Из жизни великих:

Моцарт и Сальери

News image

Северный итальянский городок Леньяго пытается восстановить репутацию своего самого знаменитого сына, Антонио Сальери, ...

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСТВА

News image

емецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворн...

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ БЕТХОВЕНА

News image

Детство. Людвиг ван Бетховен (приставка «ван» к фамилии указывает на голландское происхождение семьи композитора) роди...

Закулисье:

Оркестр Светланова проведет фестиваль Музыкальное прин

News image

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова и его худрук Марк Горенштейн проведут фест...

Городской камерный оркестр даст юбилейный концерт в чес

News image

Юбилейный концерт, который задумал Брянский городской камерный оркестр, будет называться «20-ть лет в ваших сердцах», и ...

Авторизация






БАЛИС ДОМИНИКО ДВАРИОНАС
Композиторы - Д

балис доминико дварионас

Б. Дварионас - художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог - сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Литвы. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен; простоту и ясность формы, гармонического мышления; рапсодичность, импровизационность изложения. Композиторское творчество Дварионаса органично сочеталось с его исполнительской деятельностью. В 1924 г. он окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано у Р. Тайхмюллера, затем совершенствовался у Э. Петри. Со студенческих лет выступал как концертирующий пианист, гастролировал во Франции, Венгрии, Германии, Швейцарии, Швеции.

Дварионас воспитал целую плеяду исполнителей - с 1926 г. он вел класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, с 1933 - в Каунасской консерватории. С 1949 г. до конца своей жизни был профессором Литовской государственной консерватории. Дварионас занимался также дирижированием. Уже будучи зрелым дирижером, он экстерном сдает экзамены у Г. Абендрота в Лейпциге (1939). Дирижер Н. Малько, гастролировавший в Каунасе в начале 30-х гг., сказал о Дварионасе: Это дирижер с врожденными способностями, чуткий музыкант, сознающий, что нужно и что можно потребовать от порученного ему оркестра . Трудно переоценить значение Дварионаса в деле пропаганды национальной профессиональной музыки: одним из первых литовских дирижеров он поставил перед собой цель исполнять произведения литовских композиторов не только в Литве, но и по всей стране и за рубежом. Он первым дирижировал симфонической поэмой М. К. Чюрлениса Море , включал в программы своих концертов сочинения Ю. Груодиса, Ю. Карнавичюса, Ю. Таллат-Кялпши, А. Рачюнаса и др. Дварионас исполнял также произведения русских, советских и зарубежных композиторов. В 1936 г. в буржуазной Литве под его управлением прозвучала Первая симфония Д. Шостаковича. В 1940 г. Дварионас организовал и возглавил Вильнюсский городской симфонический оркестр, в 40-50-х гг. он являлся главным дирижером оркестра Литовской филармонии, главным дирижером республиканских Праздников песни. Песня вызывает у людей радость. Радость же: рождает силы к жизни, к созидательному труду , - писал Дварионас после Вильнюсского городского праздника песни в 1959 г. Дварионас-дирижер общался с крупнейшими музыкантами нашего столетия: С. Прокофьевым, И. Гофманом, А. Рубинштейном, Э. Петри, Э. Гилельсом, Г. Нейгаузом.

Первым масштабным сочинением композитора стал балет Сватовство (1931). Вместе с Ю. Груодисом - автором балета Юрате и Каститис - и В. Бацявичюсом, написавшим балет В вихре танца , Дварионас находился у истоков этого жанра в литовской музыке. Следующей значительной вехой стала Праздничная увертюра (1946), известная также под названием У янтарного берега . В этой оркестровой картине драматически порывистые, стремительные темы рапсодически чередуются с лирическими, основанными на фольклорных интонациях.

К 30-летию Великого Октября Дварионас пишет Симфонию ми минор - первую литовскую симфонию. Ее содержание определяет эпиграф: Склоняюсь перед родной землей . Это симфоническое полотно пронизано любовью к родной природе, к своему народу. Почти все темы Симфонии интонационно близки песенно-танцевальному литовскому фольклору.

