандхаузе Вагнер мог рассчитывать на с...

Возвращение в Германию.

News image

Время пребывания Вагнера в Париже близилось к концу. Готовившаяся в Дрездене постановка <<Риенци>> ускорил...

Бетховен. Поздние годы (1802—1812)

News image

В 34 года, когда Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором, Бетховен отка...

Закулисье:

В Большом театре признают шоколад Вдохновение и недов

News image

Товарный знак Большого театра признали общеизвестным. Это значит, что теперь изображение его фасада, а также слово Бо...

Москва попрощалась с Большим залом Консерватории

News image

В минувшую субботу в Большом зале Московской Консерватории при полном аншлаге состоялся последний симфонический концер...

Авторизация






ЛЮБОМИР ПИПКОВ
Композиторы - П

любомир пипков

Л. Пипков - композитор, который порождает влияния (Д. Шостакович), лидер болгарской композиторской школы, вышедшей на уровень современного европейского профессионализма и получившей международное признание. Пипков вырос в среде демократической прогрессивной интеллигенции, в семье музыканта. Его отец Панайот Пипков - один из пионеров профессиональной болгарской музыки, автор песен, имевших широкое хождение в революционных кругах. От отца будущий музыкант и унаследовал свой дар и гражданственные идеалы - в 20 лет он вступил в революционное движение, участвовал в деятельности подпольной тогда партии коммунистов, рискуя свободой, а подчас и жизнью.

В середине 20-х гг. Пипков - ученик Государственной музыкальной академии в Софии. Он выступает как пианист, и первые его композиторские опыты также лежат в сфере фортепианного творчества. Незаурядно одаренный юноша получает стипендию для обучения в Париже - здесь в 1926-32 гг. он занимается в Ecole Normale у известного композитора Поля Дюка и у педагога Нади Буланже. Пипков быстро вырастает в серьезного художника, о чем свидетельствуют его первые зрелые опусы: Концерт для духовых, ударных и фортепиано (1931), струнный Квартет (1928, это вообще был первый болгарский квартет), обработки народных песен. Но главное достижение этих лет-опера Девять братьев Яны , начатая в 1929, а завершенная после возвращения на родину в 1932 г. Пипков создал первую классическую болгарскую оперу, признанную историками музыки выдающимся сочинением, которое ознаменовало переломный этап в истории болгарского музыкального театра. Остросовременную социальную идею в те времена композитор мог воплотить лишь иносказательно, на материале народных преданий, отнеся действие в далекий XIV век. На легендарно-поэтическом материале раскрыта тема борьбы добра и зла, воплощенная прежде всего в конфликте двух братьев - злобного завистливого Георгия Грозника и загубленного им, светлого душой, талантливого художника Ангела. Личная драма перерастает в общенародную трагедию, ибо развертывается в глубинах народной массы, страдающей от иноземных угнетателей, от постигшей страну чумы... Рисуя трагические события давних времен, Пипков, однако, имеет в виду современную ему трагедию. Опеpa создавалась по свежим следам потрясшего всю страну Сентябрьского антифашистского восстания 1923 г., жестоко подавленного властями, - то было время, когда погибло много лучших людей страны, когда болгарин убивал болгарина. Злободневность ее была понята сразу же после премьеры в 1937 г. - тогда официальные критики обвинили Пипкова в коммунистической пропаганде , писали, что в опере видится протест против сегодняшнего общественного строя , - то есть против монархического фашистского режима. Много лет спустя композитор признал, что так оно и было, что он стремился в опере раскрыть правду жизни, полной мудрости, опыта и веры в будущее, веры, которая необходима для борьбы с фашизмом . Девять братьев Яны - симфонизированная музыкальная драма, с остро экспрессивным языком, полная сочных контрастов, с динамичными массовыми сценами, в которых прослеживается воздействие сцен Бориса Годунова М. Мусоргского. Музыка оперы, как и вообще всех творений Пипкова, отличается яркой национальной характерностью.

Среди произведений, которыми Пипков откликнулся на героизм и трагедию Сентябрьского антифашистского восстания, - кантата Свадьба (1935), названная им революционной симфонией для хора и оркестра, и вокальная баллада Всадники (1929). Обе они написаны на ст. крупного поэта Н. Фурнаджиева.

Возвратившись из Парижа, Пипков включается в музыкальную и общественную жизнь своей родины. В 1932 г. вместе с коллегами и сверстниками П. Владигеровым, П. Стайновым, В. Стояновым и другими он становится одним из создателей общества Современная музыка , объединившего все прогрессивное в отечественной композиторской школе, которая переживала первый высокий взлет. Пипков выступает также как музыкальный критик и публицист. В программной статье О болгарском музыкальном стиле он утверждает, что композиторское творчество должно развиваться в русле социально-активного искусства и что основой его является верность народной идее. Социальная значимость характерна для большинства крупных сочинений мастера. В 1940 г. он создает Первую симфонию - это первая в Болгарии подлинно национальная, вошедшая в отечественную классику крупная концепционная симфония. В ней находит отражение духовная атмосфера эпохи гражданской войны в Испании и начала второй мировой войны. Концепция симфонии - национально своеобразный вариант известной идеи через борьбу к победе - воплощена на основе болгарской образности и стилистики, опирающейся на закономерности фольклора.

