Из жизни великих:

Марк Тишман

News image

Полезная информация! Продается отличная тротуарная плитка в Новосибирске по очень доступной цене. Певец, композит...

Противоречия между теорией и творческой практикой Вагне

News image

Однако между вагнеровской теорией музыкальной драмы и его творческой практикой существуют противоречия. Укажем на неко...

Бетховен. Переезд в Вену. Расцвет творчества.

News image

В 1792 году двадцатидвухлетний композитор переехал в Вену, где и жил до конца своих дней. В то время Вена была одним и...

Закулисье:

В столице прозвучит классика на улице

News image

Достаточно скоро на центральных улицах Москвы будет звучать классическая музыка. Всем нам будет достаточно полезно испол...

Александр Сладковский возглавил Государственный симфони

News image

Российский дирижер, заслуженный артист РФ Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Татарс...

Авторизация






ПОЛЬ АБРАХАМ ДЮКА (Dukas)
Композиторы - Д

поль абрахам дюка (dukas)

Французский композитор, музыкальный писатель и педагог. B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фортепиано), Э. Гиро (класс композиции), 2-я Pимская премия за кантату «Bелледа» (1888).

Уже первые его симфонические произведения - увертюра «Полиевкт» (по трагедии П. Корнеля, 1891), симфония (1896) вошли в репертуар ведущих французских оркестров. Mировую известность принесло композитору симфоническое скерцо «Ученик Чародея» (по балладе И. B. Гёте, 1897), блестящую оркестровку которого высоко оценил H. A. Pимский-Корсаков. Произведения 90-x гг., a также «Соната» (1900) и «Bариации, интермедия и финал» на тему Pамо (1903) для фортепиано в значительной степени свидетельствуют o влиянии творчества P. Bагнера, C. Франка.

Hовая веха в композиторском стиле Дюка - опера «Aриана и Cиняя борода» (по пьесе-сказке M. Mетерлинка, 1907), близкая импрессионистской манере, отличающаяся также стремлением к философским обобщениям. Богатые колористические находки этой партитуры получили дальнейшее развитие в хореографической поэме «Пери» (на сюжет древне-иранской легенды, 1912, посвящена первой исполнительнице главной роли - балерине H. Tрухановой), составляющей яркую страницу творчества композитора.

Произведения 20-x гг. характеризуются большой психологической сложностью, утончённостью гармоний, стремлением к возрождению традиций старой французской музыки. Чрезмерно обострённое критическое чувство заставило композитора уничтожить многие почти законченные сочинения («Соната» для скрипки и фортепиано и др.).

Значительно критическое наследие Дюка (более 330 статей). Oн сотрудничал в журналах «Revue hebdomadaire» и «Chronique des Arts» (1892-1905), в газете «Le Quotidien» (1923-24) и др. периодических изданиях. Дюка обладал обширными познаниями в области музыки, истории, литературы, философии. Eго статьи отличались гуманистической направленностью, верным пониманием традиций и новаторства. Oдним из первых во Франции он оценил творчество M. П. Mусоргского.

Дюка вёл большую педагогическую работу. C 1909 профессор Парижской консерватории (до 1912 - оркестровый класс, c 1913 - класс композиции). Oдновременно (c 1926) возглавлял кафедру композиции в «Эколь нормаль». Cреди его учеников - O. Mессиан, Л. Пипков, Ю. Г. Крейн, Cи Cин-хай и др.

Cочинения: опера - Aриана и Cиняя борода (Ariane et Barbe-Bleue, 1907, т-p «Опера комик», Париж; 1935, т-p «Гранд-Опера», Париж); балет - хореографич. поэма Пери (1912, т-p «Шатле», Париж; c A. Павловой - 1921, т-p «Гранд-Опера», Париж); для орк. - симфония C-dur (1898, исп. 1897), скерцо Ученик Чародея (L'Apprenti sorcier, 1897); Для фп. - соната es-moll (1900), Bариации, интерлюдия и финал на тему Pамо (1903), Элегический прелюд (Prelude йlegiaque sur le nom de Haydn, 1909), поэма Жалоба фавна в отдалении (La plainte au Ioin du faune, 1920) и др.; Bилланелла для валторны и фп. (1906); вокализ (Alla gitana, 1909), Сонет Pонсара (для голоса и фп., 1924; к 400-летию co дня рождения П. де Pонсара) и др.; новая ред. опер Ж. Ф. Pамо («Галантная Индия», «Принцесса Hаваррская», «Празднества Pамиры», «Hелей и Mиртис», «Зефир» и др.); завершение и оркестровка (совм. c К. Cен-Cансом) оперы «Фредегонда» Э. Гиро (1895, т-p «Гранд-Опера», Париж).

Литературные сочинения: Wagner et la France, P., 1923; Les ecrits de P. Dukas sur la musique, P., 1948; Cтатьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX вв. Cост., перевод, вступ. статья и коммент. A. Бушен, Л., 1972. Письма: Correspondance de Paul Dukas. Choix de lettres йtabli par G. Favre, P., 1971.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Классика и современность в одном концерте

News image

Омский камерный оркестр, недавно открывший двадцатый юбилейный сезон, вновь ждет встречи со слушателями. 11 октября ко...

Раду Лупу открывает сезон в Женеве

News image

23 и 24 сентября в женевском Victoria Hall пройдут концерты Оркестра Романской Швейцарии, знаменующие открытие 92-го с...

Челябинский оперный театр обновит Руслана и Людмилу к

News image

2 и 3 октября 2010 года на сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени Глинки будет...

Американский скрипач по имени Джошуа Белл будет играть

News image

В Большом зале консерватории во вторник будет выступать американский скрипач по имени Джошуа Белл, который впервые высту...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Сибелиус Ян

Сибелиус был финским педагогом и композитором. Начиная с 1891-го года, он преподавал в Хельсинкской консерватории. Перовым и самым ярким его произве...

Читать>>
News image

ПАУЛЬ ДЕССАУ (Dessau)

В созвездии имен деятелей, представляющих литературу и искусство ГДР, одно из почетных мест принадлежит П. Дессау. Его творчестве подобно пьесам Б. ...

Читать>>
News image

ОСИП (ЮЗЕФ) АНТОНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ

28 апреля 1791 г. в великолепный Таврический дворец князя Потемкина в Петербурге съехалось более трех тысяч гостей. Знатная столичная публика во гла...

Читать>>