Год спустя появляется одно из лучших сочинений Дварионаса - Концерт для скрипки с оркестром (1948), ставший значительным достижением национального музыкального искусства. С этим произведением связан выход литовской профессиональной музыки на всесоюзную и международную арену. Насыщая ткань Концерта народно-песенными интонациями, композитор воплощает в нем традиции лирико-романтического концерта XIX в. Сочинение покоряет мелодизмом, щедростью калейдоскопически меняющегося тематического материала. Партитура Концерта ясна и прозрачна. Дварионас использует здесь народные песни Осенним утром и Пива, пива (вторую записал сам композитор).

В 1950 г. Дварионас совместно с композитором И. Швядасом пишет Государственный гимн Литовской ССР на слова А. Венцловы. Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Дварионаса еще тремя произведениями. Это 2 концерта для его любимого инструмента фортепиано (1960, 1962) и Концерт для валторны с оркестром (1963). Первый фортепианный концерт - глубоко эмоциональное сочинение, посвященное 20-летию Советской Литвы. Оригинален тематический материал концерта, 4 части которого при всей их контрастности объединены родственными темами, основанными на фольклорном материале. Так, в 1 части и в финале звучит видоизмененный мотив литовской народной песни Ой, горит огонек . Красочная оркестровка сочинения оттеняет партию солирующего фортепиано. Изобретательны тембровые сочетания, так, в медленной 3 части концерта фортепиано контрапунктически звучит в дуэте с валторной. Композитор использует в концерте свой излюбленный прием изложения - рапсодичность, особенно отчетливо проявляющуюся в развитии тем 1 части. В сочинении много эпизодов жанрово-танцевального характера, напоминающих народные сутартинес.

Второй фортепианный концерт написан для солиста и камерного оркестра, он посвящен молодежи, которой принадлежит будущее. В 1954 г. на Декаде литовской литературы и искусства в Москве прозвучала кантата Дварионаса Привет Москве (на ст. Т. Тильвитиса) для баритона, смешанного хора и оркестра. Это сочинение стало своего рода подготовкой к единственной опере Дварионаса - Даля (1958), написанной на сюжет драмы Б. Сруоги Доля предрассветная (либр. И. Мацкониса). В основе оперы сюжет из истории литовского народа - жестоко подавленное восстание жемайтийских крестьян в 1769 г. Главная героиня этого исторического полотна - Даля Радаилайте - погибает, предпочтя смерть рабству.

Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место. Его творчество - это не только золотой фонд искусства республики. Оно украшает всю многонациональную советскую музыкальную культуру . (Е. Светланов).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Концерты классической музыки:

В СПб Филармонии пройдёт вечер, посвящённый юбилею Л.Де

News image

16 октября 2010 года исполняется 55 лет известному петербургскому композитору Леониду ДЕСЯТНИКОВУ. Именно в этот день ...

Знаменитый тенор Сергей Семишкур выступит в СПб Филармо

News image

5 октября 2010 года, во вторник в Малом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии состоится сольный концерт мо...

Анонс: Фестиваль Арт-ноябрь

News image

Итак, потихоньку уже анонсируется очередное важное московское ежегодное музыкальное событие - фестиваль Арт-ноябрь . ...

Поющие олигархи

News image

Ультрасовременным прочтением классической оперы откроет новый, 72-й сезон Татарский театр оперы и балета. Действие пер...

Популярные статьи о композиторах:

News image

ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ (Hindemith)

П. Хиндемит - крупнейший немецкий композитор, один из признанных классиков музыки XX в. Будучи личностью универсального масштаба (дирижер, исполните...

Читать>>
News image

Булат Шалвович Окуджавff

Булат Шалвович Окуджава является сценаристом, писателем, автором музыки и песен. Окончил, свое высшее образование в государственном университете Т...

Читать>>
News image

ФРИДЕРИК ШОПЕН (Chopin)

По словам А. Рубинштейна, Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано . С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетн...

Читать>>