Вторая опера Пипкова Момчил (имя народного героя, предводителя гайдуков) создавалась в 1939-43 гг., завершена в 1948 г. Она отразила патриотические настроения и демократический подъем в болгарском обществе на рубеже 40-х гг. Это народная музыкальная драма, с ярко выписанным, многогранно показанным образом народа. Важное место занимает героическая образная сфера, использован язык массовых жанров, в частности революционной маршевой песни - она здесь органично соединяется с исконными крестьянскими фольклорными истоками. Сохраняются характерные для Пипкова мастерство драматурга-симфониста и глубинная национальная почвенность стиля. Опера, впервые показанная в 1948 г. в Софийском театре, стала первой ласточкой нового этапа развития болгарской музыкальной культуры, этапа, наступившего после революции 9 сентября 1944 г. и вступления страны на путь социалистического развития.

Композитор-демократ, коммунист, обладающий большим общественным темпераментом, Пипков развертывает кипучую деятельность. Он - первый директор возрожденной Софийской оперы (1944-48), первый секретарь созданного в 1947 г. Союза болгарских композиторов (194757). С 1948 г. он профессор Болгарской государственной консерватории. В этот период в творчестве Пипкова с особой силой утверждается современная тема. Особенно ярко раскрыта она оперой Антигона-43 (1963), остающейся поныне лучшей болгарской оперой и одной из наиболее значительных опер на современный сюжет в европейской музыке, и ораторией О нашем времени (1959). Чуткий художник возвысил здесь голос против войны - не той, что прошла, а той, что вновь угрожает людям. Богатство психологического содержания оратории обусловливает смелость и остроту контрастов, динамику переключений - от интимной лирики писем солдата к возлюбленной к жестокой картине всеобщего уничтожения в результате атомного удара, к трагическому образу погибших детей, окровавленных птиц. Подчас оратория обретает театральную силу воздействия.

Юная героиня оперы Антигона-43 - школьница Анна, как когда-то Антигона, вступает в героический поединок с властями. Из неравной борьбы Анна-Антигона выходит победительницей, хотя достается ей эта моральная победа ценою жизни. Музыка оперы отличается суровой сдержанной силой, самобытностью, тонкостью психологической разработки вокальных партий, в которых доминирует ариозно-декламационный стиль. Драматургия остроконфликтна, напряженному динамизму сцен-поединков, характерных для музыкальной драмы и кратких, как пружина, напряженных оркестровых интерлюдий, противостоят эпические хоровые интермедии - это как бы голос народа, с его философскими размышлениями и этическими оценками происходящего.

В конце 60-х - начале 70-х гг. намечается новый этап в творчестве Пипкова: от героических и трагедийных концепций гражданственного звучания происходит все больший поворот к лирико-психологической, философско-этической проблематике, особой интеллектуальной утонченности лирики. Наиболее значительные произведения этих лет - Пять песен на ст. иностранных поэтов (1964) для баса, сопрано и камерного оркестра, Концерт для кларнета с камерным оркестром и Третий квартет с литаврами (1966), лирико-медитативная двухчастная Четвертая симфония для струнного оркестра (1970), хоровой камерный цикл на ст. М. Цветаевой Приглушенные песни (1972), циклы пьес для фортепиано. В стилистике поздних сочинений Пипкова заметно обновление выразительного потенциала, обогащение его новейшими средствами. Композитор прошел большой путь. На каждом витке своей творческой эволюции он решал задачи новые и актуальные для всей национальной школы, прокладывая ей путь в будущее.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь

News image

Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ...

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» откроется в Между

News image

Международный день музыки в Твери сегодня вечером 1 октября ознаменуется открытием фестиваля «Музыкальная осень в Твер...

Василий Синайский откроет абонемент Большого театра в з

News image

Филармонический абонемент Большого театра в Концертном зале им. П.И. Чайковского откроет в этом сезоне новый музыкальн...

Классика и современность в одном концерте

News image

Омский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Гурилёв Александр Львович

Гурилёв является не только русским композитором, но и скрипачом, пианистом и альтистом. В 1831-м году, вместе со своим отцом получили вольную. Посл...

Читать>>
News image

КАРА (Абульфаз оглы) КАРАЕВ

В молодости Кара Караев был отчаянным мотоциклистом. Яростная гонка отвечала его потребности в риске, в обретении чувства победы над самим собой. Бы...

Читать>>
News image

ГАБРИЭЛЬ ФОРЕ (Faure)

Жизнь Г. Форе - крупного французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика - проходила в эпоху значительных исторических...

Читать>>