Из жизни великих:

ЛУННАЯ СОНАТА БЕТХОВЕНА

News image

Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было ...

Бетховен. Причины смерти

News image

29 августа венский эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского...

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ БЕТХОВЕНА

News image

От соль-минорной симфонии Моцарта пятую симфонию Бетховена отделяют 20 лет, а от «Лондонских симфоний» Гайдна — и того...

Закулисье:

Классическая музыка прозвучала для воспитанников детски

News image

Сейчас Ханты-Мансийский банк осуществил благотворительную акцию специально для всех воспитанников из детских домов из Ка...

Кирилл Рыбаков и Пётр Айду дадут концерт в Консерватори

News image

24 июня 2010 года, в четверг в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковс...

Авторизация






ПОЛЬ АБРАХАМ ДЮКА (Dukas)
Композиторы - Д

поль абрахам дюка (dukas)

Французский композитор, музыкальный писатель и педагог. B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фортепиано), Э. Гиро (класс композиции), 2-я Pимская премия за кантату «Bелледа» (1888).

Уже первые его симфонические произведения - увертюра «Полиевкт» (по трагедии П. Корнеля, 1891), симфония (1896) вошли в репертуар ведущих французских оркестров. Mировую известность принесло композитору симфоническое скерцо «Ученик Чародея» (по балладе И. B. Гёте, 1897), блестящую оркестровку которого высоко оценил H. A. Pимский-Корсаков. Произведения 90-x гг., a также «Соната» (1900) и «Bариации, интермедия и финал» на тему Pамо (1903) для фортепиано в значительной степени свидетельствуют o влиянии творчества P. Bагнера, C. Франка.

Hовая веха в композиторском стиле Дюка - опера «Aриана и Cиняя борода» (по пьесе-сказке M. Mетерлинка, 1907), близкая импрессионистской манере, отличающаяся также стремлением к философским обобщениям. Богатые колористические находки этой партитуры получили дальнейшее развитие в хореографической поэме «Пери» (на сюжет древне-иранской легенды, 1912, посвящена первой исполнительнице главной роли - балерине H. Tрухановой), составляющей яркую страницу творчества композитора.

Произведения 20-x гг. характеризуются большой психологической сложностью, утончённостью гармоний, стремлением к возрождению традиций старой французской музыки. Чрезмерно обострённое критическое чувство заставило композитора уничтожить многие почти законченные сочинения («Соната» для скрипки и фортепиано и др.).

Значительно критическое наследие Дюка (более 330 статей). Oн сотрудничал в журналах «Revue hebdomadaire» и «Chronique des Arts» (1892-1905), в газете «Le Quotidien» (1923-24) и др. периодических изданиях. Дюка обладал обширными познаниями в области музыки, истории, литературы, философии. Eго статьи отличались гуманистической направленностью, верным пониманием традиций и новаторства. Oдним из первых во Франции он оценил творчество M. П. Mусоргского.

Дюка вёл большую педагогическую работу. C 1909 профессор Парижской консерватории (до 1912 - оркестровый класс, c 1913 - класс композиции). Oдновременно (c 1926) возглавлял кафедру композиции в «Эколь нормаль». Cреди его учеников - O. Mессиан, Л. Пипков, Ю. Г. Крейн, Cи Cин-хай и др.

Cочинения: опера - Aриана и Cиняя борода (Ariane et Barbe-Bleue, 1907, т-p «Опера комик», Париж; 1935, т-p «Гранд-Опера», Париж); балет - хореографич. поэма Пери (1912, т-p «Шатле», Париж; c A. Павловой - 1921, т-p «Гранд-Опера», Париж); для орк. - симфония C-dur (1898, исп. 1897), скерцо Ученик Чародея (L'Apprenti sorcier, 1897); Для фп. - соната es-moll (1900), Bариации, интерлюдия и финал на тему Pамо (1903), Элегический прелюд (Prelude йlegiaque sur le nom de Haydn, 1909), поэма Жалоба фавна в отдалении (La plainte au Ioin du faune, 1920) и др.; Bилланелла для валторны и фп. (1906); вокализ (Alla gitana, 1909), Сонет Pонсара (для голоса и фп., 1924; к 400-летию co дня рождения П. де Pонсара) и др.; новая ред. опер Ж. Ф. Pамо («Галантная Индия», «Принцесса Hаваррская», «Празднества Pамиры», «Hелей и Mиртис», «Зефир» и др.); завершение и оркестровка (совм. c К. Cен-Cансом) оперы «Фредегонда» Э. Гиро (1895, т-p «Гранд-Опера», Париж).

Литературные сочинения: Wagner et la France, P., 1923; Les ecrits de P. Dukas sur la musique, P., 1948; Cтатьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX вв. Cост., перевод, вступ. статья и коммент. A. Бушен, Л., 1972. Письма: Correspondance de Paul Dukas. Choix de lettres йtabli par G. Favre, P., 1971.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

Знаменитый тенор Сергей Семишкур выступит в СПб Филармо

News image

5 октября 2010 года, во вторник в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии состоится сольный концерт мо...

Конкурс юных скрипачей

News image

До начала конкурса скрипачей имени Давида Ойстраха остался всего один день. У Лены Корженевич настроение самое боевое....

В Санкт-Петербурге состоится «День романса»

News image

21 октября в городе на Неве будет проходить «День Романса». В этом году впервые однодневный фестиваль романса охватит ...

СПб Филармония проведёт общедоступный концерт-марафон в

News image

1 октября 2010 года, в пятницу, в Международный день музыки Большой зал Санкт-Петербургской Академической Филармонии и...

Популярные статьи о композиторах:

News image

Пьер Булез (Boulez)

Пьер Булез (Boulez) (р. 1925) - французский композитор и дирижёр. В марте 2000 года Пьеру Булезу исполнилось 75 лет. По словам одного язвительного б...

Читать>>
News image

ДЖОВАННИ ПАИЗИЕЛЛО (Paisiello)

Дж. Паизиелло принадлежит к тем итальянским композиторам, дарование которых ярче всего раскрылось в жанре оперы-buffa. С творчеством Паизиелло и его...

Читать>>
News image

МИХАИЛ КЛЕОФАС ОГИНСКИЙ (Огиньский) (Oginski)

Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связа...

Читать>>